Щербакова К.В. Преобразование открытых общественных пространств (на примере центральной площади Владивостока) // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2017. –Т. 1. №3. – С. 57-61.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

А ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ВЛАДИВОСТОКА)

 

К.В. Щербакова, студент

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

(Россия, г. Владивосток)

 

Аннотация. Открытое общественное пространство важная часть урбанистического ландшафта, реализующая множество функциональных задач. В данной статье рассматривается возможность реорганизации открытых общественных пространств на примере центральной площади г. Владивостока. Цель работы состоит в выявлении потенциала открытых городских пространств в современных условиях. В исследовании решаются следующие задачи: организация социальноориентированных объектов городской среды, вертикальное распределение транспортно-пешеходных потоков, климатическая адаптация площади, интеграция современных объектов в историческую застройку.

Ключевые слова: открытое общественное пространство, социальная адаптация объекта, вертикальное зонирование, экология, городская инфраструктура.

 

 

Прогрессирующая урбанизация вызывает всё больший дефицит удобных общественных территорий. В наследство от прошлого многие города получили безлюдные площади, преимущественное развитие автотранспортной инфраструктуры и отсутствие комфортных пешеходных пространств. В советский период площадь служила определённым идеологическим целям и была местом для демонстрации силы и мощи государства: использовалась как зона для шествий, маршей, парадов военной техники. Современная ситуация такова, что «Исчезли истинные пространства сосредоточения городского бытия, центры старых поселений… нет пространственного центра, сосредоточивающего в себе и олицетворяющего сущность человеческого поселения. Нет места для его души» [5, с. 79]. Поэтому в наше время основной задачей дизайнеров-урбанистов становится необходимость создания социально-ориентированных, безопасных и комфортных для людей, экологически безвредных городских территорий.

В результате анализа путей усовершенствования городской среды, было выявлено несколько наиболее важных направлений в преобразовании открытых пространств г. Владивостока. Среди них такие задачи, как:

1. организация социально-ориентированных объектов городской среды, внимание к потребностям и нуждам разных категорий населения;

2. вертикальное распределение транспортно-пешеходных потоков;

3. климатическая адаптация пространств для комфортного пребывания человека;

4. интеграция современных объектов и элементов в историческую застройку.

Концептуальное решение этих задач было предпринято автором данной статьи при разработке проекта реорганизации центральной площади г. Владивостока в рамках практико-ориентированного учебного процесса [6, 10]. Следует отметить, что в преобразовании нуждается большинство улиц и площадей, поэтому справиться с проблемами деградации территорий, возможно только при использовании комплексного подхода. Тем не менее, в силу ограниченности ресурсов различного рода, в данной работе рассматривается лишь центральная городская площадь, поскольку именно она является лицом города, его доминантным пространством и значимой точкой социальной коммуникации.

Градостроительная структура Владивостока отличается неповторимыми природно-планировочными особенностями, и сегодняшняя площадь Борцов революции далеко не сразу завоевала значение центрального пространства в городе. «В течение почти столетия концепция главного пространства Владивостока связывалась совсем с другими территориями» [7]. В генплане архитектора Н.К. Старожилова в 1906 году центральная городская площадь «проектировалась в отрыве от главной улицы на незастроенном пологом участке между улицами Суйфунской и Нагорной (ныне здесь сквер Суханова)» [1, с. 45]. В соответствии с «Генеральным проектом планировки города Владивостока», разработанным архитектурно-планировочной мастерской Владивостокского горсовета под руководством Е.А. Васильева [3], рассматриваемая территория должна была стать частью грандиозного ансамбля площади морского вокзала. Только после возведения памятника Борцам за власть Советов в 1964 г. и последующих мероприятий по благоустройству площадь начинает приобретать ключевое значение в городском плане. В начале 1980-х годов стержневая роль площади закрепляется возведением 18-этажного здания Дома Советов. Ансамбль площади начинает играть активную роль в силуэте и панораме («скайлайне» [8]) города. Площадь становится активно посещаемой и притягательной точкой для всех групп населения.

Значимость общественных пространств в социальной жизни города очевидна: они «доступны всему обществу и содействуют интеграции индивидов в социальные группы, … способны повысить качество и разнообразие взаимодействий в социуме» [12]. Поэтому общественные пространства должны отвечать требованиям всех категорий граждан: людей разного возраста, с неодинаковыми требованиями к удобству окружающего пространства, в том числе и людей с ограниченными возможностями. Сделать пространство социально-ориентированным можно путём создания мест для времяпрепровождения горожан, комфортного общения и возможности активной деятельности на площади.

В настоящее время на центральной площади г. Владивостока в качестве парковой мебели наличествуют только скамьи, отсутствуют малые архитектурные формы. Поэтому было принято решение организовать комплексное благоустройство территории, запроектировать пандусы для инвалидов и пожилых людей, а также лестницы, соответствующие нормативам для объектов данного типа, активно использовать парковую мебель и детские аттракционы, устроить навесы и крытые галереи. Наполнение площади подобными объектами не лишит их монументальности и значимости, но сделает более «человечными» за счёт наличия деталей, соразмерных человеку.

