Ковалёв Д.А. Проведение экспериментального прикладного исследования на начальных этапах ит-разработки: фокус-группы, личное интервью, анкетирование, получение экспертного мнения / Д.А. Ковалёв, А.В. Дроздов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 143-146

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРИКЛАДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ИТ-РАЗРАБОТКИ: ФОКУС-ГРУППЫ, ЛИЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ, АНКЕТИРОВАНИЕ, ПОЛУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО МНЕНИЯ

 

Д.А. Ковалёв, студент

А.В. Дроздов, студент

Сибирский федеральный университет

(Россия, г. Красноярск)

 

Аннотация. Для повышения коммерциализуемости и снижения рисков непредвиденных изменений IT-проекта необходимо максимально чёткое составление требований к программному продукту. В данной статье рассматриваются четыре метода сбора информации: фокус-группа, личное интервью, анкетирование и получение экспертного мнения. Приведено их краткое описание, преимущества, недостатки, сравнительный анализ. Рассматриваемые методы исследования показаны на примере идеи создания программного обеспечения, прогнозирующего шанс поступления в вузы города Красноярска по введенным результатам ЕГЭ будущего абитуриента.

Ключевые слова: фокус-группа, интервью, анкетирование, экспертное мнение, IT-разработка, планирование, исследование.

 

 

На сегодняшний день IT-системы являются как средством повышения эффективности в сфере управления предприятием, так и инструментом создания преимущества перед конкурентами. Иначе говоря, IT-системы играют немалую роль в ведении бизнес-стратегии компании, и грамотно разработанная IT-стратегия позволит увеличить её стоимость и обрести большую инвестиционную привлекательность.

На ранних этапах жизненного цикла IT-проекта проводится ряд исследовательских мероприятий, направленных на выделение требований к проекту и предотвращение рисков их внезапных изменений. Своевременное и качественное исследование предметной области значительно упрощает процесс планирования [1-2], позволяя отыскать информацию необходимую для определения затрат на производство [3], составление плана разработки [4-5] и т.п.

Часть исследовательских мероприятий подразумевает сбор информации не только от потенциальных потребителей программного продукта, но и от экспертов в области данного исследования на основе их личного, коллективного или экспертного мнения.

Рассмотрим эти мероприятия на примере идеи создания свободного программного обеспечения [6], прогнозирующего шанс поступления в вузы города Красноярска по введенным результатам ЕГЭ будущего абитуриента. В качестве рассматриваемых методов сбора информации были выбраны:

 фокус-группа;

 личное интервью;

 анкетирование;

 получение экспертного мнения.

1) Фокус-группа. Это метод исследования, заключающийся в проведении группового (7-9 человек) интервью, беседы или дискуссии с целью обсуждения поставленной проблемы, в которой заинтересован каждый из участников [7]. Для данного мероприятия выделяется отдельное помещение, изолированное от внешней среды, в котором проходит интервью. Специалист исследовательской группы, являясь важным звеном фокус-группы ее модератором, должен организовать дискуссию так, чтобы она была максимально сфокусирована на теме исследования, и среди респондентов сформировалось коллективное мышление [8].

В рамках сбора информации для определения требований к проекту на базе Института космических и информационных технологий Сибирского федерального университета 16 октября 2017 года было проведено собрание с участием будущих абитуриентов города Красноярска. В ходе группового интервью с 8 выпускниками различных учебных заведений произошло обсуждение основных вопросов, связанных с дальнейшим поступлением в высшие учебные заведения.

Результатами проведенного исследования можно считать выявление следующих аспектов:

 данная идея востребована среди абитуриентов города Красноярска;

 не все ВУЗы города Красноярска предлагают описание направлений и специальностей;

 в свободном доступе отсутствуют списки поступивших абитуриентов предыдущих годов.

2) Личное интервью характеризуется более глубоким изучением проблемных моментов относительно метода фокус-группы, поскольку данный метод исследования подразумевает личное общение для получения развернутых ответов на более сложные вопросы. Метод личного интервью применяется, когда требуется получить наиболее полную информацию от одного респондента, заинтересованного в теме исследования. Специалист исследовательской группы не ведет с респондентом активного диалога и не высказывает своего личного мнения касаемо ответов опрашиваемого. Следование теме осуществляется по заранее подготовленным вопросам, позволяющим получить наиболее важную для исследования информацию.

