Борисова С.В. Применение кейс-технологии как средства эффективного обучения русской литературе в национальной школе // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 66-69.

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

С.В. Борисова, магистрант

Научный руководитель: Л.Я. Кузьмина, канд. пед. наук

Северо-Восточный федеральный университет

(Россия, г. Якутск)

 

Аннотация: В данной статье автором рассматривается вопрос использования метода кейс-технологии в обучении русской литературе на примере национальной школы (с родным якутским языком обучения). Раскрывается само понятие кейс-технологии и ее роли в современном образовательном процессе. Выявляются эффективные методы и приемы обучения в условиях национальной школы. Представляется фрагмент плана урока по заявленной теме.

Ключевые слова: кейс-технологии, инновационный подход, современные методы, русская литература, национальная школа.

 

 

Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них [3].

Объектом исследования является кейс-технология. Предметом служит модель работы с данным методом в условиях национальной школы.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что в условиях современного образовательного процесса, в эпоху инновационного подхода, метод кейса обретает большую популярность.

Цель работы: разработка применения метода кейс-технологии.

В основу исследования положена следующая рабочая гипотеза: использование кейс-технологии будет успешным, если:

 будут соблюдены все этапы проведения урока по типу кейс-технологии;

 кейс метод будет взаимодействовать с традиционными методами, дополняя их применение.

Цель и гипотеза исследования обусловили решение нескольких задач:

 изучить теоретическую литературу по данной теме;

 составить примерный план урока с использованием данного метода.

Несмотря на то, что изначально данный термин оперировал только в узких темах, таких как: бизнес-администрирование, технология team building (пер. командостроение), мозговой штурм в финансовой отрасли и т.п., в последнее время понятие кейс-технологии, или же кейс метода часто стал появляться и в других областях сферы. Термин мы встречаем в сфере образования, кейс метод является действенным методом при условии органичного его использования наряду с традиционными методами обучения.

Забегая вперед мы можем сказать, что использование кейс-технологии в обучении русской литературе неоднозначный процесс: здесь от учителя потребуются максимум усилий и максимум применение тех знаний, которые на первый взгляд, не касаются преподаваемого им предмета. Так или иначе, использование метода кейса подразумевает за собой активизацию всех метапредметных навыков, обширных знаний в сфере истории, правоведения, искусствоведения, иностранных языков и других, смежных гуманитарно-социальных предметов. Суть кейс-метода сводится к тому, что обучающиеся собираются в команду, анализируют ситуацию и необязательно это будет одна проблема. Одна проблема, заданная модератором этого действия, будет началом решения других, практических проблем, которые будут вытекать во взаимодействии.

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации. [2].

Рассмотрим этапы выполнения кейсов. Обычно они состоят из пяти этапов. Введение обучающихся в суть работы осуществляется постепенно, например, первый этап является этапом знакомства с предложенной ситуацией. Второй этап чаще всего обсуждается вместе с обучающимися и их учителем, который представлен в роли модератора, они выделяют главную проблему. Далее следует третий, этап так называемого «мозгового штурма». Здесь они обсуждают критерии решения вопроса. Четвертый этап является этапом разработки и «накидывания» идей, мыслей по решению проблемы. И в заключении, на пятом этапе обучающиеся предлагают варианты решения проблемы, демонстрируют последовательность действий.

Использование кейс метода в национальной школе практикуется сравнительно недавно. По нашему опыту, мы можем сказать, что внедрение метода кейса осуществляется повсеместно учителями русского языка и литературы во всех районах Республики Саха (Якутия). Разрабатываются планы уроков по применению кейс-технологии не только по русской литературе, также по уроку родной литературы. Иллюстрацией данного суждения могут послужить уроки якутской литературы в Саха гимназии города Якутска, где учитель высшей категории Саввинова Анна Федоровна на своих уроках использует кейс-технологии. Урок проводится по вышеперечисленным пяти этапам, перед проведением урока кейс-технологии проводится вводный урок по предстоящему исследуемому произведению якутских писателей, то есть, это говорит о том, что уровень начитанности данного класса существенно выше по сравнению с другими.

