Зайцева И.А. Развитие региональной инфраструктуры как фактор повышения качества жизни населения / И.А. Зайцева, Ю.Е. Острякова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 175-178.

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

И.А. Зайцева, канд. экон. наук, доцент

Ю.Е. Острякова, канд. экон. наук, доцент

Ивановский государственный политехнический университет

(Россия, г. Иваново)

 

Аннотация. Инфраструктура выступает интегрирующим фактором регионального экономического роста, что влечет за собой устойчивое улучшение качества жизни, как одного из главного показателя экономического роста региона. Уровень развития, стабильность и эффективность функционирования предприятий и учреждений региональной инфраструктуры оказывает косвенное влияние на устойчивость региона, прежде всего через социально-психологические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения. Совершенствование научно-методических основ управления региональной инфраструктурой, позволяет обоснованно выбрать направления ее развития и таким образом способствует повышению качества жизни населения в регионе и его конкурентоспособности.

Ключевые слова: инфраструктура региона, качество жизни населения, мониторинг.

 

 

Инфраструктура выступает важным интегрирующим фактором регионального экономического роста. Иначе говоря, чем более богата, разнообразна, эффективно организована инфраструктура региона, тем более он привлекателен для инвестиций, для новых видов бизнеса, что обеспечивает создание новых рабочих мест, приток налоговых поступлений. А это влечет за собой устойчивое улучшение качества жизни, как одного из главного показателя экономического роста региона.

В результате возникает проблема поиска внутренних резервов экономического роста региона, одним из направлений которого выступает формирование сбалансированной инфраструктуры, обеспечивающей повышение мобильности всех видов ресурсов и совершенствования инфраструктурного обеспечения экономических процессов.

К отраслям инфраструктуры относятся следующие: рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей природной среды, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, пригородное сельское хозяйство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание. Состав инфраструктуры является величиной непостоянной и находится в большой зависимости от специализации региона, пространственного уровня и других факторов.

С целью повышения качества жизни, инфраструктура, рассматриваемая в процессе взаимодействия региональных подсистем, является интегральной характеристикой жизни людей и раскрывает не только жизнедеятельность, жизнеобеспечение, но и жизнеспособность общества как целостного социального организма.

Уровень развития, стабильность и эффективность функционирования предприятий и учреждений всех перечисленных отраслей инфраструктуры оказывает косвенное влияние на устойчивость региона, прежде всего через социально-психологические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения.

Важнейшим критерием оценки эффективности социально-экономической политики государства является уровень и качество жизни населения.

К важнейшим принципам улучшения качества жизни надо отнести ориентацию деятельности отдельных его составляющих на повышение конечных результатов социально-экономического развития региона. Конечные результаты работы имеют иерархический характер. Теоретический анализ конечных результатов, как понятия социальной и экономической подцелей, показывает возможность и необходимость единого подхода к определению конечных результатов работы на всех уровнях системы. Важность данного момента заключается в том, что на этой основе становится возможной разработка единой методологии формирования социально-экономических методов и форм ориентации участников этой системы на различных уровнях на достижение высоких конечных результатов, где повышение качества жизни выступает как цель социально-экономического развития.

В диссертационной работе Мешкова В.А. выделены предпосылки достижения и поддержания устойчивого развития региона, формируемые факторами регионального характера, среди которых особое внимание уделяется уровню развития инфраструктуры реального сектора экономики и социальной инфраструктуры региона. Автор отмечает, что «в регионах с развитой инфраструктурой достичь высокого уровня развития, как отдельно взятой отрасли, так и региона в целом значительно проще и эффективней».

Таким образом, региональная инфраструктура становиться решающим фактором успешного развития как территории в целом, так и производственной сферы в частности. Стабильность экономики региона, зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова к развитию основного производства. Чем больше развита инфраструктура, тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его социально-экономическое развитие и процветание.

При анализе развития инфраструктуры Пчелинцев О.С. рекомендует уделять внимание экономической и социальной ее специфике. К экономической специфике инфраструктуры относит следующие:

 крупномасштабные положительные внешние эффекты;

 специализация на производстве общественных благ;

 понижение предельных издержек с увеличением объема производства.

А социальную специфику инфраструктуры по его мнению определяют:

 безусловный характер требований, предъявляемых ее отраслями к распределению ресурсов, в пределах системы минимальных социальных стандартов;

 необходимость дополнения этой системы средними нормативами расходов на удовлетворение коллективных потребностей в жилищно-коммунальном и социально-культурном обслуживании.

В совокупности эти факторы ведут к тому, что инфраструктурные системы могут управляться только как единое целое. Конкуренция между их частями невозможна технически и нецелесообразна экономически. Развития инфраструктуры повлечет за собой повышение качества жизни населения региона путем стимулирования развития смежных отраслей, в том числе и улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения в соответствии со стандартами качества. Таким образом, можно сформулировать особенности воздействия инфраструктуры на устойчивость (конкурентоспособность) экономики региона и повышение качества жизни населения:

1. Более развитая инфраструктурная деятельность в регионе обеспечивает ускорение темпов воспроизводства, а это является важным резервом повышения эффективности производства.

2. При развитой инфраструктуре следует ожидать снижение потерь при производстве продукции, работ, услуг.

3. Развитие рыночных отношений в инфраструктурном секторе способствует росту специализации производства и кооперирования.

В ряд основных целей развития инфраструктуры необходимо ставить обеспечение необходимой надежности и эффективности ее функционирования, повышение качества услуг и конкурентоспособности инфраструктурных предприятий.

