Боровиков А.П. Проблемы соотношения заемного труда и аренды рабочих мест инвалидов в Российском законодательстве // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №7. – С. 127-132

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ЗАЕМНОГО ТРУДА И АРЕНДЫ РАБОЧИХ

МЕСТ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

А.П. Боровиков, студент

Научный руководитель: Е.О. Боровикова, магистр

Курганский государственный университет

(Россия, г. Курган)

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает не исследованное ранее соотношение аренды рабочих мест в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов и заемного труда. Предлагаются законодательные пути решения выявленной проблематики. Также в статье изложена авторская трактовка рассматриваемого понятия.

Ключевые слова: аренда рабочих мест, квотирование, заемный труд, трудоустройство инвалидов, квазиаренда, права инвалидов, занятость, региональное законодательство.

 

 

Одним из главных факторов развития современного общества и социального государства является высокая производительность труда. От количества создаваемых рабочих мест зависит не только уровень занятости населения в целом, но и размер налоговой базы в частности.

Формирование рыночных отношений приводит к увеличению конкуренции как на рынке труда, так и в секторе производства и потребления товаров и услуг.

В 2017 г. исполняется ровно 5 лет со дня ратификации Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных наций «О правах инвалидов». Согласно П. 1 ст. 27 данной Конвенции государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов [1].

Помимо закрепления права на труд в Международном договоре гарантия трудоустройства предусматривается также и действующей Конституцией Российской Федерации. Кроме того, Федеральное и региональное законодательство содержит определенную совокупность нормативных механизмов, направленных на реализацию данного права.

Вместе с тем, существуют и некоторые, на наш взгляд, достаточно серьезные трудности, возникающие на пути реализации такого права на труд, связанные с отсутствием в Федеральном законодательстве четких формулировок отдельных правовых явлений, таких как аренда рабочих мест для инвалидов.

Статья 7 Конституции провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, в котором создаются условия для поддержки социально незащищенных слоев населения, в т.ч. инвалидов.

Согласно П. 53 стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, для противодействия угрозам качеству жизни граждан органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества совершенствуют защиту прав и свобод человека путем развития законодательства, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.

Однако проблематика модернизации Федерального законодательства в данном направлении, на наш взгляд, является острой, поскольку в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее закон о занятости), а также Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее закон о социальной защите инвалидов) не содержат понятия аренды рабочих мест. Не встречается и в Трудовом Кодексе Российской Федерации, но вместе с тем, правовое регулирование арендованного рабочего места отражается в законодательстве субъектов Российской Федерации. В частности, согласно части 3 закона Тюменской области от 31 марта 2000 года N 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» В случае невозможности резервирования или создания на своем производстве рабочих мест в счет установленной для данной организации квоты работодатель вправе арендовать рабочее место в другой организации. Аренда рабочего места в другой организации является выполнением квоты [6].

Статья 1 указанного закона устанавливает, что квота — минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций) для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Заслуживает внимание и положение пункта 1.3. порядка аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, включенный в методические рекомендации, разработанные Комитетом по труду и занятости населения Мурманской области, из которого следует, что работодатели могут заключить договор на аренду рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты с любым другим работодателем, сдающим в аренду имеющиеся рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты [7].

По условиям такого договора инвалид принимается в штат Арендодателя, а работодатель компенсирует Арендодателю расходы на выплату заработной платы.

Подобные методические рекомендации, содержащие в себе понятие «Аренда рабочего места», имеются и в других субъектах Российской Федерации. Так, согласно приказу Министерства труда и занятости Иркутской области от 15 марта 2017 года №18-мпр «Об утверждении методических рекомендаций по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Иркуцкой области», под арендой рабочего места у другого работодателя понимается предоставление арендодателем арендатору рабочих мест для инвалидов, в том числе специальных, во временное владение и пользование за арендную плату на основе договора аренды [8].

Такой подход к правовому регулированию аренды рабочих мест в счет выполнения квоты нам представляется ошибочным, о чем будет говориться ниже.

Из данных понятий следуют основные признаки арендованного рабочего места:

1. Обязательное наличие условий выполнения квотирования рабочих мест, предусмотренных действующим законодательством, например, среднесписочная численность работников соответствует нормам квотирования.

2. Наличие специального трехстороннего трудового договора между работодателем и арендодателем, арендодателем и работником, объектом которого всегда выступает арендованное рабочее место в счет выполнение квоты.

3. Финансирование заработной платы, а также компенсация затрат на создание (переоборудование) рабочего места за счет бюджета арендатора рабочего места.

К указанному выше остается добавить, что помимо трехстороннего договора могут существовать и иные разновидности трудового договора, например, количество сторон в заключенном договоре может как увеличиваться, так и уменьшаться, исходя из особенностей возникающих правоотношений.

