Прокаева О.Н. Пути сохранения и развития национальных культур финно-угорских народов России в условиях глобализации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №4. – С. 11-14.
ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР
ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
О.Н. Прокаева, канд. филос. наук
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
(Россия, г. Саранск)
Аннотация. В статье рассматриваются пути сохранения национальных культур финно-угорских народов России в условиях глобализации. Одним из них является этнофутуризм – направление, получившее развитие в современной художественной среде и объединившее деятелей финно-угорского искусства Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии и др. Данное направление предложило своеобразное преобразование действительности путем соединения непосредственного восприятия современной культуры и обращения к истокам и традициям этноса. Огромное внимание уделяется изучению в финно-угорских регионах национальных языков, их использованию на государственном уровне, в средствах массовой информации и образовательном процессе в учебных заведениях; созданию различных ассоциаций, проведению многочисленных съездов, фестивалей, конкурсов, направленных на развитие национальных культур финно-угорских народов.
Ключевые слова: ассоциации, глобализация, информационное пространство, национальная культура, национальный язык, финно-угорские народы, этнофутуризм.
Глубокие изменения в развитии разных стран и народов сегодня связаны с процессами глобализации, которые способствуют интеграции экономики, объединению информационного пространства, развитию науки как планетарного феномена, универсализации культуры. В этих условиях сужаются сферы влияния национальных культур, но формируются тенденции, ориентированные на усиление этнического самосознания. Национальные сообщества активно обращаются к своим истокам, истории, опыту предков в стремлении сохранить духовную индивидуальность, творческие силы и способности.
Финно-угорские народы России не остались в стороне от тенденций глобализации. Они стремятся не только сохранить, но и развивать национальное богатство, накопленное предками, использовать его с целью воспитания молодежи, пробуждая в ней интерес и уважительное отношение к духовным ценностям собственного народа. Стремятся овладеть и современными духовными путями самовыражения в соответствии с требованиями времени.
Сегодня в финно-угорских регионах ведется активная работа, направленная на не только развитие национального самосознания народов их составляющих, но интеграцию и понимание общности исторических судеб.
В национальной культуре соотносятся два уровня: традиционный, фольклорно-этнографический и профессиональный. Находясь только на первом уровне, культура нации продуктивно развиваться не может. Ее перспективы могут определятся развитием профессиональных видов искусства. При этом важнее профессионализация чисто традиционного слоя национальной культуры, неразрывная связь профессионального творчества с народными истоками на основе творческого освоения собственных традиций, в которые вносится современное звучание.
Одним из путей совместного сохранения культуры финно-угорских народов, развития профессионального искусства и профессионализации народного творчества является образование в художественной культуре финно-угорских народов направления, получившего название «этнофутуризм».
На I этнофутуристической конференции в Тарту в 1994 году ее участники решили обеспечить «этносу футу, т.е. выживание народа как нации в будущем», утвердить право на существование и развитие. Данное направление объединило творчество многих деятелей финно-угорского художественного мира Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии и др.
Термин «этнофутуризм» состоит из двух составляющих: «этно» и «футуро», что означает соединение традиций и новаторства, статики народной культуры и динамики современной культуры, использование новых средств выражения.
Для этнофутуризма свойственны символико-архаический язык древности, апеллирующей к подсознанию аудитории [1, 228], а также движение к постижению духовных основ и традиций этносов, выраженное новым языком пластики, цвета, особенной знаковой системой и освоением новых форм для выражения пространства и времени [2, с. 109]. Он органично соединил язык, основные формы культур постмодернизма и традиционной этнической.
Данное направление стало своеобразным каналом этнокультурной самоидентификации финно-угорских народов и действенным способом мобилизации этнического фактора, что позволило реконструировать ее забытые формы и представить «старое» наследие предков через призму культуры [3, с. 109], а также переосмыслить основы национальной культуры и представить ее дальнейшую судьбу в условиях глобализации.
Глобализационные процессы сужают рамки функционирования национальных языков. Язык есть смысловой и ценностный фонд культуры, мощное общественное орудие, способствующее трансляции культуры, традиций и общественного самосознания нации.
Поэтому сохранение национальных языков, защита языковых прав народов считаются приоритетными задачами государственной политики России. В 2007 году в Саранске состоялась встреча Президентов РФ и Финляндии – В.В. Путина и Т. Халонен и Премьер-министра Венгерской Республики Ф. Дюрчаня с руководителями Консультативного комитета финно-угорских народов и Ассоциации финно-угорских народов РФ, результатом которой стало признание интересов финно-угорских народов. Огромное внимание было уделено изучению национальных языков как на государственном уровне, так и в условиях семьи, их использованию в средствах массовой информации.
Сегодня в ряде финно-угорских регионов России приняты Законы о двух государственных языках, произошли изменения в законах об образовании. Так, языки коми, удмуртский, марийский, мордовские – мокшанский и эрзянский, получив статус государственных, вошли в образовательный процесс не только школ, но и высших учебных заведений.
Добиться значительных результатов в представлении интересов финно-угорских народов возможно усилиями общественных движений и организаций.
В 1992 году создана Ассоциация финно-угорских народов РФ, призванная обеспечить механизм распространения новых принципов глобального управления на территории страны. Ее задачами являются оказание взаимопомощи и поддержки в реализации прав и интересов финно-угров, а также создание условий для формирования единого социально-экономического, культурного и информационного пространства.