19 октября 2017 года прошла встреча представителей Сибирского федерального университета с директором МАОУ Лицей №6 “Перспектива” города Красноярска Лапковым Алексеем Викторовичем. Целью встречи стало обсуждение идеи проекта и его целесообразности в сфере образования. Для проведения интервью был составлен список вопросов, с помощью которых должны быть определены основные проблемы выпускников при выборе желаемого высшего учебного заведения.

Встречу было решено разделить на две части: первая часть представляла собой монолог Алексея Викторовича о проблемах, с которыми сталкиваются выпускники школ Красноярска при выборе желаемого направления обучения для дальнейшего поступления на него в один из вузов города; вторая часть состояла непосредственно из интервью в режиме “вопрос-ответ” по вопросам из составленного списка.

В ходе личного интервью были выявлены проблемы и сомнения выпускников при выборе заведения для дальнейшего обучения, обоснованные прежде всего недостаточным количеством баллов ЕГЭ и отсутствием надежного информационного источника для прогнозирования собственных шансов поступления. Также, прошло обсуждение проекта и его дальнейшие перспективы в сфере образования.

3) Анкетирование это метод сбора информации, при котором в качестве средства получения информации от респондента используется заранее составленный список вопросов.

Чаще всего данный метод используется в целях, отличных от определяемых вышеперечисленными способами сбора информации и может иметь как преимущества, так и недостатки при выполнении различных исследовательских задач. С одной стороны, анкетирование направлено на сбор информации среди большого числа опрашиваемых людей, что идеально подходит для статистического анализа. С другой стороны, при анкетировании контакт с респондентом сведен к минимуму, в то время как формулировка вопросов в анкете может иметь неточности или требовать наличие дополнительных знаний у опрашиваемого и быть не понята однозначно. Кроме того, формат анкеты зачастую не подразумевает развернутых ответов, что может порождать дополнительные трудности как при проектировании анкеты, так и при ее заполнении.

Тем не менее, анкетирование остается достаточно мощным инструментом проведения исследовательских работ и незаменимо в случаях, когда требуется получить оценку проектных требований, составленных на основе мнения большинства для достижения максимальной объективности.

Для данного исследования была составлена анкета из 20 вопросов, касающихся предпочитаемого функционала будущего программного обеспечения и востребованности его в обществе. В большинстве составленных вопросов анкеты ответом служит одно слово “да” или “нет”.

В опросе приняли участие 40 выпускников различных учебных заведений общего и среднеспециального образования города Красноярска.  По результатам исследования [9], 56,67% выпускников не уверены в успешном поступлении в желаемое высшее учебное заведение, 13,33% поступают в вузы других городов, а остальные 30% еще не определились с выбором направления.

 На вопрос о необходимости создания программного обеспечения, прогнозирующего шанс поступления в ВУЗы города Красноярска, большинство опрашиваемых (около 93%) отозвались положительно.

4) Опрос экспертного мнения это метод получения оценки требований к проекту на основе мнения эксперта в исследуемой области. Чаще всего экспертное оценивание применяется при решении задач, основанных на выборе подходящей альтернативы. Как правило, метод применяется, когда перечень возможных путей преодоления выделенных на данном этапе трудностей IT-проекта уже составлен и нуждается в оценке опытного специалиста [7]. Экспертное оценивание имеет широкое распространение в различных исследованиях и эффективен в сфере IT-разработки.

Для исследования экспертного мнения был проведен опрос с представителем местной IT-компании. Исследовательская группа задала ему несколько вопросов с просьбой сравнить намеченные пути развития проекта, придав каждой характеристике соответствующее количественное значение, а затем было проведено интервью, в ходе которого эксперт оставил свои рекомендации по проекту в целом.

В ходе анализа оценок, в требования к проекту были внесены следующие изменения:

 идея реализации проекта в формате настольного приложения имеет ряд недостатков, поэтому было предложено заменить его на веб-сервис;

 в проекте могут быть заинтересованы не только выпускники учебных заведений полного среднего образования, но и другие организации, в том числе рекламные и страховые.

