Зарецкая Л.П. Проблемы девиантного поведения на работе / Л.П. Зарецкая, П.Ю. Шехтман // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №3. — С. 56-59.

ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РАБОТЕ

 

Л.П. Зарецкая, старший преподаватель

П.Ю. Шехтман, студент

Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. В наше время существование на рынке какой-либо организации предполагает непрерывный поиск форм и методов укрепления своего положения. На деятельность организации оказывает влияние множество различных факторов. Важно чтобы ценности и поведенческие нормы, установки и мотивы поведения сотрудников разделялись организацией и соответствовали ее философии и идеологии. Но бывает и так, когда в процессе деятельности организации возникают случаи отклонения от установленных норм поведения, включающих нравственные и этические приоритеты.

Ключевые слова: организация, девиантное поведение, управление поведением, молодой специалист, процесс адаптации, ориентация.

 

 

На поведение человека в организации оказывают большое влияние цели, которые он преследует, условия в которых он действует, его реальные возможности, настроение, ценностные ориентации, и ряд других факторов.

Тем не менее, при всём разнообразии влияющих на поведение человека факторов, можно выделить некоторые общие составляющие.

Поведение человека в организации определяется:

 его собственными (личностными) чертами;

 особенностями группы, в которую он включен;

 условиями совместной деятельности;

 своеобразием организации, в которой он работает.

Таким образом, возможности успешного включения человека в организацию зависят как от организационного окружения, так и от характеристик его личности [1].

Черты личности складываются как под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности), психологических свойств личности (память, внимание, восприятие, воображение, эмоции, чувства и настроение), а также социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и др.)

Поэтому можно сказать, что поведение человека – это совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, статусом в организации.

Поведение индивидов в значительной мере определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация.

Сегодня под организацией понимается сознательно координируемое образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Любая организация заинтересована в формировании эффективного для нее поведения сотрудников.

Любое общество не может нормально функционировать без разработанных систем правил и норм поведения, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. В масштабе всего общества формирование и совершенствование таких систем происходит непрерывно. При использовании данной системы средством наказания в случаях нарушения установленных требований и правил поведения является общественный контроль, осуществляемый государственными органами управления.

Трудно себе представить общество, в котором все его члены вели бы себя согласно общим нормативным требованиям. В случае, когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным.

С точки зрения социологии девиантное поведение может отличаться большим разнообразием: от пропусков занятий до кражи, разбоя, убийства и так далее. Таким образом, девиантное поведение – это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов к работникам и руководителям.

Девиантам чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать, в первую очередь, необходимо использовать различные формы власти. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений, является налаживание предательских, преступных связей, деятельность девиантов на рынках, поддающихся их влиянию, и возможность использовать различные виды двусмысленностей, то есть возможностей двоякого толкования. Некоторые факторы часто действуют одновременно.

Случайная торговля имеет место там, где стороны обычно встречаются один раз, не имея в виду установления устойчивых длительных отношений. Хорошим примером является торговля, связанная с туристами, а также гостиничный и ресторанный бизнес.

Системы контроля признаются ответственными за нарушения в тех случаях, когда они не налажены (если их установка слишком дорога ли сложна по сравнению с возможной экономией или плата за установку ложится на предпринимателя, а убытки компенсируются за счет клиентов). Пример – контроль считается финансово нецелесообразным в вопросах отслеживания правильности реализации купонов или раздачи бесплатных подарков в магазинах.

Двусмысленность существует там, где неоднозначность изначально заложена в понимании количества, качества или точной категории товара. Она может способствовать прикрытию воровства и, собственно, для этого и закладывается. Например, сложно сосчитать количество напитков, выпитых на свадьбе или количество арматуры, израсходованное при строительстве здания.

Анонимность и масштаб. Самый типичный фактор, ведущий к отклонениям, — масштаб больших организаций, ведущий к обезличиванию. В установленных случаях оправданий, используемых при девиации, установилось, что воровство, совершенное корпорацией, вовсе не рассматривалось как что-то аморальное, в отличие от воровства, совершенного конкретным человеком [1].

Существует множество способов воздействия на поведение сотрудников в организации, однако основными инструментами в поведенческом маркетинге выступают мотивация и сопряженное с ней стимулирование.

