Оголихина С.Д. Проблемы и тенденции развития микрофинансовых организаций России в условиях экономического кризиса // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 243-249.

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИКРОФИНАНСОВЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

 

С.Д. Оголихина, магистрант

Уральский государственный экономический университет

(Россия, г. Екатеринбург)

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития микрофинансовых организаций России в период современного экономического кризиса. Выявлены основные тенденции на рынке микрофинансовых услуг и дана их оценка. Определено влияние кризиса в экономике страны и политики Центрального банка на развитие МФО. В статье рассмотрены основные меры государственного регулирования данного сегмента финансового рынка, а также отмечены перспективы его дальнейшего развития. В итоге предложены меры по усовершенствованию системы контроля микрофинансовых организаций и повышению доступности финансовых услуг.

Ключевые слова: микрофинансовые организации (МФО), Центральный банк РФ, займ, микрозайм, кредит, коммерческие банки, экономический кризис.

 

 

На финансовом рынке России микрофинансовые организации появились относительно недавно, в начале 21 века, однако за небольшой промежуток времени они стали очень популярны среди населения нашей страны. В первые годы их появления деятельность микрофинансовых организаций в России не была урегулирована законодательством, вплоть до принятия соответствующего закона они действовали по своим правилам. В настоящее время порядок их деятельности регламентирован №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»[1].

Основная деятельность микрофинансовых организаций заключается в выдаче займов населению на потребительские и иные цели в размере до 1 млнублей, а также привлечении денежных средств во вклады в размере от 1,5 млн. рублей [1]. Как правило, основная целевая аудитория МФО индивидуальные предприниматели и низкообеспеченные граждане, которым банки отказали в выдаче кредита, ввиду высоких рисков невозврата денежных средств. Несмотря на высокие процентные ставки по кредитованию, их услуги пользуются большим спросом у населения, а совокупные годовые доходы достигают огромных величин.

В 2014 году экономическое положение РФ значительно ухудшилось в связи с введением обширного ряда санкций со стороны западных торговых партнеров из-за эскалации политического конфликта, как следствие, значительного снижения цен на нефть и девальвации курса рубля, в результате чего наступил современный экономический кризис России, продолжающийся и в настоящий период времени [2]. Как следствие, произошло ухудшение благосостояния большей части граждан РФ и банкротство множества мелких и средних предприятий. В современных условиях сохраняется актуальность необходимости развития и регулирования финансового рынка, в части микрофинансовых организаций, так как они оказывают значительное воздействие на экономику России.

Как отразился современный экономический кризис на развитии микрофинансовых организаций? Для ответа на данный вопрос проанализируем динамику количества МФО, а также рассмотрим их ключевые показатели.

За несколько лет своего существования на российском рынке число МФО достигло более 4000 организаций, которые заняли значительную долю на финансовом рынке страны. Динамика количества МФО в России представлена на рис.1.

 

 

Рис. 1. Динамика количества микрофинансовых организаций в России [3]

 

 

Таким образом, с момента появления микрофинансовых организаций в России их численность постепенно возрастала, и в конце 2014 года количество МФО составило 4409 организаций. После наступления экономического кризиса в 2014 году, в течение первых трех кварталов 2015 года наблюдалось снижение их числа, и на конец третьего квартала 2015 года их количество сократилось почти на 20% относительно прошлого года, и составило 3500 организаций. За последующие два квартала число МФО увеличилось на 352 организации, но по итогам третьего квартала 2016 года их количество снова сократилось. В целом, можно сделать вывод о том, что в начале экономического кризиса произошло значительное снижение числа МФО, что свидетельствует о негативном его влиянии на деятельность микрофинансовых организаций.

Для получения более подробной информации о развитии микрофинансовых организаций в период современного экономического кризиса рассмотрим ключевые показатели их деятельности, представленные в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Ключевые показатели деятельности микрофинансовых организаций, [4]

Показатель

Едзм.

31.12.2014

31.03.2015

31.12.2015

31.03.2016

Капитал

млнуб.

57 662,2

57 798,1

51 121,1

41 452,0

Чистая прибыль

млнуб.

4 768,9

1 987,0

4 078,1

2 286,5

Сумма выданных микрозаймов, в т.ч.:

млнуб.

131 395,6

36 455,6

139 912,8

44 042,0

Индивидуальным предпринимателям

млнуб.

14 250,8

3 535,2

10 961,9

1 863,8

Юридическим лицам

млнуб.

11 898,4

2 900,0

11 418,2

1 892,2

Физическим лицам

млнуб.

105 246,3

30 020,3

117 532,7

40 286

Количество договоров микрозайма, заключенных за отчетный период

ед.

