Царев В.Е. Проблема экологического предпринимательства – «гринвошинг» / В.Е. Царев, Д.А. Вершина, И.В. Новиков, В.А. Уткина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 178-180

ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

«ГРИНВОШИНГ»

 

В.Е. Царев, студент

Д.А. Вершина, студент

И.В. Новиков, студент

В.А. Уткина, студент

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г. Владивосток)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы экологического предпринимательствагринвошинга, который является относительно новым явлением в российской экономике. Авторы раскрывают сущность данного явления, а также описывают отличительные признаки посредством теории о «7 грехах гринвошинга». Также, приведены некоторые примеры, иллюстрирующие «поведение» гринвошинга на практике.

Ключевые слова: экономика, бизнес, экологическое предпринимательство, эко-товары, гринвошинг.

 

 

Сущность гринвошинга

Одной из актуальных проблем, существующих в сфере экологического предпринимательства – это так называемый гринвошинг (от английского green washing – «зеленое отмывание»). Гринвошинг подразумевает определенные маркетинговые коммуникации, основанные на демонстрации экологичности товара или фирмы, а не на реальной деятельности [1]. Таким образом, компания показывает потребителю, что она экологичная, но при этом не внедряет никаких реальных эко-инноваций в свое производства для снижения своего урона, наносимого окружающей среде [2].

Отличительны признаки. Теория о «7 грехах гринвошинга»

Существуют определенные критерии, по которым можно определить, когда эко-бренд занимается гринвошингом, а когда осуществляет реальные действия в сфере экологии (табл. 1).

 

 

Таблица 1. Признаки гринвошинга («7 грехов») [3]

Признак («грех»)

Описание

1.Сокрытие недостатков

Позиционирование эко-продукта на основе одного или нескольких утверждений, которые скрывают важные недостатки.

2.Отсутствие доказательств

Производитель говорит об экологичности продуктов, однако не приводи никаких аргументов, в которых товар раскрывался бы как «экологически чистый».

3.Неопределенность высказываний

Использование в рекламе таких фраз, как «безопасный для окружающей среды», «100% натуральный» и др. Высказывания ни к чему не обязывают, однако убеждают потребителя в полезности приобретаемых товаров.

4.Несуществующие маркировки

Маркировка товаров несуществующими знаками, либо визуально похожими на настоящие эко-знаки.

5.Бесполезность характеристик

Преподнесение очевидного факта как эксклюзивного преимущества. Например, «подсолнечное масло с витамином Е», т.к. витамин Е есть в любом подсолнечном масле.

6.«Меньшее из двух зол»

Производство товаров, заведомо наносящих вред здоровью, экологичным способом. Например, алкоголь с пометкой «organic».

7.Прямая ложь

Производитель открыто заявляет о том, что не имеет место быть. Например, наличие сертификата, которого на самом деле нет.

Примечание: составлено автором на основе собственного исследования

 

 

Примеры проявления гринвошинга

Для того, чтобы более полно раскрыть каждый из 7-ми «грехов», необходимо проиллюстрировать их соответствующими примерами.

«Грех №1: сокрытие недостатков»: например, утверждение о том, что бумага является экологичной, поскольку сделана из древесины с устойчиво управляемых лесных хозяйств, скрывает тот факт, что потребление воды, электроэнергии, загрязнение воздуха при производстве бумаги оставляет огромный след на окружающей среде (Например, компания Эко Дерево ДВ).

«Грех №2: отсутствие доказательств»: например, многие строительные фирмы добавляют к названию своих стройматериалов приставку «эко», но никаких доказательств в сторону изменений составляющих материала не приводят; такая же ситуация присуща множеству российских ферм, которые, к примеру, производят кисломолочную продукцию (Например, Эко-ферма «Рябинки»).

«Грех №3: неопределенность высказываний»: например, использование общих фраз в моменты проведения рекламной кампании, направленной на популяризацию того или иного товара; таковыми слоганами могут выступать: «100% экологичный», «полностью безопасен», «полезен для здоровья» и так далее (Например, фруктовый сок «Любимый»)

«Грех №4: несуществующие маркировки»: продавцы-изготовители той же, к примеру, кисломолочной продукции могут размещать на упаковке товаров несуществующие и незарегистрированные где-либо значки сертификации, но очень схожие с настоящими.

«Грех №5: бесполезность характеристик»: например, на подсолнечном масле «Золотая семечка» указана такая фраза: «содержит витамин Е». Данная фраза, безусловно, привлекает внимание незнающего покупателя, но вся правда в том, что в абсолютно каждом подсолнечном масле содержится тот самый витамин Е.

«Грех №6: меньшее из двух зол»: например, это касается сигарет или алкогольной продукции. Данные продукты априори вредны для человеческого организма, но зачастую производители пишут, что продукция была произведена экологичным способом. Обратите внимание на надпись «organic» на лицевой, либо обратной стороне товара (Например, сигареты «Kiss»). В этом и заключается смысл двоякой фразы «меньшее из двух зол».

«Грех №7: прямая ложь»: это, как правило, обыкновенная прямая ложь для потребителя со стороны производителя, которые даже не совершенствовали товары с точки зрения экологичности, а лишь указывают, например, наличие сертификата, который на самом деле не был получен.

Заключение. Гринвошинг имеет отрицательный эффект не только потому, что подрывает авторитет эко-товаров, но еще и потому, что это, фактически, – активный обман потребителей. Никому не нравится чувствовать себя обманутым, особенно когда речь идет о денежных затратах [4].

Также стоит отметить, что именно университеты играют уникальную роль в процессе становления в будущем экологического предпринимательства и максимального исключения гринвошинга из подобной деятельности [5]. В частности, им необходимо внедрить «зеленые» учебные планы в области образования по направлению предпринимательства и бизнеса и сосредоточить свое внимание на том, как предоставить студентам возможность получить бизнес-опыт, который сможет послужить предварительным плацдармом для успешной реализации их предпринимательских идей.

 

Библиографический список

1. Кольовска, А. Как распознать гринвошинг, 2013. – Режим доступа: http://centrecon.ru/news/1747. – (Дата обращения: 26.10.2017).

2. Притужалова О.А. Экологическая маркировка // Экологические нормы. Правила. Информация. – 2009. – №10. – С. 50-53.

3. Смирнова, Е.В. Гринвшинг // Безопасность в технософере. – 2011. – №5. – С. 31-35.

4. Куц Ю.А. Эко-маркетинг: гринвошинг как негативный фактор развития современной экономики или растущая опухоль современного рынка // Российская наук и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2017. – №2. – С. 35-37.

5. Торопова Д. Чистый пиар: учимся отличать экотовары от гринвошинга. – СПб.: Изд-во «ИТМО», 2016. – 3 с.

 

 

THE PROBLEM OF ENVIRONMENTAL ENTREPRENEURSHIP

«GREEN WASHING»

 

V.E. Tsarev, student

D.A. Vershina, student

I.V. Novikov, student

V.A. Utkina, student

Far Eastern federal university

(Russia, Vladivostok)

 

Abstract. This article examines the main problems of environmental entrepreneurship – green washing, which is a relatively new phenomenon in the Russian economy. The authors disclose the essence of this phenomenon, and also describe the distinctive features through the theory of «7 sins of green washing». Also, some examples illustrating the «behavior» of green washing in practice are given.

Keywords: economy, business, environmental entrepreneurship, eco-products, green washing.