Яруллин Р.Р. Проблемы управления муниципальными финансами / Р.Р. Яруллин, А.А. Пехенько // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 154-156

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

 

Р.Р. Яруллин1, д-р экон. наук, профессор

А.А. Пехенько2, студент

1Башкирский государственный университет

2Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Уфа)

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы неудовлетворительного качества управленческих решений муниципальных образований и один из важнейших барьеров, препятствующих возможности повышения качества управления, неудовлетворительное управление финансами муниципального района. В результате исследования были выявлены следующие проблемы: нечеткое разграничение полномочий, проблема «тающих доходов», отсутствие прозрачной и достоверной информации о бюджетах муниципальных образований. Также представлены предложения по развитию и повышению эффективности процесса управления муниципальными финансами.

Ключевые слова: муниципальные финансы, управление муниципальными финансами, бюджет, дефицит, доходы, расходы, налог, органы государственной власти, органы местного самоуправления, финансовая политика государства.

 

 

Муниципальные образования представляют собой базовую институциональную структуру, в которой пересекаются местные, региональные и государственные интересы. Органы власти муниципального образования обязаны исполнять полномочия, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как показывает практика, финансовая политика, проводимая администрацией на местах, в ряде регионов недостаточно эффективна, зачастую направлена лишь на выживание, «латание дыр» и т.п. Это связано как с общим состоянием финансово-бюджетной сферы на фоне финансового кризиса, коррупционными скандалами, так и собственно проблематикой муниципальной сферы. Этим обусловлена актуальность исследования эффективности управления муниципальными финансами.

Рассмотрим основные проблемы управления муниципальных финансов.

Одна из основных проблем – это нечёткое разграничение полномочий. 27 мая 2014 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и с 1 января т.г. в ведении сельских поселений оставлено только тринадцать вопросов местного значения из тридцати девяти. Но, несмотря на большой объем проделанной работы, во многих областях и сферах общественных отношений в таком разграничении отсутствует оптимальность и четкость. Имеются примеры несоответствия между имеющимися вопросами местного значения, установленными законом, и характером и содержанием полномочий, зафиксированных в отраслевом Федеральном законе. Соответствующий пример можно привести с Лесным кодексом Российской Федерации, согласно которому городские леса могут находиться не только в муниципальной собственности. Но при этом организация использования, охраны, защиты и воспроизводства всех городских лесов, а также муниципальный лесной контроль в таких лесах поручены органам местного самоуправления поселений и городских округов, вне зависимости от того, в чьей собственности находятся соответствующие лесные участки [1].

Проблема «тающих доходов» еще одна явная проблема, стоящая на пути муниципальной финансовой сферы. Она выражается в том, что при снижении доходов местных бюджетов объем «расходных полномочий» непрерывно возрастает [4]. К основным доходам местных бюджетов относятся отчисления, на которые оказать влияние муниципальные образования не могут, так как большую часть из них составляют федеральные или региональные налоги.

В связи с превышением расходов над доходами в большинстве регионов можно наблюдать дефицит бюджетов. В первом полугодии 2016 г. его имели 52 региона, а в первом полугодии 2015 г. – 50 регионов. Если рассматривать только регионы, где суммарная часть расходов больше чем доходов, то их общий дефицит составил 109 млрд руб. (в первом полугодии 2015 г. он был немного больше – 121 млрд руб.). Рост расходов происходил быстрее, чем рост доходов (5,1 и 2,7% соответственно), что усиливает несбалансированность [5].

Действующая модель межбюджетных отношений в Российской Федерации до сих пор преимущественно направлена на выравнивание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными частями местных бюджетов. Такая модель не может качественно функционировать, так как в ней не предусмотрен принцип распределения бюджетных полномочий. Для того чтобы была возможность качественного выполнения полномочий, она должны передаваться с финансовыми средствами.

Ещё одна существенная проблема в муниципальной финансовой сфере – это проблема представления прозрачной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления [3].

Основой решения данной проблемы должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности, единые принципы составления статистической информации на всех уровнях государственной власти, единые принципы составления региональных и муниципальных показателей программ социально- экономического развития по определённой методологии для государственной власти и органов муниципального образования. Создаваемый для реализации этих задач Единый портал бюджетной системы Российской Федерации ЕПБС был закреплен в виде элемента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в распоряжении Правительства РФ от 20 июля 2011 года №1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Основной целью разработки открытой части ЕПБС является создание инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [2].

Также из недостатков можно выделить отсутствие муниципальной норма­тивной правовой базы по организации финансов, отсутствие стимулов для увеличения доходов муниципальных бюджетов и улучшения качества управ­ления финансами, отсутствие специальных муниципальных программ и мето­дической поддержки при реализации финансовых стратегий, зависимость реализации муниципальных программ от внешнего финансирования, слабый муниципальный инвестиционный потенциал.

Для решения выделенных проблем необходимо осуществить конкретное и оптимальное разграничение расходных полномочий государственной власти и органов местного самоуправления, и каждой категории расходов должны соответствовать достаточные доходы. Также необходимо стимулировать органы субъектов РФ и органы местного самоуправления к увеличению поступлений доходов в бюджеты и к улучшению качества управления государственными и муниципальными финансами. Еще одним важным элементом в решении проблем управления муниципальными финансами является объективное и «прозрачное» бюджетное выравнивание, перераспределение ресурсов между регионами и открытый доступ на регулярной основе к статистической информации муниципальных финансов.

Муниципальные финансы оказывают большое влияние на развитие экономики всей страны создают условия стабилизации и экономического роста, позволяют управлять бюджетными потоками, способствуют реализации финансовой политики. Поэтому действующая на сегодняшний день система управления финансами муниципальных образований нуждается в усовершенствовании и доработке.

 

Библиографический список

1. Иванина Е.А. Проблемы управления муниципальными финансами // Вестник. 2016 №2 (76).

2. Ларина С.Е. Проблемы управления муниципальными финансами / Финансы и кредит. 2014. №32 (368).

3. Павлова Л.Г. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014. – 426 с.

4. Разграничение расходных и доходных полномочий и самостоятельность местных бюджетов. URL:http://works.tarefer.ru.

5. Бюджетный дефицит и методы его покрытия. URL: http://bujet.ru.

 

 

PROBLEMS OF MANAGEMENT OF MUNICIPAL FINANCE

 

R.R. Yarullin1, doctor of economic sciences, professor

A.A. Pekhenko2, student

1Bashkir state university

2Ufa Branch of the financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Ufa)

 

Abstract. The article deals with the problems of unsatisfactory quality of managerial decisions of municipalities and one of the most important barriers preventing the possibility of improving the quality of management — inadequate financial management of the municipal district. As a result of the research, the following problems were identified: fuzzy delineation of powers, the problem of «melting revenues», the lack of transparent and reliable information on the budgets of municipalities. Also proposals are presented for the development and enhancement of the efficiency of the municipal finance management process.

Keywords: municipal finance, management of municipal finances, budget, deficit, incomes, expenses, tax, state authorities, local government, financial policy of the state.