8 712 908

2 877 363

11 320 327

4 315 621

С индивидуальным

предпринимателями

ед.

45 815

10 619

32 217

6 259

С юридическими лицами

ед.

33 922

6 516

21 419

4 290

С физическими лицами

ед.

8 633 171

2 860 228

11 266 691

4 305 072

в том числе с физ. лицами в сумме не более 45 тыс. рублей на срок до двух месяце

ед.

7 406 428

2 554 075

9 399 469

3 592 164

 

 

В 2015 году размер капитала микрофинансовых организаций сократился более чем на 6 млрд. рублей, при снижении чистой прибыли на 690 млн руб. При этом общая сумма выданных микрозаймов возросла на 8 517 млн руб. Увеличение произошло исключительно за счет роста кредитования физических лиц, при этом размер кредитов, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, уменьшился.

Объем кредитования индивидуальных предпринимателей сократился более чем на 3 млрд. рублей. Это обусловлено закрытием многих малых и средних предприятий в условиях спада в экономике страны. Снижение объема кредитов, предоставленных юридическим лицам не столь значительно. Общее количество заключенных договоров с физическими лицами за 2015 год увеличилось более чем на 2,6 млн. единиц. Из них 75,7% договоров пришлось на выдачу микрозаймов в размере до 45 тысяч рублей. Объем выданных микрозаймов «до зарплаты» продемонстрировал значительный рост в 45,6% и достиг значения в 62,8 млрд руб., средняя сумма микрозайма выросла с 5,8 тыс. рублей до 6,7 тыс. рублей [3]. Это свидетельствует о снижении уровня благосостояния граждан РФ в условиях экономического кризиса и роста их потребности в микрозаймах.

Рассматривая данные на третий квартал 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, мы видим, что наблюдаются некоторые улучшения экономических показателей в деятельности МФО. В частности, за данный период произошло увеличение чистой прибыли микрофинансовых организаций на 13,2%, общей суммы выданных кредитов на 17,3%, а количество заключенных договоров возросло на 33,5%. Стоит отметить, что в 2016 году продолжает снижаться объем кредитования индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а объем кредитования физических лиц продолжает расти.

Резкое увеличение количества договоров с физическими лицами также было связано с ужесточением требований банков к заемщикам, что способствовало их оттоку на рынок микрофинансовых организаций. За 2014-2015 гг. произошло снижение процентных ставок по микрозаймам. Среднерыночные значения полной стоимости наиболее востребованных микрозаймов «до зарплаты» на срок до 1 месяца на сумму до 30 тысяч рублей снизились на 46,1 п.п. до уровня 605,2% [3].

Рассматривая негативные изменения в развитии МФО стоит учитывать не только влияние экономического кризиса, но и политику государства по урегулированию деятельности микрофинансовых организаций. Так, в 2015 году Банк России в интересах защиты заемщиков и инвесторов провел политику, направленную на улучшение платежеспособности МФО, в результате которой число МФО сократилось на 512 организаций. Сокращение их числа не оказало значительного влияния на концентрацию рынка, в результате число организаций, совместно контролирующих 80% портфеля микрозаймов, сократилось со 179 до 171, а доля 100 крупнейших снизилась с 70,8% до 69,7% от общей суммы портфеля [3].

Высокие процентные ставки по кредитам в микрофинансовых организациях обусловлены значительными издержками на выдачу небольших займов и большими рисками невозврата денежных средств, в связи с тем, что изучение кредитной истории потенциальных заемщиков, либо не проводится вовсе, либо осуществляется в незначительной мере. Именно высокие ставки по кредитованию позволяют микрофинансовым организациям успешно осуществлять свою деятельность и получать прибыль. Как правило, сроки и суммы займов не высоки, поэтому сумма за пользование микрозаймом в итоге получается не столь значительной, однако, если займ не возвращается вовремя, то с течением времени суммы задолженности достигают огромных величин и становятся непостижимыми для заемщиков, в результате чего у МФО образуется высокая просроченная дебиторская задолженность. Для компенсации понесенных издержек микрофинансовые организации продают высокорискованные кредиты, по которым имеется долгосрочная просроченная задолженность, коллекторским агентствам по более низкой стоимости. Стоит отметить, что в 2016 году надзор со стороны государства за деятельностью коллекторских фирм был ужесточен из-за появления многочисленных случаев нарушения законодательства, при попытках взыскать денежные средства с должников незаконными способами.