Анализ существующей теории, методологии и практики управления развитием социально-экономических систем, к числу которых относится и инфраструктура, показывает, что значительные резервы дальнейшего ее совершенствования связаны с развитием методов управления и регулирования данной сферой. Вместе с тем, главной проблемой инфраструктуры до настоящего времени остается неотработанность адекватного методологического подхода, объединяющего все наработанное в единую концептуальную схему, без которой не возможно понять механизм ее функционирования и развития и формировать эффективную социально-экономическую политику в регионе.

В связи с этим авторами предложена обобщенная концептуальная модель развития комплекса инфраструктуры региона. Из нее следует, что регион как социально-экономическая система представляет собой комплекс различных функций. Поэтому при его анализе целесообразно выделять отдельные подсистемы, рассматриваемые во взаимосвязи.

В процессе развития инфраструктуры основной формой ее организации становится разработка комплексной целевой программы, состоящей из разнообразных межотраслевых направлений развития. Данная подсистема региона отвечает за программно-целевое управление развитием инфраструктуры. А цель ее состоит в том, чтобы направления развития были связаны интегрирующими функциями, и, в результате, можно было бы использовать возникающие в связи с этим эффекты.

В результате реализуемых направлений развития обеспечивается рациональное сочетание экономических интересов субъектов инфраструктуры с социальными интересами местного сообщества в регионе. Однако необходимым условием организации эффективного управления развитием инфраструктуры в регионе является полная, своевременная и достоверная информация о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах ее жизнедеятельности с позиции комплексного воздействия на экономическое и социальное развитие региона.

Мониторинг в концептуальной модели социально-экономического развития региональной инфраструктуры выступает средством информационного обеспечения принятия решений при выборе и оценке эффективности направлений развития. Именно мониторинг является одним из средств повышения эффективности регулирования инфраструктуры и экономики региона в целом. Он является начальным звеном в системе: мониторинг – анализ – выработка социально-экономической политики – достижение оптимального состояния. Очевидно, что для дальнейших инфраструктурных преобразований, своевременной корректировкой законодательной базы реформ, защиты населения от негативных последствий реформирования инфраструктуры необходимо дальнейшее совершенствования показателей и процедуры мониторинга.

Таким образом, инфраструктура как социально-экономический элемент, в функциональной структуре региона, обеспечивает удовлетворение потребностей местного сообщества. В процессе развития инфраструктуры основной формой ее организации становится разработка комплексной целевой программы, состоящей из разнообразных межотраслевых направлений развития. Ее цель — связать направления развития интегрирующими функциями так, чтобы в результате можно было бы использовать возникающие в связи с этим синергетические эффекты. Выполнение этих целей  есть непременное условие для оптимального  и непрерывного развития как региона в целом, так и инфраструктуры. В связи с этим приоритетом устойчивого развития экономики является создание институциональной среды благоприятной для реализации инфраструктурного потенциала за счет активной разработки социально-экономической политики государства. Поэтому основная задача состоит в разработке и совершенствовании научно-методических основ управления региональной инфраструктурой, без которых невозможен обоснованный выбор перспективных направлений развития инфраструктуры, способствующих повышению качества жизни населения в регионе и его конкурентоспособности.

 


Библиографический список

1. Мешков В.А. Влияние инфраструктуры реального сектора на устойчивое развитие экономики региона. Автореф. канд. экон. наук. / ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет». – Ижевск, 2007.

2. Пчелинцев О.С., Минченко М.М. Региональная инфраструктура как условие экономического роста // Экономическая политика // http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-politika-na-etape-ekonomicheskogo-rosta-ot-tekuschih-transfertov-k-investitsiyam-v-infrastrukturu

3. Зайцева И.А. Совершенствование методических подходов выбора перспективных направлений развития региональной инфраструктуры. Дис. канд. экон. наук./ Ивановский государственный университет. — Иваново, 2005.

4. Острякова Ю.Е., Копеина Е.В. Анализ доступности социальных услуг (на примере Родниковского комплексного центра социального обслуживания населения) / Материалы докладов 49 международной научно-технической конференции преподавателей и студентов в 2 томах: сборник науч. труд., 2016.  С. 204-206.

5. Андреева О.Р. Инфраструктура, инвестиции, инновации в регионе: межрегиональный аспект / О.Р. Андреева, А.Б. Берендеева, И.А. Зайцева, Ю.Е. Острякова, Е.Е. Тимофеева.  Иваново, 2011.

 

 

DEVELOPMENT OF REGIONAL INFRASTRUCTURE IS A FACTOR OF

IMPROVEMENT OF QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

 

I A. Zaytseva, candidate of economic sciences, associate professor

Yu.E. Ostryakova., candidate of economic sciences, associate professor

Ivanovo state polytechnic university

(Russia, Ivanovo)

 

Аbstract. Infrastructure is the integrating factor of regional economic growth. It involves steady improvement of quality of life as one of the main indicator of economic growth of the region. The level of development, stability and efficiency of functioning of the enterprises and institutions of regional infrastructure exerts indirect impact on stability of the region, first of all through social and psychological factors, that is through degree of satisfaction of physiological, social and spiritual needs of the population, through moral and psychological climate in collective, health of the population. Improvement of scientific and methodical bases of management of regional infrastructure, allows to choose reasonably the directions of its development and thus promotes improvement of quality of life of the population in the region and its competitiveness.

Keywords: infrastructure of  region, quality of life of the population, monitoring.