Миронкина А.Ю. Проблемы малого бизнеса и их решения // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 210-212.

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИХ РЕШЕНИЯ

 

А.Ю. Миронкина, канд. экон. наук, доцент

Смоленская государственная сельскохозяйственная академия

(Россия, г. Смоленск)

 

Аннотация. Развитие малого бизнеса в России является важным направлением развития экономики. Данное исследование посвящено рассмотрению особенностей и проблем, характерных для большинства малых предприятий. Анализируя, автор выделяет наиболее перспективные направления их деятельности, вносит предложения по созданию правительством Российской Федерации и субъектов РФ «идеального» проекта распределения предприятий малого бизнеса по направлениям деятельности, который должен стать ориентиром действий в работе с малым предпринимательством.

Ключевые слова: малый бизнес, малые предприятия, микропредприятие, проблемы малого бизнеса, «идеальный» проект.

 

 

Для экономики любой страны сектор малого бизнеса очень важен. В российской экономике он имеет своё особое своеобразие, главное из которых, заключается в отсутствии устоявшихся традиций, т.к. малый бизнес в России очень юный, его основы и становление заложены после 1991 г.

В Российской Федерации существуют два критерия отнесения предприятия к малому бизнесу:

1. По численности рабочих.

Согласно Федерального Закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в зависимости от средней численности работников за календарный год к малому бизнесу относят предприятия, имеющие до 100 работников включительно [1]. Предприятия, имеющие численность работников от 1 до 15 человек, получили названия микропредприятия и в общем количестве их часть преобладающая.

2. По выручке предприятия.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» к малому бизнесу относят предприятия, имеющие за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость, выручку до 800 млн. рублей. Микропредприятия – до 120 млн. рублей [2].

К субъектам малого предпринимательства относятся также индивидуальные предприниматели – физические лица, предпринимательская деятельность которых строится без образования юридического лица [3].

Малый бизнес одновременно является и площадкой для экономических и технологических новаций и индикатором экономической устойчивости общества. Малый бизнес обеспечивает значительный уровень занятости населения страны, т.к. малые предприятия, производя продукцию, обладают меньшей производительностью, чем крупные фирмы, поэтому используют большее количество рабочей силы.

За минувшие четверть века картина малого бизнеса в России не оставалась застывшей и одноцветной. Малыми предприятиями проделан огромный путь становления, и сегодня мы уверенно утверждаем: малый бизнес в стране есть, и не в зачаточном состоянии.

Можно выделить целый ряд особенностей, отличающий малый бизнес от среднего и крупного:

1. Более высокий уровень риска, поэтому степень неустойчивости положения на рынке невысокая.

2. Трудности привлечения дополнительных финансовых средств и получения кредитов.

3. Недостатки в управлении делами.

4. Слабая компетентность руководителей (отсутствие знаний в области менеджмента, маркетинга, финансов, производства, снабжения, отсутствие управленческого опыта, неспособность решать нестандартные задачи).

5. Имущественная ответственность ведения бизнеса распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и др.).

6. Пониженное доверие и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов).

7. Привлечение личных средств населения на развитие производства.

8. Большая зависимость от крупных компаний.

9. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

10. Сложность в противостоянии административным барьерам и коррупции.

Предприятия малого бизнеса явились благодатной почвой для ухода от налогов, появлению «чёрных» и «серых» зарплат. Медленными шагами государство продвигается с наведением порядка в данных вопросах. Этим самым увеличится пополнение федерального и местных бюджетов, а также увеличится сумма страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации [4]. Ликвидируя распространённые схемы «чёрных» и «серых» зарплат станет высвечиваться более реальная картина с доходами граждан, в результате официально уменьшится показатель количества населения, проживающего ниже черты бедности [5].

До 1 июля 2018 года все кассы в России будут подключены к Интернету и станут автоматически передавать данные о продажах в налоговые органы [6]. Новые введения в законодательство должны внести весомую лепту в наведение порядка в сфере торговли.