Среди основных причин, по которым люди предпочитают пользоваться услугами микрофинансовых организаций, а не коммерческих банков можно выделить следующие:

1. Возможность моментального получения денег на руки, без сбора и предъявления многочисленных документов, которые обычно требуют в банках. Как правило, в МФО достаточно предъявления только паспорта, хотя с 1 января 2017 года по заявлениям Центрального банка РФ планируется ввести обязательную идентификацию клиентов в МФО и банках по страховому номеру индивидуального лицевого счета или СНИЛС [3].

2. Сокращение банками объемов потребительского кредитования.

3. Быстрая процедура принятия решения о выдаче микрозаймов в МФО.

4. Возможность взять в долг небольшие суммы денег, например займ «до зарплаты», на непредвиденные расходы и другие цели.

Спрос на услуги микрофинансовых организаций достаточно высок, а слабый контроль со стороны государства за их деятельностью приводит к различным негативным последствиям, как для заемщиков, так и для самих МФО.

За период с 2011 года прекратили свою деятельность около 3993 МФО. Половина из них были ликвидированы за нарушение законодательства РФ. В Государственную думу поступали неоднократные предложения о полном запрете деятельности МФО в России. Однако, летом 2016 года глава Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина выступила против полного прекращения их деятельности, указав на наличие широкого спроса на микрозаймы «до зарплаты» со стороны физических лиц. Запрет, по ее мнению, способствовал бы развитию деятельности нелегальных кредиторов. В результате было принято решение об ужесточении контроля за деятельностью микрофинансовых организаций, вследствие чего Центральный банк в настоящее время начал активно осуществлять меры по урегулированию деятельности МФО [3].

В начале декабря 2015 г. на сайте Центробанка был опубликован «Проект основных направлений развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов», направленный на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности и эффективности работы отечественного финансового рынка с целью стимулирования экономического роста страны и повышения качества жизни граждан [3].

 

Таблица 2. Основные направления развития деятельности МФО [3]

Направление

Цель

Срок

реализации

Исполнители

Формирование системы саморегулирования МФО

Повышение качества предоставляемых услуг МФО

2016

Минфин, ЦБ

Разработка и внедрение стандартов работы МФО, в том числе в сфере корпоративного управления

2018

ЦБ

Определение предельно допустимого уровня задолженности заемщика по процентам по договору потребительского займа перед микрофинансовой организацией

Снижение социального и экономического риска для заемщиков микрофинансовых организаций, предоставляющих услуги по потребительскому кредитованию

2017

Минфин, ЦБ

Формирование двухуровневой системы микрофинансирования: микрокредитные компании (с более ограниченными правами и менее жесткими регуляторными и надзорными требованиями) и микрофинансовые компании (с расширенными правами и более жесткими регуляторными и надзорными требованиями)

Снижение рисков, связанных с деятельностью различных МФО и дальнейшее эффективное развитие системы микрофинансирования

2017

Минфин, ЦБ

Разработка требований к финансовой устойчивости микрофинансовых компаний (в том числе требования к капиталу, введение отдельных нормативов), а также к организации системы управления рисками участников рынка микрофинансирования

2017

ЦБ, СРО

Разделение субъектов микрофинансирования на МФО, осуществляющие поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, и МФО потребительского кредитования

Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансированию

2017

ЦБ, Мин

эконом

развития

 

В таблице 2 представлены ключевые направления развития деятельности МФО на ближайшую перспективу, намеченных Банком России. Регулятором отмечено, что в настоящее время практически сформированы правовые основы деятельности микрофинансовых организаций и контрольно-надзорных функций за субъектами рынка микрофинансирования [3].

Основными задачами, стоящими перед государством на данный момент времени является ужесточение требований и снижение рисков деятельности МФО, а также повышение доступности займов для хозяйствующих субъектов.

В целях более надежной идентификации клиентов и снижения рисков для финансовых организаций с 1 января 2017 года для банков и МФО будет реализовано нововведение, предусматривающее обязательное предоставление страхового номера индивидуального лицевого счета гражданина Российской Федерации (СНИЛС) для получения отчета о его кредитной истории. Запросить кредитную историю в бюро кредитных историй без предъявления СНИЛС банки и МФО с 2017 г. смогут только по заемщикам, пенсионное обеспечение которых осуществляет не ПФР, а министерства и ведомства, например по военным и чиновникам [5]. Введение данной меры вызвано частыми случаями получения мошенниками кредитов по чужим документам, так как для получения займа в МФО в настоящее время, как правило, требуется только паспорт.

По прогнозам Центрального банка РФ в ближайшее время число МФО будет продолжать сокращаться, в связи с введением ряда мер по регулированию их деятельности. В настоящее время разрабатывается проект по введению обязательного вступления всех микрофинансовых организаций в одну из трех саморегулируемых организаций, что будет способствовать исключению из реестра МФО, не соответствующих требованиям ЦБ РФ [6].

