Асанов Ж.К Пути исторического развития национальных традиций кыргызского народа // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 137-140.

ПУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ

КЫРГЫЗСКОГО НАРОДА

 

Ж.К. Асанов, канд. филос. наук, ст. науч. сотр.

Института философии и политико-правовых исследований Национальная академия наук Киргизской Республики

(Кыргызстан, г. Бишкек)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается сложный путь исторического развития национальных традиций кыргызов. В ней говорится о том, что эволюционная сущность кыргызского этноса показывает, что на каждом этапе развития традиций, обычаев и обрядов происходили существенные изменения. Вся культура, образ жизни, этнические представления и т.п. находились в состоянии постоянного обновления и совершенствования.

Ключевые слова: национальные традиции, развитие, народ, этнос, культура, кочевник, эволюция, обычаи, обряды.

 

 

Народные (или этническо-национальные)  традиции и культура кыргызского народа прошли сложный путь исторического развития. Формирование их характерных (смыслосодержательных) черт и признаков происходило в тесной взаимосвязи с тюрко-монгольской этнокультурной средой. В поисках лучших пастбищ и водных источников скотовод вместе с семьёй и своим родом часто переходил из одного места в другое, где вступал в хозяйственные, торговые, семейно-брачные и духовно-нравственные отношения, как с родственными племенами, так и с чужими. Происходил обмен информацией, культурными ценностями, трудовыми навыками, взаимное обогащение культур и хозяйственно-бытовых технологий. Деятельность кочевника и его семьи была направлена на создание материальных и духовных ценностей и укрепление безопасности.
    Эволюционная сущность кыргызского этноса показывает, что на каждом этапе развития традиций, обычаев и обрядов происходили существенные изменения. Вся культура, образ жизни, этнические представления и т.п. находились в состоянии постоянного обновления и совершенствования. Не было застывших, замкнутых  социально-культурных, в частности, духовных традиционных ценностей кыргызов. Наоборот, проявлялось постоянное стремление к новизне, к аккумулированию этнокультурных, культурно-исторических достижений племён и народов. Кыргызы не случайно говорят: «Эл\\ жылда эл жаёырат» т.е. по прошествии 50 лет сам народ и его культура, духовность обновляется и обогащается. В этой пословице выражено народное понимание об историческом отрезке времени, философия истории, диалектика обновления духовности и традиционных парадигм кыргызского этноса.

Если всю двухтысячную историю кыргызского народа разделить на этот отрезок времени, то народ самообновлялся 40 раз. С другой стороны, благодаря сильным семейным, родственным, племенным и этническим традициям, любви и преданности к своему этносу, отечеству, естественному стремлению к самосохранению, самоопределению народ из поколения в поколение передавал самое лучшее, самое ценное из многовекового опыта жизни предыдущего поколения. Как показывает содержание поговорки «Пока жив отец, познай народ, пока на коне, познай землю», умудрённый жизнью аксакал и знакомил своего отпрыска с окружающим миром, с культурой и традицией народа.

Межпоколенная передача историко-культурных, этнических традиций у кыргызов имеет особое значение в деле социализации и этнизации молодого поколения. Существовал целый ряд социально-культурных институтов в кыргызской среде, посредством которых совершался процессы — просвещения, формирования духа,  культурности, трансляции и обновления этнических традиций. Вершиной народной памяти о прошедших героических событиях в истории кыргызского народа является величественный эпос «Манас». В его почти полумиллионных стихотворных строках охвачен весь спектр культуры и быта, семьи и брака, традиций, обычаев и обрядов, мировоззренческих, идеологических воззрений и другие компоненты духовности кыргызского народа. Сам процесс передачи навыков сказителя данного  эпоса у кыргызов представляет собой целый комплекс обряда посвящения в «манасчы». Этническо-национальные традиции, обычаи и обряды имеют мощный положительный потенциал, объединяющий духовно-нравственный «заряд», способный воспитать гармоничную личность, крепко стоящую как на традициях своего народа, так и успешно впитавшую культурные достижения современной цивилизации.

Система  традиций, обычаев и обрядов кыргызского народа и его культуры в целом и в условиях глобализации составляют органическую часть культуры духовной жизни общества. История развития кыргызского этноса свидетельствует о том, что он существенным изменениям в социально-экономических, социально-культурных и духовно-нравственных сферах жизнедеятельности.  При этом отдельные обычаи, обряды вышли из употребления, но многие стороны культурных ценностей, в частности, в частности, традиции сохранились и получили дальнейшее развитие в трансформированном виде, тем не менее сохранилась их корневая система как главные, составляющие этническую особенность, элементы традиционной кыргызской культуры.

Традиции, обычаи и обряды у кыргызов представляют собой богатый и сложный по своему содержанию этнокультурный комплекс и его нормативно-аксиологический потенциал закономерно возрастает с диалектикой социумов.  В нём переплелись традиции, обычаи и обряды, возникшие в различные исторические эпохи, на разных уровнях социально-экономического и культурного развития.  Нередко бытие обычаев и обрядов имело синкретический (смешанный) характер, в них наряду с исламскими традициями можно обнаружить целый пласт доисламских верований, культов и обычаев. В отдельных случаях, последние имеют доминирующее значение, например, обычаи и обряды, связанные с жизненным циклом человека, различные культы и т.д. Наряду с этим сильнейший отпечаток оставили на характере и функционировании традиции, обычаев, родоплеменные и патриархально-байские отношения. При этом, все обычаи и обряды можно условно классифицировать следующим образом: обычаи и обряды, связанные с жизненным циклом человека, со сватовством, помолвкой, свадьбой, похоронно-поминальным циклом, календарём, кочевкой, материальными объектами культуры и др.  В них наблюдаются своеобразный симбиоз модернизма и архаики, которые оказывают воздействие  на развитие духовной культуры кыргызского народа. В этой связи, эксплицируя особенностей кыргызских традиций, обрядов, обычаев, мы  прослеживаем своеобразия не только культурных традиций, но их влияние на духовно-нравственный потенциал нашего народа в контексте глобализации и гуманизации социальных отношений в полиэтническом пространстве.

