Зонова В.Е. Профессиональная мотивация как фактор успешности обучения в ВУЗе // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 119-121.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

 

В.Е. Зонова, студент

Новосибирский государственный педагогический университет

(Россия, г. Новосибирск)

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние профессиональной мотивации на успешность обучения студентов. В публикации выделены факторы, которые влияют на процесс обучения, приведено исследование удовлетворенность выбранной профессией студентами 1 и 4 курса. Также были, выделены два источника активности личности (внешний и внутренний) и рассмотрена классификация учебных мотивов.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, учебные мотивы, источники активности личности, факторы эффективности обучения.

 

 

Профессиональная мотивация может рассматриваться как процесс стимулирования к профессиональной деятельности себя и других людей. Мотивация профессиональной деятельности – это действие конкретных побуждений, которые влияют на профессиональное самоопределение личности и продуктивность выполнения действий связанных с профессией. От профессиональной мотивации зависит: выбор профессионального пути, эффективность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудовой деятельностью и результатами профессии, успешность профессионального обучения студента [1].

Эффективность процесса обучения зависит от двух факторов – уровня развития когнитивной сферы и мотивационной сферы личности студента. Также в ходе множества исследований было доказано, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются не из-за уровня интеллекта, а из-за проявления у них мотивации учебной деятельности. У «сильных» студентов присутствует внутренняя мотивация к обучению, они хотят освоить будущую профессию на высоком уровне, хотят получить полноценные профессиональные знания и практические умения. У «слабых» же студентов присутствует внешняя мотивация, для них важно получение стипендии и одобрение со стороны окружающих, а сам процесс обучения и получения знаний им не интересен [1].

Положительное отношение профессии является основой профессиональной мотивации, данное отношение имеет прямую связь с конечными целями обучения. Если студент осознанно выбрал ту или иную профессию, он считает ее личностно и общественно значимой, то такое отношение будет влиять на эффективность и продуктивность процесса профподготовки.

По результатам исследования, был сделан вывод, что студенты 1 курса довольны избранной профессией, но к 4 курсу этот показатель снижается. К концу обучение удовлетворённость профессией снижается, а интерес остается положительным. Не удовлетворенность профессией может быть связанна с низким уровнем преподавательской деятельности в вузе. Студенты первого курса придерживаются своих представлений о будущей профессии, пока не сталкиваются с реальными знаниями и мнениями о профессии. На основе данного исследования можно выделить следующие негативные факторы, которые влияют на снижение профессиональной мотивации у студентов [2]:

1. Столкновение представлений студента о профессии с реальностью тому, что он встретил в вузе.

2. Слабая подготовка к систематическому и напряженному процессу обучения, низкий уровень обучаемости.

3. Стремление сменить профессиональное направление (специальность) и отрицательное отношение к некоторым дисциплинам, но положительное к самому процессу обучения.

Принято выделять два источника активности личности внешний и внутренний. К внутренним источникам относятся познавательные и социальные потребности,  установки, интересы, эталоны, стереотипы, которые влияют на процесс самосовершенствования личности, ее самоутверждение и самореализацию в различных видах деятельности. Движущей силой активности здесь будет являться несоответствие реального «Я», идеальному образцу «Я» личности.

Внешние источники активности личности – это условия жизнедеятельности обучаемого, которые включают требования, возможности и ожидания. Сущность требований заключается в соблюдении социальных норм поведения, деятельности и общения. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности – это объективные условия, необходимые для развертывания учебной деятельности. Движущей силой активности личности является несоответствие реального уровня развития человека и общественными требованиями, экспектациями общества, в котором он функционирует [3].

Существует множество классификаций учебных мотивов, на основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:

 социальные (принятие и осознания социальной значимости обучения, потребности в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);

 познавательные (стремление к обучения, к получению новых знаний, удовлетворенность от учебной деятельности и др.);

 личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление к авторитетной позиции в группе, персонализации и др.).

При первых двух видов мотивов учения ориентация направленна на процесс. А если доминируют личные мотивы, то мотивация направленна на результат и реакцию окружающих, оценку преподавателя. На успеваемость студентов влияет ориентация на процесс и на результат. В данной классификации социальная и познавательная мотивации способствуют эффективной профессиональной подготовки студентов. С помощью познавательной и социальной мотивации у студентов будут формироваться более глубокие знания, умения и навыки.

Теперь рассмотрим классификацию Д. Якобсона он выделил мотивы, которые связаны с вне учебной ситуацией и мотивы, связанны с учебной деятельностью [4]:

1. Мотивы, связанные с вне учебной ситуацией:

 узкосоциальная мотивация (отрицательная мотивация) профессионального выбора основными мотивами являются социальная идентификация с родителями, окружающими людьми, преобладание мотивов избегания неудач, ответственности и долга перед близкими людьми и т.д.;

 общесоциальная мотивация – стремление к учебной деятельности заключается в потребности приносить пользу социуму;

 прагматическая мотивация – побуждение к деятельности зависит от социального престижа профессии и возможностей социального роста.

2. Мотивы, связанные с учебной деятельностью:

 познавательная мотивация – стремление личности к образованию, получению новых знаний умений и навыков;

 профессиональная мотивация – интерес к выбранной профессии, ее содержанию и творческим возможностям, уверенность в своих способностях к данной профессии;

 мотивы личностного роста – основой обучения является стремление студента к саморазвитию, самосовершенствованию.

Для учебно-профессиональной мотивации очень важно преобладание мотивации, связанной с учебной деятельностью и общесоциальной мотивации. Отрицательное влияние на процесс обучения оказывают прагматическая и узкосоциальная мотивации. Неблагоприятной мотивацией для профессиональной подготовки студентов является узкосоциальная, а благоприятной является – профессиональная мотивация [4].

Б.Б. Айсмонтанс выделяет следующую классификацию педагогической деятельности:

 мотивы долженствования;

 мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемой дисциплиной;

 мотивы увлеченности общением со студентами.

Таким образом, учебная мотивация – это вид мотивации, который имеет сложную структуру, которая включает в себя внешнюю и внутреннюю мотивацию. Характеристиками мотивации: устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Успешность и учебная успеваемость учащихся зависит не только от природных способностей, но и от учебной мотивации, эти два компонента имеют тесную взаимосвязь.

 

Библиографический список

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов. – М: МГППУ, 2004. – 368 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.

3. Диагностика мотивационно-ценностной сферы в профессиональном самоопределении: Психологический практикум ШГПИ \ Автор-составитель: канд. психол. наук Ю.Е. Иванова. – Шадринск, 2003. – 60 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005. – 384 с.

 

 

PROFESSIONAL MOTIVATION AS A FACTOR OF ACADEMIC SUCCESS AT THE UNIVERSITY

 

V.E. Zonova, student

Novosibirsk state pedagogical university

(Russia, Novosibirsk,)

 

Abstract. The article examines the influence of job motivation on the educational success of students. The publication highlighted the factors that affect the learning process, the present study satisfaction with their chosen profession students 1 and 4 courses. Were also highlighted two sources of activity of the individual internal and external and discussed the classification of educational motives.

Keywords: professional motivation, educational motives, sources of personal activity, factors of learning efficiency.