Давыдова О.М. Проблемы права социального обеспечения студентов государственной социальной стипендией // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №7. – С. 133-135

ПРОБЛЕМЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТИПЕНДИЕЙ

 

О.М. Давыдова, студент

Оренбургский государственный аграрный университет

(Россия, г. Оренбург)

 

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные правовые проблемы обеспечения студентов очной формы обучение государственной социальной стипендией в Российской Федерации. Проанализированы изменения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части урегулирования вопросов назначения и выплаты государственных социальных стипендий. Рассмотрена государственная социальная стипендия как одна из гарантий реализации конституционного права на высшее образование. 

Ключевые слова: государственная социальная стипендия, студенты очной формы обучения, государственная социальная помощь.

 

 

Способности студента в обучении могут быть ограничены финансовыми возможностями. С целью преодоления этой проблемы в Российской Федерации образована система помощи социально незащищенным категориям студентов очной формы обучения. Социальные гарантии реализации права на образование из числа нуждающихся лиц включают право на первоочередное получение жилых помещений в специализированном жилищном фонде образовательной организации, право на получение государственной социальной стипендии и другое. Такая необходимость государственной социальной поддержки студентов обусловлена тем, что данная категория граждан наиболее подвержена риску бедности. Но, несмотря на достаточно большое число нормативно-правовых актов, посвященных оказанию государственной социальной помощи различным слоям населения, в том числе и студентам, существует ряд пробелов в реализации ими права на получение социальной государственной стипендии.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017) в пункте 2 части 1 статьи 36 была выделена государственная социальная стипендия как одна из основных видов стипендий [3].  

Анализ норм законодательства в области образования и социальной защиты населения позволяет классифицировать студентов образовательных организаций высшего образования, получающих государственную социальную поддержку, на две группы:

1. Учащиеся, относящиеся к категориям граждан, которым государство оказывает меры повышенной социальной поддержки:

 студенты, относящиеся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

 студенты, относящиеся к категории людей с ограниченными возможностями;

 студенты, подвергшиеся воздействию радиации;

 студенты, получившие травму на военной службе или ветераны боевых действий;

 студенты из числа бывших военнослужащих.

2. Учащиеся, семьи, которых не способны их содержать при реализации ими конституционного права на образование [1, с. 287]

Но с 01.01.2017 года вторая группа студентов изменяется в связи с вступлением в силу с 1 января 2017 года пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г.  312-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Теперь в части 5 статьи 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» текст «либо имеющим право на получение государственной социальной помощи» исключен и дополнен следующим: «Государственная социальная стипендия назначается также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи» [4].

В качестве обоснования необходимости данного изменения авторы законопроекта указали, что существовала правовая неопределенность данной нормы, которая позволяла значительной части студентов в связи с их невысоким уровнем доходов в период обучения заявлять себя малоимущими и претендовать на получение государственной социальной стипендии [2, с. 216].

Таким образом, на сегодняшний день студентов получающих государственную социальную стипендию в связи с оформленной государственной социальной помощи можно разделить на 2 группы:

1. Студенты, получившие государственную социальную помощь по линии органов социальной защиты населения (сами или в качестве  членов семьи) в виде:

1.1. Пособия на ребенка гражданам, имеющих детей до 16 лет (до 18 лет);

1.2. Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (семьям, среднедушевой доход, которых ниже прожиточного минимума);

1.3. Адресной социальной помощи на условиях заключения  социального контракта (многодетным семьям, проживающим в сельских населенных пунктах);

1.4. Признания нуждающимися в предоставлении социальных услуг и принятия на социальное обслуживание (наличие договора о предоставления социальных услуг).

2. Студенты, получившие государственную социальную помощь по линии Пенсионного фонда РФ в виде:

2.1. Федеральной социальной доплаты к пенсии (в случае, если общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной области);

2.2 Набора социальных услуг, включающие социальные услуги:

2.2.1. Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов;

2.2.2. Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствие с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2.2.3. Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Но проблема состоит в том, что есть категории студентов, которые являются малоимущими, но не могут претендовать на выше указанные виды социальной помощи. И если раньше им можно было доказать своё материальное положение главным образом справкой о доходах за несколько последних месяцев каждого из членов семьи, справкой о составе семьи и  справкой о получении или неполучении другого вида стипендий, то сейчас только справкой о назначении государственной социальной помощи.  И это является пробелом в реализации права на получение социальной государственной стипендии у малоимущих студентов, не получающих государственную социальную помощь.

Также можно выделить и проблему отсутствия единой базы сведений о предоставлении государственной социальной помощи для назначения государственной социальной стипендии. Данная проблема связана с тем, что абитуриенты поступают в учебные заведения в другие субъекты РФ от своего постоянного места жительства, и отсутствие единой базы сведений приводит к значительным временным и финансовым затратам для студента.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что настоящим законодательством недостаточно учитываются все условия назначения социальной государственной стипендии студентам на очной форме обучения.  Поэтому остается актуальным вопрос о разработке дополнений в законодательство с целью повышения уровня жизни указанной категории граждан, и в осуществлении их права на государственную социальную стипендию.

 

Библиографический список

1. Темнов Э.С., Берестнев М.А. Государственная социальная стипендия, как мера социальной поддержки учащихся высших учебных заведений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. – №4-2. – С. 287-288.

2. Темнов Э.С., Берестнев М.А. О совершенствование законодательства о государственных социальных стипендиях // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2016. –  2-2. – С. 214-223.

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12 декабря 2012 г. №273-ФЗ URL: Справочная правовая система КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.06.17)

4. О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. №312-ФЗ URL: Справочная правовая система КонсультантПлюсhttp://www.consultant.ru (дата обращения: 12.06.17)

 

 

THE PROBLEMS OF THE RIGHT OF SOCIAL SECURITY OF STUDENTS

BY STATE SOCIAL SCHOLARSHIP

 

O.M. Davydova, student

Orenburg state agrarian university

(Russia, Orenburg)

 

Abstract. This article examines current legal issues of providing students the training the state social scholarship in the Russian Federation. The Federal Law «On Education in the Russian Federation» was reviewed from the perspective of social scholarships granting. This article describes state social scholarship as one of the guarantees for the realization of the constitutional right to higher education.

Keywords:  state social scholarship, full-time students, state social assistance.