Стороной договора по аренде рабочего места в счет выполнения квоты может выступать также и представитель центров занятости населения или органа местного самоуправления или общественной некоммерческой организации инвалидов. Такой вариант развития событий жизнеспособен в том случае, если на рынке вакансий заявлена организация, среднесписочная численность которой соответствует нормам квотирования, но она не имеет потребности в профессиональных навыках работника, направленного центром занятости населения. В тоже время, существует общественная организация инвалидов либо другая организация, где нет возможности создать дополнительное рабочее место, но где навыки работника, пришедшего в организацию, участвующую в программе квотирования, были бы очень полезны.

И если мы рассмотрим другие варианты заключения договора между вышеуказанными субъектами трудовых отношений, то трудовой договор может выглядеть следующим образом:

Представитель центра занятости населения – работодатель – работодатель – арендодатель, работник – работодатель, работник – арендодатель, либо же предположим, что центр занятости населения осуществляет весь предусмотренный действующий законодательством набор процедур бюрократического характера за обратившегося соискателя рабочего места, и тогда работнику останется лишь подписать обычный двухсторонний договор с работодателем, посути являющимся арендодателем.

Соответственно, как уже говорилось выше, комбинации сторон в договоре могут быть различными.

Обращаем внимание на статью 341.3 Трудового Кодекса Российской Федерации, устанавливающую, что Особенности регулирования труда работников, направляемых временно к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), работодателем, не являющимся частным агентством занятости, устанавливаются федеральным законом [3].

Представляется важным акцентировать свое внимание на еще одной статье ТК РФ, а именно статье 56.1, запрещающей заемный труд. Заемный труд труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Анализируя эти два понятия аренду рабочего места для инвалида в счет выполнения квоты и заемного труда, мы можем проследить достаточно четкое различие в сути возникающих правоотношений. Так, заемный труд, в отличие от арендованного рабочего места в счет выполнения квоты, не содержит в себе такого важного признака, как осуществление трудовой деятельности на арендованном рабочем месте будучи в штате арендодателя, а фактически, если можно так выразиться, вторичного работодателя.

Важное примечание. Согласно ч. 2 ст. 21 закона о социальной защите инвалидов, если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов [4].

Арендованное рабочее место в счет выполнение квоты, прежде всего, решает проблему трудоустройства людей с инвалидностью и служит еще одним механизмом реализации Конституционного права на труд.

Следует отметить, что договор аренды рабочих мест для инвалидов с точки зрения гражданского права неи относится к числу поименованных договоров, а, следовательно, исходя из смысла статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, может быть применена аналогия закона.

В этом отношении нам представляется неубедительной и ошибочной точка зрения Ю.М. Березинских, считающего, что по этому гражданско-правовому договору с социальной направленностью публично контролируемый арендодатель обязуется предоставить арендатору специальные рабочие места для инвалидов во временное владение и пользование, а арендатор должен уплачивать за это арендодателю арендную плату. Основная обязанность арендодателя по договору аренды рабочих мест – предоставление арендатору рабочего места как совокупности оборудования в состоянии, соответствующем условиям договора аренды рабочих мест для трудоустройства инвалидов [9].

И далее Березинских пишет, что Основные обязанности арендатора состоят в своевременном внесении арендной платы за пользование арендованным имуществом и использовании рабочих мест надлежащим образом.

Однако, исходя из правового и научного анализа договора аренды, мы можем говорить не о внесении арендной платы в привычном понимании, а о компенсации арендодателю тех затрат, которые он понес в связи с созданием (переоборудованием) рабочего места.

Важно помнить, что под арендой с точки зрения гражданского права понимается плата за движимое или недвижимое имущество, которое сдано в аренду другому физическому или юридическому лицу с целью получения материальных благ от сдачи такого имущества (вещи), а в данном случае аренда рабочего места служит механизмом выполнения квоты, результат которой не связан с личной выгодой.

Свою позицию мы основываем не только на положении статьи 606 ГК РФ, согласно которой по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью, [2] но и на научных точках зрения.

Б.М. Гонгало указывает, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязан передать имущество арендатору (нанимателю), а арендатор имеет соответствующее право требовать передачи ему предмета аренды. Но арендатор обязан вносить арендную плату [10].

Суханов Е.А. также связывает правоотношения, возникающие из договора аренды с движимым или недвижимым имуществом за исключением аренды транспортного судна с экипажем (фрахтованием) [12].

Стоит сказать, что и другие исследователи гражданского права отождествляют аренду с отношениями имущественного характера.

Гришаев С.П., говоря об аренде, отмечал, что в результате заключения договора аренды возникает обязательство по передаче имущества в пользование.

Они юридически оформляют особую, самостоятельную группу экономических отношений товарообмена, в рамках которых хозяйственные или другие потребности их участников удовлетворяются за счет временного перехода к ним соответствующих материальных благ [11].

Таким образом, аренда рабочего места в счет выполнения квоты находится в действительности за рамками Гражданского Кодекса, о чем верно заметил Ю.М. Березинских, однако буквальное толкование данного понятия в отношении объекта неимущественных правоотношений нам представляется ошибочным.