Однако данная ассоциация – не единственная организация, занимающаяся отстаиванием политических, экономических, социальных и культурных интересов финно-угорского мира России. В 1992 году прошел I Всероссийский съезд финно-угорских народов, а также состоялся Всемирный конгресс финно-угров, благодаря которому стал функционировать Международный консультативный комитет финно-угорских народов. Сегодня он продуктивно реализует функцию усиления этнического фактора, несмотря на современные проблемы в мире.
В 2007 году основана Ассоциация финно-угорских университетов, объединившая вузы стран и регионов проживания финно-угорских народов. Она призвана не только обмениваться опытом, но и координировать и организовывать совместную работу учебных заведений в области совершенствования образовательной, научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной деятельности; изучать историю, язык и культуру финно-угорских народов; создавать единое информационное пространство по финно-угорской проблематике; развивать академическую мобильность между студентами и преподавателями.
В рамках фестиваля культуры финно-угорских народов среди студентов вузов, входящих в Ассоциацию финно-угорских университетов ежегодно проводится Международный конкурс «Мисс студенчества Финно-Угрии». Он является одной из форм сотрудничества студентов различных стран и регионов России финно-угорского мира.
Важнейшим инструментом сохранения национальных культур финно-угров является создание единого информационного пространства. Так, благодаря IV Всемирному финно-угорскому конгрессу был создан Финно-угорский культурный центр РФ, который собственно призван реализовывать эту задачу. Сегодня он координирует и осуществляет сотрудничество в области межкультурных коммуникаций финно-угорских регионов, формирует электронную базу этнокультурного наследия уральских народов созданием каталога фото-, аудио- и видеоматериалов, популяризирует декоративно-прикладное творчество и художественные промыслы.
С этой же целью при поддержке правительственных структур разных уровней и при активном участии общественных и научных обществ и коллективов выходят Общероссийское издание «Финно-угорская газета», Международный научный журнал «Финно-угорский мир», тележурнал «Финно-угорский мир», работают различные информационно-ресурсные центры (например, «Наследие финно-угорских народов»), проводятся Международные форумы финно-угорских СМИ и др. мероприятия.
Обычным явлением стали многочисленные фестивали, конкурсы, выставки, свидетельствующие о популяризации национальной культуры и искусства. Так, за прошедшие годы состоялись представительные мероприятия, многие из которых имели широкий общественный резонанс как в российских, так и зарубежных средствах массовой информации. К ним можно отнести Международный фестиваль современных этнических культур (этнофутуристический) фестиваль «Камва» (Пермский край), фестиваль авторской (бардовской) песни финно-угорских народов «JulaВИЙ» (Марий Эл), фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра» (ХМАО), фестиваль национальных финно-угорских культур «Шумбрат, финно-угрия!» (Мордовия) и мн. др.
Глобализация – процесс неизбежный, императивный, но вариативный, допускающий сохранение духовной индивидуальности ее участников, их творческих сил и способностей. Думается, что финно-угорские народы России, продолжая процесс консолидации на политических, экономических, социальных и культурных уровнях, найдут себе место в мировой цивилизации, продолжат овладевать современными духовными путями самовыражения в соответствии с реалиями времени.
Положительным моментом является и то, что в ответ на вопрос «С каким настроением в целом Вы смотрите в будущее?» большинство представителей финно-угорских народов России проявили высокую степень социального оптимизма. Так, 54,3 % респондентов мари смотрят в будущее «с надеждой и оптимизмом», хантов – 55,4 %, удмуртов– 53,3 %, вепсов – 51,4 %, мордвы – 50,6 %. В среднем надежда на будущее сохраняется у 65 % до 85 % [4, с. 209].
Библиографический список
1 Прокаева О.Н. Влияние глобализации на финно-угорские народы России // Вестник Мордовского университета. 2014. Т. 24. №4. С. 224-230.
2. Прокаева О.Н. Этнофутуризм как механизм сохранения традиционной культуры финно-угорских народов // Интеграция образования. 2013. №3(72). С. 109.
3. Прокаева О.Н. Этнофутуризм как механизм сохранения традиционной культуры финно-угорских народов // Интеграция образования. 2013. №3(72). С. 109.
4. Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра / Отв. ред. А.К. Конюхов. Сыктывкар, 2008. – 272 с.
WAYS OF PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF NATIONAL CROPS
FINNO-UGRIG PEOPLES OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
O.N. Prokaeva, candidate of philosophy
Ogarev Mordovia state university
(Russia, Saransk)
Abstract. The article examines the ways of preserving the national cultures of the finno-ugric peoples of Russia in the context of globalization. One of them is ethnofuturism, a direction that has been developed in the contemporary artistic environment and united the figures of the finno-ugric art of Komi, Mari El, Mordovia, Udmurtia etc. This direction offered a unique transformation of reality by combining the direct perception of modern culture and turning to the origins and traditions Ethnos. Great attention is paid to the study of national languages in the finno-ugric regions, their use at the state level, in the media and educational process in educational institutions; the creation of various associations, the holding of numerous congresses, festivals, competitions aimed at the development of national cultures of the finno-ugric peoples.
Keywords: associations, globalization, information space, national culture, national language, finno-ugric peoples, ethnofuturism.