С учётом выбранного экономического курса государства на ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей, инноваций, а в широком смысле – экономики знаний, малое предпринимательство является одной из приоритетных сфер деятельности правительства России и правительств всех регионов. Ведь инновационная деятельность является необходимым условием прогресса любого государства в двадцать первом веке. Однако, большинство программных документов, призванных сопровождать и мотивировать процесс развития малого бизнеса в стране, в связи с нехваткой бюджетных денег, носят во многом декларативный характер и не способствуют желаемому росту уровня инновационной активности.

Большинство малых предприятий – это предприятия, которые занимаются торговой деятельностью и общественным питанием. Их более 70% [7, 8]. Поэтому становится необходимы повышение доли предприятий, обслуживающих науку и (или) занимающихся наукой. Именно данные предприятия принесут большой объём инвестиций в бюджет. Так же они являются наиболее перспективными в области предпринимательской деятельности во время информационных компьютерных технологий и научно-технического прогресса. Ещё в России необходимо увеличить число предприятий, занимающихся сельским хозяйством и обслуживанием сельского хозяйства. Это направление деятельности стало особенно важным в связи с намеченным курсом, взятым Правительством РФ на импортозамещение в агропромышленном комплексе страны. Однако насильно росчерком пера эти вопросы не решить, приказная политика здесь бессильна. Государству требуется организовать долгосрочную целенаправленную образовательную работу, ведь заниматься наукой или сельским хозяйством требуется специальная подготовка, в некоторых направлениях очень серьёзная. Также следует уделить внимание вопросам организации: создать условия широкого вхождения малого бизнеса в науку и сельское хозяйство.

Экономическому сектору правительства РФ следует разработать проект «идеального» научно обоснованного распределения предприятий малого бизнеса по направлениям деятельности. Ежегодно в этот проект можно вносить изменения. Он должен стать ориентиром действий в работе с малым бизнесом. Сравнивая показатели данного проекта с действительным положением дел, легче будет планировать, куда направить административные усилия и финансовые вложения на организацию или поддержку того или иного направления бизнеса. Наличие «идеального» проекта правительства позволит улучшить возможность составления долгосрочных прогнозов и планов. Подобные «идеальные» проекты распределения предприятий малого бизнеса должны существовать в каждом субъекте Российской Федерации, от этого малый бизнес только выиграет. Вера граждан страны в «невидимую» руку рынка, которая всё отрегулирует и сбалансирует за последние годы заметно ослабла. «Идеальный» проект правительства должен в действительности взять на себя некоторые из этих функции в вопросах малого бизнеса.

 

Библиографический список

1. Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 31июл. №164.

2. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – 20 июл.29 (часть II), ст. 4500.

3. Ворох Н.И., Москалёва Н.В. Формирование финансовой стратегии малого предпринимательства: монография – Смоленск, Маджента. 2008. – 265 с.

4. Миронкина А.Ю. Пути совершенствования страховой пенсии в Российской Федерации // Эко. 2016. №4. С 161-164.

5. Миронкина А.Ю. Борьба с бедностью в России: реальности и предложения. Сборник статей международной научно-практической Интернет-конференции «Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования». ФГБНУ «ПНИИАЗ», 2016. С.3883-3887.

6. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета – Федеральный выпуск, – 2016. –12 июл. – №7019 (191).

7. Белокопытов А.В. Факторы экономического роста России в условиях санкционного прессинга // Российское предпринимательство. 2016. Т.17. 2. С. 145-154.

8. Шевцова Т.П., Мальцева Г.В. Роль малых форм предпринимательства в сельском хозяйстве по результатам анализа налогообложения // Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы: сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции.  2015.  С. 96-98.

 

 

PROBLEMS OF SMALL BUSINESS AND THEIR SOLUTIONS

 

A.Yu.  Mironkina, candidate of economic sciences, associate professor

Smolensk state agricultural academy

(Russia, Smolensk)

 

Abstract. The development of small business in Russia is an important direction of development of the economy. This study focuses on the consideration of problems common to most small businesses. Analyzing, the author identifies the most perspective directions of their activities, makes proposals on the establishment by the government of the Russian Federation «ideal» project of distribution of small businesses by activities.

Keywords: small business, small enterprises, micro-enterprise, problems of small business, the «perfect» project.