Коломиец А.И. Профессиональное выгорание на рабочем месте // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 168-171.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
А.И. Коломиец, профессор
Институт Гуманитарного образования и информационных технологий
(Россия, г. Москва)
Аннотация: в статье изложен понятийный аппарат, перечислены стадии и причины выгорания, в заключении перечислены способы как справиться с профессиональным выгоранием на работе.
Ключевые слова: выгорание, работник, работа, симптом, стресс, эмоции.
Синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянного стресса. Он ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода.
Впервые термин «выгорание» был использован в 1974 году психиатором X. Фреденбергером [2]. Он исследовал состояние психически здоровых людей, которые по роду своей деятельности оказывали психологические услуги.
С тех пор выгорание на работе было исследовано и диагностировано у представителей разных профессий и разных возрастов, тем самым подтвердив тот факт, что «выгоранию» подвержен любой человек независимо от пола, возраста и рода деятельности.
Чаще всего «жертвами» профессионального выгорания становятся люди, чья профессия связана с общением с большим числом людей: руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские, журналисты.
Следующими претендентами на профессиональное выгорание становятся люди, которые по объективным причинам боятся потерять работу: люди предпенсионного возраста, без хорошей квалификации, кто не уверен в своих профессиональных качествах. Кроме того, в группе риска так называемые «свободные художники», кто самостоятельно ищет работу – фрилансеры, свободные менеджеры.
Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания [1]:
1. «Эмоциональное и/или физическое истощение»
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов, чувстве усталости, которое не проходит после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
2. «Личностная отстраненность»
Этот симптом выражается в том, что человек начинает свои мысли, чувства и даже действия воспринимать отчужденно без внутренней вовлеченности. Рабочий процесс становится обезличенным, формальным. Человек отгораживается невидимым экраном от каких-либо переживаний, включая защитный механизм экономии и так истощенных запасов сил и энергии.
3. «Неудовлетворенность собой» в связи с работой.
О наличие этого признака можно говорить, если успехи в работе перестали вдохновлять.
Далее рассмотрим более подробно симптомы, которые возникают при профессиональном выгорании на работе:
Психофизические симптомы:
– синдром хронической усталости — чувствуете себя уставшей даже утром после сна;
– чувство эмоционального и физического истощения;
– общий упадок сил, который можно диагностировать даже по показателям биохимического анализа крови;
– головные боли и расстройства желудка;
– проблемы с весом (резкое похудение или увеличение веса);
– проблемы со сном;
– ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, появление одышки или нарушение дыхания при физических нагрузках.
Социально-психологические симптомы:
– сниженный жизненный тонус, подавленность, депрессия;
– повышенная раздражительность, приступы беспричинного гнева;
– постоянное переживание негативных эмоций, обидчивость, мнительность;
– внутреннее ожидание неприятностей, готовность к жизненным неурядицам;
– страх, что что-то не получится, неуверенность в своих силах.
Поведенческие симптомы:
– чувство, что некогда любимая работа становится все неприятней и тяжелее;
мизменение режима работы;
– работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
– снижение трудового энтузиазма, ощущение бесполезности выполняемой работы;
– нежелание общаться с коллективом, повышенная критичность к коллегам и начальству (подчинённым);
– злоупотребление алкоголем, увеличение числа выкуренных за день сигарет, использование наркотических средств или медицинских препаратов.
Установив, что вы подвержены риску профессионального выгорания или даже найдя у себя его первые признаки, от потери интереса к некогда любимой работе никто не застрахован. И все-таки как уберечь себя от профессионального выгорания? Что делать, если проблема уже налицо и простая профилактика профессионального выгорания уже не помогает?
– Самое очевидное и важное – никогда не забывайте об отдыхе!
Любому много и хорошо работающему человеку знакомы эти мысли: “еще пару часиков поработаю, а спать лягу попозже”, “в качестве перерыва я лучше разберу рабочий стол”, “какой отпуск, когда у меня столько дел!”.
Так и накапливаются стресс, напряжение и усталость. Именно поэтому все восстановительные процедуры лучше всего начать с отпуска. Причем провести его нужно по полной программе: он должен длиться минимум две недели и включать в себя смену местности, вкусную еду, различные достопримечательности, море и солнце. Солнце, кстати, очень важно для здоровья.
– Перемены в рабочей обстановке
Наиболее простым способом внести изменение будет предложение поменяться местами с коллегой.