Безусловно, арендованное рабочее место в счет выполнения квоты содержит ряд признаков, характерных для вещи (имущества организации), к числу которых можно отнести совокупность оборудования, необходимого для осуществления профессиональной деятельности инвалида. И тогда мы бы могли применять принципы аренды если и не в рамках статьи 606 ГК РФ, то, как минимум, по аналогии согласно ст. 2 Гражданского Кодекса. Однако, арендованное рабочее место в отличии от вещи или иного движимого либо недвижимого имущества не является тем объектом гражданских правоотношений, которым бы арендатель мог свободно распорядиться в личных целях.

Для нас представляется важным еще раз акцентировать внимание на публичном характере возможности арендовать рабочее место в счет выполнение квоты, поскольку речь идет о достижении социально-экономических результатов не частного характера.

Для того, чтобы суть аренды рабочих мест в счет выполнения квоты имела различие между арендой вещи (движимого или недвижимого имущества), мы считаем целесообразным использовать термин квазиаренда.

Квазиаренда – особая разновидность договора аренды, одна из сторон которой (арендодатель) в рамках заключенного договора аренды обязуется создать посредством собственных ресурсов условия, необходимые для осуществления требований арендатора без передачи права собственности, владения и распоряжения созданными ресурсами.

Следует учесть, что созданные арендодателем материальные ресурсы, в частности, рабочее место в счет выполнения квоты, носят жестко целевой характер – выполнение квотирования. Следовательно, ни в каких иных целях арендатор распоряжаться такими ресурсами не имеет право.

Еще одна немаловажная особенность такого договора заключается в том, что арендодатель рабочего места, который по факту не является первичным работодателем для работника, осуществляющего свою деятельность на арендованном рабочем месте, обязуется включить такого работника в штат своей организации.

Принимая во внимание положение стратегии национальной безопасности, мы считаем, что в Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ следует внести существенные изменения касательно регулирования правоотношений, возникающих по поводу аренды рабочих мест для инвалидов в счет выполнения квоты со стороны работодателя.

Подводя итог вышесказанному, мы можем говорить о возникновении в современном гражданском праве нового вида общественных правоотношений: создание специальных рабочих мест для инвалидов в счет выполнения квоты посредством аренды рабочего места в другой организации. Считаем, что данный вопрос требует дальнейшего изучения, поскольку на сегодняшний день ни в Федеральном законодательстве, ни в отечественной литературе рассматриваемый нами вопрос не имеет должного и достаточного освещения.

Следует подчеркнуть, что национальная безопасность неразрывно связана с уровнем благосостояния граждан и качеством нормативно-правовых актов. Существующие пробелы в регулировании трудовых отношений могут оказывать негативное влияние не только на рынок труда, но и на формирование ВВП, что, несомненно, скажется на экономических возможностях государства.

Путь модернизации действующего законодательства, затрагивающего материальное положение граждан, по нашему мнению, должен проходить с учетом интересов государства и общества.

Именно законодательное регулирование тех или иных общественных отношений является гарантом национальной безопасности российского государства.

 

Библиографический список

1. «Конвенция о правах инвалидов» (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=37511#0 (дата обращения: 01.07.2017).

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=214563&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5450106190771218#0 (дата обращения: 01.07.2017).

3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017) [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=218202&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.694722278243316#0 (дата обращения: 01.07.2017).

4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=217629&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.44443195129383195#0 (дата обращения: 01.07.2017).

5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8472901536328741#0 (дата обращения: 19.07.2017).

6. Закон Тюменской области от 31.03.2000 N 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области» (повторно принят Тюменской областной Думой 21.03.2000) [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW026;n=4710#0 (дата обращения: 01.07.2017).

7. Постановление Правительства Мурманской области от 05.09.2016 N 442-ПП «О Порядке взаимодействия между работодателями по выполнению установленной квоты для приема на работу инвалидов» [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW087&n=69411&dst=100008#0 (дата обращения: 01.07.2017).

8. Приказ министерства труда и занятости Иркутской области от 15.03.2017 N 18-мпр «Об утверждении Методических рекомендаций по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Иркутской области» [электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW411;n=133688#0 (дата обращения: 01.07.2017).

9. Березинских Ю.М. Договор аренды рабочих мест для инвалидов // International Research Journal. – 2015. – №6.

10. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Статут, 2017. – 511 с.

11. Гражданское право: Учебник / Под ред. С.П. Гришаева. – М.: Юристъ, 1998. 484 с.

12. Гражданское право. В 4 т. / под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. – 720 с.

PROBLEMS OF THE LIABILITY RELATIONS AND LEASES OF WORKERS

THE LOCATION OF DISABLED PEOPLE IN THE RUSSIAN LEGISLATION

 

A.P. Borovikov, student

Supervisor: E.O. Borovikova, graduate student

Kurgan state university

(Russia, Kurgan)

 

Abstract. In this article, the author examines the previously unrelated ratio of the rent of jobs in the performance of the quota for the employment of disabled people and extra work. Legislative ways of solving the identified problems are proposed. Also in the article the author’s interpretation of the concept under consideration is stated.

Keywords: rent of workplaces, quoting, loan work, employment of disabled people, quasi-rent, the rights of disabled people, employment, regional legislation.