Стратегическая реализация целей деятельности организации предполагает разработку определенной системы воздействия на сотрудников, то есть управление их поведением.

Управление поведением – система мер для формирования принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет организации достичь поставленных целей в заданные сроки с допустимыми затратами.

Процесс адаптации персонала начинается с его ориентации. Это деятельность, которая представляет собой процесс приёма нового сотрудника и обеспечение его базовой информацией, необходимой для быстрого привыкания к окружающей среде и выполнения своих профессиональных обязанностей.

Ориентация преследует следующие цели:

 смягчение прелиминарных этапов, на которых для нового сотрудника все кажется непривычным и незнакомым;

 быстрое установление благоприятного отношения к организации в сознании нового сотрудника;

 снижение стартовых издержек. Новый сотрудник, как правило, работает менее эффективно, чем более опытные сотрудники, что требует дополнительных затрат.

 сокращение текучести кадров. Если работник ощущает себя ненужным, то он может отреагировать на это уходом с работы;

 экономию времени непосредственного руководителя и коллег по работе;

 развитие положительного отношения к работе, реализм в отношениях и удовлетворенность работой;

Последствиями плохой ориентации являются долгий период адаптации, низкая производительность, некачественная работа, высокая текучесть, рост общих расходов организации. При эффективной ориентации новый работник с самого начала ощущает себя членом команды, он чувствует, что вносит существенный вклад в деятельность подразделения и организации, испытывает доверие к руководителю и организации, у него появляется стимул учиться и развиться.

Результаты адаптации молодых специалистов отражаются на показателях работы всей организации в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек и другого. К числу основных факторов, влияющих на адаптацию молодых специалистов, относятся:

 соответствие работы полученной в вузе специальности;

 возможность разнообразить труд специалиста;

 создание условий для внутриорганизационной мобильности и сплоченности;

 внедрение научной организации труда на рабочем месте;

 микроклимат в коллективе;

 социально-бытовое обеспечение;

 организация свободного времени.

Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, а также планирование ее на перспективу являются успешной основой их адаптации, способствуют росту трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства.

На поведение индивида в организации оказывает влияние ряд факторов, включающий его личностные черты, особенности группы, в которую он включен, условия совместной деятельности, своеобразие организации в которой он работает. Однако в значительной мере поведение индивида определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация. Любой сотрудник вправе разделять или не разделять ценности, закрепленные в организации. В том случае, когда человек не приемлет нормам поведения организации можно говорить об отклоняющемся поведении. Причин возникновения девиантного поведения множество, однако, наиболее распространенной является неудовлетворенность сотрудника своей работой или коллективом или даже руководством организации. Любому руководителю необходимо знать причины, повлекшие за собой появление в поведении работника девиантности с целью ее изучения и устранения.

Естественно, что для пресечения дальнейших преступлений на работе недостаточно простого наказания, как примера для других. Необходим целый ряд мер по предотвращению появления девиантного поведения. Формирование организационного поведения у сотрудников основывается на использовании инструментов, влияющих на их интересы, потребности и инстинкты. Одним из таких инструментов выступает мотивация деятельности индивида.

 

Биографический список

1. Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение / перевод с английского под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: Изд-во Питер, 2000.

2. Адаптация персонала в организации / Маусов Н. К.; // Управление персоналом. – 2004. — № 13. –С. 25-30.

3. Мониторинг адаптации «синих воротничков» / И. Юрасов // Справочник по управлению персоналом. – 2006. — № 9. – С. 50-52.


PROBLEMS OF DEVIANT BEHAVIOR AT WORK

 

L.P. Zaretsky, senior lecturer

P.Yu. Shehtman, student

National research university of information technologies, mechanics and optics

(Russia, Saint-Petersburg)

 

Abstract. In our time of existence on the market of any organization involves a continuous search of forms and methods to strengthen their position. The organisation is influenced by many different factors. It is important that the values and behavioral norms, attitudes and motives of employees was divided by the organization and consistent with its philosophy and ideology. But sometimes, when in the process of the organization there are cases of deviation from established norms of behaviour, including moral and ethical priorities.

Keywords: organization, deviant behavior, behavior management, young professional, the process of adaptation, orientation.