Наведите чистоту: выкиньте мусор, избавьтесь от старых бумаг и ненужных предметов. Оставшиеся вещи разложите по местам, расставьте папки. После наведения порядка попробуйте придать индивидуальность своему рабочему месту: разложите на столе милые сердцу предметы и фотографии, добавьте пару ярких пятен, оживите пространство комнатным растением.
– Пойдите учиться
Помимо борьбы с профессиональным выгоранием, вы параллельно достигните другой цели – улучшения своей квалификации. Подумайте, в каком направлении Вы хотели бы развиваться? Каких знаний и навыков Вам не хватает для более успешной деятельности?
– Внесите интерес и разнообразие в свою внерабочую жизнь
Во-первых, займитесь спортом. Ученые доказали, что спорт, благодаря выработке “гормонов счастья”, способствует повышению настроения и снижению уровня стресса.
Во-вторых, найдите хобби. Занятие чем-то, что вам интересно и не имеет никакого отношения к работе, будет для вас очень полезным – вы осознаете тот факт, что работа – это не единственный смысл в жизни, отвлечетесь от нее и попросту отдохнете, получив удовольствие.
– Делегируйте полномочия
Очень важно и полезно бывает делегировать свои права и обязанности.
Для того чтобы ваша работа была максимально эффективной, нельзя забывать о ряде правил, с учетом которых должны передаваться полномочия. Во-первых, полномочия вы всегда передаете не какому-то конкретному человеку, а должности, которую он занимает. Во-вторых, делегируемых прав и обязанностей должно быть достаточно для достижения ожидаемых результатов у повышения эффективности трудовой деятельности коллектива в целом. В-третьих, желательно, чтобы все подчиненные отчитывались одному начальнику, а не нескольким. В-четвертых, решения, входящие в компетенцию отдельных руководителей, должны ими и приниматься, а не направляться «вверх». В-пятых, начальник несет ответственность за руководство подчиненными, а подчиненные – за то, что они делают.
– Совершенствуйте навыки общения
Главный фактор риска профессионального выгорания – много общения с большим количеством людей. Очень много отрицательных переживаний возникает из-за неумения человека говорить “нет”. Как правило, люди, которые никому не отказывают, не могут определиться с приоритетами – им кажется важным абсолютно все. И практически все переживают из-за того, что на них обидятся из-за отказа.
Делите все поступающие вам просьбы на те, которые необходимо удовлетворить, можно удовлетворить, можно отложить и нужно отказать.
– Используйте личностный рост
Психологи описывают ряд качеств, наличие которых существенно снижает вероятность возникновения синдрома профессионального выгорания.
К ним относятся уверенность в себе и своих способностях, высокая самооценка, способность подстраиваться под напряженные условия труда, стрессоустойчивость, успешный опыт преодоления стресса, открытость, общительность, самостоятельность, высокая мобильность, позитивное мышление, оптимизм.
– Поговорите с руководителем
Опишите ему то, от чего вы устали, что утомляет вас и раздражает. Предложите варианты выхода из ситуации, например, изменение должностной инструкции или перевод на другую должность. Грамотный руководитель, скорее всего, оценит вашу инициативу, честность и стремление приносить пользу организации. В его интересах пойти вам навстречу и найти все возможности для проявления ваших способностей и талантов, а также внести свой вклад в копилку деятельности компании.
– Сменить работу
Самое радикальное и в то же время действенное средство от профессионального выгорания. Нет старой работы – нет старых проблем.
В числе других базовых профилактических действий:
1. выбирайте работу по душе;
2. любите себя или по крайней мере относитесь к себе с симпатией;
3. не ищите в работе спасения или счастья;
4. уделяйте время не только работе, но и личным потребностям.
Таким образом, выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.
К симптомам выгорания относятся: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от работы, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, раздражительность, нервозность, беспокойство, дистанцирование от клиентов и коллег, опоздания, увеличение абсентеизма и др.
Библиографический список
1. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья СПб, 2000.
2. Вольская А. Профессиональное выгорание на работе – как распознать и что делать? // Цифровая психология Москва, 2016.
PROFESSIONAL BURNOUT IN THE WORKPLAC
A.I. Kolomiyets, professor
Institute of arts education and information technologies
(Russia, Moscow)
Abstract: the article describes the conceptual framework, lists the stages and causes of burnout, the report lists the ways how to cope with professional burnout at work.
Keywords: burnout, employee, job, symptom, stress, emotions.