На основе данного опыта, увиденного и перенятого у учителя якутского языка и литературы Саввиновой А.Ф. во время педагогической практики, мы составили примерный план урока по теме, которая может быть использована на уроке русской литературы с применением знаний родной, якутской литературы.

Пример применения кейс-технологии на уроке русской литературы в национальной школе (якутский язык).

«Хамелеон» А.П. Чехова и «Дьүһүн кубулуйумтуо» А.И. Софронова-Алампа.

При изучении произведения Антона Павловича Чехова «Хамелеон», 7 класс

Основой обсуждения является поступок главного героя полицейского надзирателя Очумелова – «хамелеона» этого произведения.

Содержание кейса:

Тема урока: «Хамелеон» – бич современного общества? Сравнение чеховского хамелеона с якутским софроновским хамелеоном.

Проблема: Часто ли мы встречаем людей-хамелеонов? Основные причины их поступков.

Вопросы:

1. Почему произведение называется хамелеон?

2. Как считаете, выражение «семь пятниц в неделе» и понятие «хамелеон» похожи или нет?

3. Почему мы сравниваем произведения Чехова и Софронова?

4. Сталкивались ли вы в жизни с подобной ситуацией?

Представление результатов: обучающиеся делятся на команды, выбирают командиров, и начинают обсуждать, работать по данному кейсу. В конце по желанию обучающихся, могут поставить инсценировку по теме.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом плана урока по данной теме:

План урока русской литературы

Класс: 7

Тема урока: Кто такой человек-хамелеон?

Цели:

 показать мастерство писателя в изображении «хамелеонства»;

 обратить внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе «Хамелеон»;

 познакомить с идейно-тематическим содержанием рассказа «Хамелеон»;

 организовать «поле проблемного метода обучения», т.е. решение кейс-задач.

Задачи:

 сопоставить два образа «хамелеона»: Чехова и Софронова-Алампа;

 провести сравнительный анализ по выявлению схожих и различных черт обоих героев;

 развивать нравственные понятия;

 осуществлять межпредметные связи: родная и русская литература;

 организовать дискуссию по данной теме.

Тип урока: урок введения нового материала

Вид урока: обучающий

Оборудование:

 тексты обоих произведений;

 презентация (интерактивная доска);

 толковые словари.

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний;

3. Этап объяснения нового материала;

4. Подведение итогов урока;

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

В заключении необходимо отметить эффективность применение метода кейс-технологии в виде заинтересованности учеников. Данный метод помогает получить знания, в частности, по социально-гуманитарным дисциплинам, где не всегда требуется однозначный ответ. Наряду с одним ответом, могут фигурировать несколько других ответов, претендующие на истинность заявления. «В споре рождается истина» — данное мудрое изречение наилучшим образом иллюстрирует всю суть метода кейс-технологии. По стандартам ФГОС, где ученик с учителем на одной горизонтальной поверхности, иначе говоря, субъект-субъектных отношениях, метод решения кейс задач очень гармонично вписывается в процесс учебы.

 

Библиографический список

1. Алексанян А.В. Профессионально-ориентированное обучение РКИ на основе метода кейс-стади [Текст] / А.В. Алексанян, А.В. Арустамян // Международный научный журнал «Символ науки». – 2015. – №5. – С. 178-182.

2. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/623682/ (дата обращения 18.01.2016).

3. Метод кейсов [Электронный ресурс] :  Гозман О., Жаворонкова А., Рубальская А. Путеводитель по MBA в России и за рубежом.  Москва: Begin Group, 2004. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BE%D0%B2 (дата обращения 20.01.2016).


THE CASE METHOD IN TEACHING OF THE RUSSIAN LITERATURE

IN NATIONAL SCHOOL

 

S.V. Borisov, graduate student

Supervisor: L.Y. Kuzmina, candidate of pedagogic sciences

North-Eastern federal university

(Russia, Yakutsk)

 

Abstract. In this article author is consider the question of use of a method a case technology in training in the Russian literature (for example in national (yakutian) school). Also author is reveals the concept a case technology and its roles in modern educational process. In this article identify effective methods and ways of training in the conditions of national school. Here you will find the approximate plan of a lesson of the declared topic.

Keywords: the case method, innovative approach, modern methods, Russian literatureб national school.