Низова Л.М. Проблемы сиротства на мезоэкономическом уровне (на примере республики Марий Эл) / Л.М. Низова, А.А. Усолова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 75-78.

ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА НА МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ)

 

Л.М. Низова, д-р экон. наук, профессор

А.А. Усолова, студент

Поволжский государственный технологический университет

(Россия, г. ЙошкарОла)

 

Аннотация. Исследованы приоритеты и проблемы регионального сиротства, на основе мониторинга дана сравнительная динамика численности детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации и Республики Марий Эл, а так же детей, устроенных на семейные формы воспитания. Выявлены приоритетные формы постинтернатного сопровождения и проблемы снижающее эффективность решения проблем сиротства. Предложены меры по усилению профилактики социального сиротства, повышению ответственности кровных родителей, опекунов и приемных семей, а так же пропаганде здорового образа жизни.

Ключевые слова: сироты, приемная семья, постинтернатное сопровождение, опека и попечительства, родительские права.

 

 

 

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность, проявлением которой, во-первых, стало принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [1], а во-вторых, рост темпов численности детей, оставшихся без попечения родителей (табл. 1).

 

 

 

Таблица 1. Динамика численности детей, оставшихся без попечения родителей (в процентах к предыдущему году) [3]

 

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация

98,2

98,4

78,7

97,2

96,8

Республика Марий Эл

97,8

97,0

96,8

95,1

96,8

 

 

 

Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.

Вопросы социальной защиты таких детей, носят межотраслевой характер, находятся на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики. Они включают в себя проблемы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п.

В целях решения вышеназванных проблем в Министерстве образования и науки Республики Марий Эл создано специальное структурное подразделение — отдел социальной защиты детства, опеки и попечительства. Законодательная база республики включает в себя 27 нормативных правовых актов, из которых 9 законов и 18 постановлений Правительства Республики Марий Эл. В рамках этих документов 17 органов местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. В них работают 29 уполномоченных специалистов (муниципальных служащих) и 9 специалистов на должности методистов. Общее количество сотрудников составляет 107 человек, в т.ч. 75 специалистов по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан и 32 специалиста по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан) [4].

Сложившаяся система управления в данной сфере способствует координации опеки и попечительства над несовершеннолетними, организации их устройства в семью и на иные формы устройства и воспитания, их профессиональное сопровождение. Так, в 2015 году в республике выявлено 343 ребенка, оставшегося без попечения родителей, что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 годаис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Динамика численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2013-2015 гг. [3].

 

 

 

Основными причинами социально сиротства являются: злостное уклонение от родительских обязанностей, злоупотребление родительскими правами, заболевание хроническим алкоголизмом и наркоманией, отобрание детей при непосредственной угрозе жизни и здоровью. По заключениям органов опеки и попечительства за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей судами лишены родительских прав и ограничены в родительских правах и признаны недееспособными за 2015 год 157 граждан в отношении 154 детей.

В соответствии Федеральным законом №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] проводится социальный патронаж семей, находящийся в социально опасном положении. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилась на 12% численность выявленных и поставленных на учет семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. Из общего их количества 81% семей поставлено по причине неисполнения родителями обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, отрицательного влияния на поведение детей.

На 1 января 2016 г. на учете в комплексных центрах социального обслуживания населения республики состоят 828 семей с детьми, находящихся в социально опасном положении. Наибольшее количество семей с детьми состоит на учете в ГКУ РМЭ «ЙошкарОлинский центр социальной помощи семье и детям» (152 семьи), комплексных центрах Медведевского (66), Советского (63), Звениговского (60), Моркинского (50) районов.

В республике действует система социального сопровождения вышеуказанной категории детей, цель которой заключается в подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни, их дальнейшее жизнеустройство, обеспечение жилыми помещениями и содействие в трудоустройстве. В ГБУ Республики Марий Эл «Люльпанский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» организована работа социальной (адаптационной) квартиры, в ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» функционирует социальная гостиница на 7 мест, в ГБУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство» — социальная гостиница на 10 мест для выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в ГБУ Республики Марий Эл «Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» открыта адаптационная квартира.

С 2013 года формируется специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений. Всего на приобретение благоустроенных квартир за 2013 — 2015 годы направлено 237,5 тыс. руб., в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл — 169,8 тыс. руб., федерального бюджета — 67,7 тыс. рублей. Это позволило за три года обеспечить жильем 286 сирот (в 2013 г. — 96, в 2014 г. — 86, в 2015 г. — 104).

В Республике Марий Эл принимаются меры по стимулированию граждан, принявших в свои семьи детей-сирот. Меры материального и морального стимулирования обусловили рост числа детей, переданных в замещающие семьи (Рисунок 2).

 

 

 

Рис. 2. Количество детей, устроенных на семейные формы воспитания[5].

 

 

 

Однако, на фоне положительных результатов работы с сиротами, имеют место факторы, негативно влияющие на ее эффективность:

 социально-неблагополучные семьи из числа мигрантов;

 в составе детей-сирот, состоящих в региональном банке данных 94% дети старше семи лет;

 почти половин (45%) среди сирот – дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды;

Все это существенно снижает возможность их семейного устройства. По мнению авторов, целесообразно усилить профилактику социального сиротства, повысить ответственность опекунов и приемных семей, а так же пропагандировать здоровый образ жизни среди детей.

 

 

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве».

2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.04.2016), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]: Семья, материнство, детство. Режим доступа: http://www.gks.ru.

4. Статистический материал Министерства образования и науки Республики Марий Эл за 2013-2015 годы.

5. Авторский мониторинг детей, устроенных на семейные формы воспитания.

THE PROBLEM OF CHILD ABANDONMENT AT THE MESO LEVEL

(ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF MARI EL)

 

L.M. Nizova, doctor of economic sciences, professor

A.А. Usolova, student

Volga state university of technology

(Russia, Yoshkar-Ola)

 

Abstract. We Investigated the priorities and problems of regional abandonment, based on the monitoring comparative dynamics of the number of children left without parental care in the Russian Federation and the Republic of Mari El, as well as children, arranged to family forms of education. Identified the priority forms of post-residental support and problems which reduce the effectiveness of solving the problems of orphanhood. Proposed measures to strengthen the prevention of social orphanhood, to improve the responsibility of the biological parents, legal guardians and foster families, as well as promoting a healthy lifestyle.

Keywords: orphans, foster family, after boarding support, custody and guardianship, parental rights.