Каждый из четырёх приведенных методов сбора информации имеет свои достоинства и недостатки. Возможность использования того или иного метода зависит от вида исследования. Фокус-группа требует небольших затрат по подготовке мероприятия и при должной организации способна дать достаточное количество информации. Метод личного интервью применяется, когда необходимо получить наиболее развернутую информацию от одного респондента. Анкетирование требует предварительной подготовки в виде составления и копирования анкеты и используется, когда требуется получить данные на основе мнения большого количества людей. Такой метод не является точным, поскольку вопросы анкеты не позволяют в полной мере выразить позицию опрашиваемого. Экспертное мнение позволяет получить оценку сформированных требований к проекту от эксперта в области исследования, но зачастую организовать встречу с экспертом довольно трудно. Успешное применение сразу нескольких методов способно давать наиболее эффективные результаты и значительно упростить формирование требований к проекту.

 На основе данных, полученных в результате применения описанных методов исследования, можно максимально эффективно сформировать требования к проекту, что позволит значительно снизить риски непредвиденных изменений, а также повысить коммерциализуемость данного программного обеспечения.

 

Библиографический список

1. Evdokimov I.V., Markomenko A.S., Konstantinov V.I., Zagrebin V.A., Maksimov A.E. The Decision of the Traveling Salesman Problem in Two Different Ways: «Hungarian Method» and «The Method of Branches and Borders» // Integration of the Scientific Community to the Global Challenges of Our Time»: materials of the II international scientific-practical conference. In three volumes. Volume I – Osaka, Japan: Regional Academy of Management, 2017. – P. 294298.

2. Вахрушева М.Ю., Евдокимов И.В. Разработка программного обеспечения аналитических информационных систем // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. Т. 1. №1. С. 196-199.

3. Evdokimov I.V., Khaluimov A.S., Sokolov N.V., Golokhvastov S.E. The Information Community of the Arctic in Russia: Evaluation of the Expenses for the IT Projects Development, Characteristics of the Labour Costs Calculating. // In: Heininen, L., H. Exner-Pirot and J. Plouffe (eds.) (2017). Arctic Yearbook 2017. Akureyri, Iceland: Northern Research Forum. – 2017, p.p. 1-15.

4. Evdokimov I.V., Domantsevich V.S., Konyhov V.A. THE USE OF ONLINE APPLICATIONS FOR PROJECT MANAGEMENT FOR PLANNING IN IT-MANAGEMENT // Современные информационные технологии. 2017. 25 (25). С.44-47.

5. Евдокимов И.В., Коваленко М.А., Мелех Д.А. Управление разработкой и внедрением учётной информационной системы // Научное обозрение. Экономические науки. 2017. №4. С. 34-39.

6. Евдокимов И.В., Михалев А.С., Новиков О.С., Суханова А.В. Применение свободных лицензий для разработки программного обеспечения в России // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-1. С. 33-36.

7. Евдокимов И.В., Ященков К.Г., Телков А.Ю., Татауров В.А. Экспертные методы оценки трудоёмкости разработки программных проектов // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 24. № 2.2. С. 272-276.

8. Левинсон А.Г., Стучевская О.И. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. №1. С. 46-55.

9. Шершень И.В., Самсонов В.С. Рекомендации по использованию методов кластерного анализа при анкетировании молодых специалистов для адаптации к профессиональной деятельности // Основы экономики, управления и права. 2014. №6 (18). С. 65-69.

 

 

CONDUCTING AN EXPERIMENTAL APPLIED RESEARCH AT THE NATIONAL STAGES OF IT-DEVELOPMENT: FOCUS GROUPS, PERSONAL INTERVIEW, SURVEY, EXPERT OPINION

 

D.A. Kovalev, student

A.V. Drozdov, student

Siberian federal university

(Russia, Krasnoyarsk)

 

Abstract. To increase the commercializability and reduce the risks of unforeseen changes in the IT project, it is necessary to clearly formulate requirements for the software product. This article discusses four methods of gathering information: a focus group, a personal interview, a survey and an expert opinion. It contains their brief description, advantages, disadvantages and comparative analysis. The considered research methods are shown on the example of creating software that predicts the chance of admission to higher educational institutions of Krasnoyarsk based on the future entrant’s results of the Unified State Exam.

Keywords: focus group, interview, survey, expert opinion, IT-development, planning, research.