     Рождение ребенка считалось у кыргызов самым главным и радостным обрядовым событием в жизни семьи и рода. Его благословляли на долгую и счастливую жизнь седобородые аксакалы, умудрённые опытом и имеющие большое уважение среди аильчан, пожилые женщины. Ребёнок в семье — это продолжатель рода и его этнических  традиций, это символ бессмертия народа. Поэтому ещё до рождения ребенка беременную женщину всячески оберегали от тяжёлых домашних забот, запрещали выходить за пределы аила без сопровождения, всякими ритуалами, магическими действиями оберегали от нечистых сил и злых духов. Для предохранения от них беременная женщина прибегала к разным амулетам.

По кыргызскому обычаю детей оберегали от злых духов и плохих глаз. Этой цели служили различные амулеты, которые привешивали к колыбели ребёнка или пришивали к одежде. Амулеты представляли собой различные части животных и птиц, бисер. Если в семье не выживали дети, родившемуся мальчику надевали на ногу браслет, продевали в ухо одну серьгу, заплетали косу и до обрезания одевали как девочку.

 Обрядовые акты в отношении новорожденного малыша изобилуют наличием самых различных действий магического, анимистического характера. Всё это говорит о том, что сохранение и умножение потомства, считалось у кыргызов главной заботой, смыслом существования. Благополучной считалась семья, имеющая десять и более детей. «Дом с детьми — базар, дом без детей — могила» (в смысле веселая, счастливая семья), говорили кыргызы. Обычай иметь многочисленное потомство зародился ещё в глубокой древности, когда многолюдный род успешно справлялся с внешними опасностями. В условиях патриархально-феодальных отношений, когда патриархальная семья являлась главной социально-экономической единицей (ячейкой) общества, семья, имеющая много детей, боковых родственников (большая нераздельная семья) существовала гораздо благополучнее, нежели малочисленная.

Таким образом, что народные (этнические) традиции, обычаи и обряды носят конкретно-исторический характер и выражают социально-экономические и социокультурные и духовно-нравственные  аспекты развития кыргызского общества. Многообразное бытие системы традиций, обычаи и обрядов кыргызского народа находится в тесном взаимодействии с этнической культурой, с ее разновидностями, оказывая существенное влияние на развитие, обогащение и гуманизации культурных ценностей кыргызов. В новом геосоциальном, геполитическом пространстве все больше возрастает детерминирующий ориентир этническонациональных традиций по отношению формам проявления материальной и духовной культуры кыргызского народа. При этом традиции  нашего этноса выступают как субстанционально-генетическое, духовно-нравственное начало обновления, обогащения современной кыргызской культуры.

Из вышесказанной следует, что в советском и особенно постсоветском  пространстве  обнаруживается  сильное  влияние  этническо-национальных  традиций на духовную культуру в контексте кыргызской  действительности. В условиях воздействия системы традиций на культурный потенциал кыргызов в духовно-нравственном измерении, в котором уже присутствуют в различных пропорциях элементы взаимодействующих культур- традиционной и разновидностей массовой – совокупность этническо-национальных традиций с необходимостью стала тем духовным и, по сути, культурным, пространством, в котором традиционные этнические элементы сохраняются и оказывают активное противодействие инновационным разновидностям культуры.

Именно под влиянием народных традиций духовная культура в новом геополитическом пространстве заключает в себе ценностное, гуманистическое, историко-антропологическое содержание, тем самым становится сочетанием этнического, национального и общечеловеческого, цивилизационного в системе социально-культурных ценностей. При этом разнообразится менталитет, образ жизни, стиль  мышления, миропонимания, форм  общественного и индивидуального  сознания, происходит изменение в ценностных ориентациях населения Кыргызстана, наблюдается безудержная возрождения принципов традиционной системы мышления. В этой связи на новом уровне обнаруживаются противоположные тенденции – процессы национального самоутверждения в контексте сохранения национально-культурной идентичности и неизбежность объединения как геополитических единиц глобализации; диалог этно-национальной общности со своим историческим прошлым, с другими этническими образованиями, диалог религиозных конфессий в целях достижения гражданского согласия, социальной стабильности, постижения смысложизненной значимости кыргызской культуры.

 

Библиографический список

1. Нусупов Ч.Т. Философия национального нигилизма, языковая политика и культура. –  Бишкек, 2007;

2. Урманбетова Ж.К. Мышление кыргызов в проекции философии истории. – Б., 1997; и др.

3. Элебаева А.Б. Основные уровни и механизмы развития социалистических, национальных культур в советском обществе. Фрунзе, 1988.

 

 

WAYS OF HISTORICAL DEVELOPMENT OF NATIONAL TRADITIONS

OF THE KYRGYZ PEOPLE

 

J.K. Asanov, candidate of philosophy sciences, senior researcher

Institute of philosophy and political and legal studies National Academy of sciences of the Kyrgyz Republic

(Kyrgyzstan, Bishkek)

 

Abstract. In this article, a complex path of the historical development of national traditions of Kyrgyz people is considered. It says that the evolutionary essence of the Kyrgyz ethnos shows that at each stage of the development of traditions, customs and rituals, significant changes took place. All culture, way of life, ethnic views, etc. were in a state of constant renewal and improvement

Keywords: national traditions, development, people, ethnos, culture, nomad, evolution, customs, rituals.