Итак, в России сектор микрофинансовых организаций только начинает вступать в фазу своего интенсивного развития, поэтому он требует глубокого исследования [7]. В последние три года в России стала наблюдаться тенденция укрупнения микрофинансовых фирм в результате проведения политики Центрального банка Российской Федерации, направленной на ужесточение требований к деятельности МФО, вследствие чего происходит сокращение числа мелких и недобросовестно осуществляющих свою деятельность МФО. Данные меры, на наш взгляд, могут привести к повышению эффективности деятельности МФО, а также росту доверию к данным организациям.

Несмотря на наличие нормативно-правовых актов по урегулированию данного сектора экономики, законодательная база по МФО еще не развита в полной мере и требует дальнейшего своего развития. В целях защиты прав заемщиков микрофинансовых организаций необходимо ввести ограничение на сумму долга по краткосрочным займам. Данная мера позволит избежать огромных долгов клиентов МФО, возникших в результате чрезмерного роста просроченной задолженности, которые порой бывают в сотни раз больше основной суммы займа.

Экономический кризис негативным образом отразился на деятельности микрофинансовых организаций России, а политика Центрального банка способствовала еще большему сокращению числа МФО. При этом в структуре клиентов МФО увеличилась доля физических лиц, а доля индивидуальных предприятий и юридических лиц сократилась. Физические лица, как правило, берут займы для удовлетворения своих потребительских целей, и в итоге деньги перестают работать [8]. Предпринимательский сектор инвестирует займы в производство и иные сферы, что позволяет увеличить эффективность их использование и способствовать развитию экономики страны. Поэтому, приоритетной задачей Банка России в части развития микрофинансирования должно быть обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансированию.

Таким образом, мы положительно оцениваем политику Центрального банка России по ужесточению требований к деятельности МФО, и в целях более эффективного развития микрофинансовых организаций предлагаем создать систему обязательного страхования вкладов для МФО путем внесения самых крупных микрофинансовых организаций в федеральное агентство по страхованию вкладов, что позволит повысить доверие к данному сектору.

Для повышения доступности финансовых услуг, мы предлагаем развивать систему электронного консультирования по вопросам кредитования и внедрить более эффективные цифровые системы обслуживания. В целях снижения процентных ставок по займам и снижения рисков деятельности микрофинансовых организаций необходимо ввести более надежную систему идентификации клиентов и сформировать единую, совместную с банками, базу кредитных историй, для того, чтобы МФО сократили издержки и время на поиск информации о клиентах. Установление нормы обязательных резервов для микрофинансовых организаций будет способствовать развитию устойчивости финансового рынка, в сегменте микрофинансовых предприятий.

 

Библиографический список

1. Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 151-ФЗ (действующая редакция, 2016)лектронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102112/ (дата обращения 18.10.2016)

2. Оголихина С.Д. Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях современного экономического кризиса // Актуальные проблемы экономики и управления выпуск. –2016. 3(11).  С. 68-73. [электронный ресурс]. URL: http://fs.guap.ru/emtp/journals/2016-3.pdf

3. Официальный сайт Центрального банка РФ / Статистика [электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения 23.10.2016)

4. Обзор ключевых показателей микрофинансовых организаций №1, 2016. [электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_mfo_270616.pdf

5. Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ ( ред. от 23.06.2016) лектронный ресурс].URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51043/

6. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» от 13.07.2015 №223-ФЗ (редт 03.07.2016) [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182662/

7. Быковец М.В. Перспективы развития рынка микрофинансовых услуг в России и основные направления его государственного регулирования // «Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 41/2014. [электронный ресурс]. URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-rynka-mikrofinansovyh-uslug-v-rossii-i-osnovnye-napravleniya-ego-gosudarstvennogo-regulirovaniya

8. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ (редт 21.07.2014) [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986/

PROBLEMS AND TRENDS OF THE RUSSIAN MICROFINANCE INSTITUTIONS IN THE ECONOMIC CRISIS

 

S.D. Ogolikhina, graduate student

Ural state university of economics

(Russia, Ekaterinburg)

 

Abstract. The article is devoted to the development of microfinance organizations in Russia during the current economic crisis. The basic trends in the market of microfinance services and their estimation. The effect of the crisis of the economy and the central bank’s policy for the development of MFIs. The article describes the main measures of state regulation of this segment of the financial market, and also noted the prospects for its further development. As a result, proposed measures to improve microfinance institutions control system and improve access to financial services.

Keywords: micro-finance institutions (MFIs), Central Bank, loan, microloan, commercial banks, the economic crisis.