Утрата соразмерности городской среды человеку под воздействием технического прогресса беспокоила архитекторов ещё в начале прошлого столетия. Х. Берлаге писал об улицах и площадях того времени: «Они настолько лишились красоты, что можно только с сожалением вспоминать об узких средневековых улочках. Разбиты многочисленные бульвары огромной протяженности, на которые выходят фасады совершенно случайных и смешных зданий» [9, с. 107]. Элементы урбанистического ландшафта, которые наполнят пустынные зоны, позволят использовать площадь не только для передвижения, но и как полноценное место отдыха горожан, обособленное от суеты центральных улиц. Смотровые точки площади смогут порадовать прекрасными видами на историческую застройку, акваторию бухты, возвышающийся над ней Золотой мост [2].

Сейчас мы столкнулись с проблемами современного постиндустриального общества, зависимого от машин, с повсеместной загруженностью городских территорий, увеличением населения городов и неспособностью инфраструктуры справиться с нагрузкой, увеличивающейся день ото дня. Поэтому следующим шагом к усовершенствованию городского ландшафта должно стать вертикальное распределение транспортных потоков, которое решило бы проблему недостатка места и освободило бы территорию для зелёных насаждений. Более того, такое решение позволило бы городу стать более безопасным, так как исключило бы пересечение транспортных и пешеходных потоков на территории площади. «Фактическая и воспринимаемая безопасность пешеходов должна быть всегда определяющим фактором» [4, c. 94].

В настоящее время во Владивостоке часть центральной площади представляет собой стоянку для автомобилей, что явно не украшает исторический центр приморской столицы, поэтому существует необходимость убрать парковку под землю. Расположение парковки, необходимой для решения проблемы временного хранения автомобилей, под пространством площади способно облагородить эстетику этой важной части Владивостока.

Экологические проблемы центральной площади г. Владивостока состоят в загрязнении воздуха (содержание диоксида азота нередко вдвое превышает предельно допустимую концентрацию) и морской акватории (бухта Золотой Рог была объявлена самой грязной акваторией России). Исходя из этого, одной из задач является защита отдыхающих людей от вредных факторов среды с использованием различных элементов ландшафтного дизайна и работой с рельефом. В проекте было принято решение о заглублении части площади (амфитеатр) для защиты зрителей от ветра, веющего со стороны залива Золотой Рог. Необходимым мероприятием должно стать также увеличение площади озеленения [11]. Кроме того, предполагается установка фонтанов, защищающих от городского шума и создающих приятную и спокойную атмосферу отдыха.

С другой стороны, участки для рекреационной активности, наоборот, должны зрительно объединяться с набережной, которая в настоящее время отделена от площади перепадом уровней и проездом. Несмотря на то, что общую высоту площади предполагается поднять на 1 метр, с помощью оригинальной лестницы и пандуса, плавно спускающегося к Корабельной набережной, было бы возможно объединить эти две живописные городские территории. Помимо этого, на площади предусматривается кафе, расположенное возле искусственного пруда (в зимние месяцы выполняющего роль катка), что позволит располагать комфортные места общественного питания не только на улице, но и в теплом помещении. Такое решение очень важно для города, где в холодный период года температуры иногда опускаются ниже -20С°, а количество отдыхающих в зимние праздники бывает довольно значительным.

Для того, чтобы организовать различные рекреационные зоны потребовалась чёткая схема зонирования территории с отделением транзитных пешеходных потоков от местонахождения людей, проводящих на площади свой досуг, так, чтобы это было комфортно для всех посетителей, и не мешало беспрепятственному перемещению от одного участка к другому. Архитектоника площади позиционируется в проекте не просто как пустое и свободное от застройки место, а как чередование открытых и закрытых пространств. Проектируемый объект должен вмещать в себя множество деталей и связей, которые можно выявить, только заставив их соседствовать, создавая интересные сочетания и подчеркивая различия.

В проекте также решалась задача интеграции современных объектов и элементов в историческую застройку, обрамляющую площадь, поскольку именно памятники архитектуры прошедших веков формируют неповторимый урбанистический пейзаж города. Было принято решение работать в цветовом ключе, характерном для исторических зданий, использовать природные материалы, объединяя универсальными природными мотивами разные эпохи застройки.

Таким образом, для успешной реорганизации площади при формировании городской среды нового поколения необходимо осуществление нескольких групп задач. Одним из преобразований должно стать создание площади, соразмерной человеку как основной единице измерения пространства. Это позволит людям, оказавшимся на площади, не чувствовать себя песчинкой, затерявшейся на асфальтированном поле, но живым человеком, окруженным доступными ему объектами инфраструктуры и деталями урбанистического ландшафта. Второе преобразование – это комфортное передвижение по площади (не только рекреационное, но и транзитное, например, между остановкой общественного транспорта и железнодорожной станцией). Ещё одно изменение – освобождение территории площади от стоянки автомобилей, организация подземного паркинга и интегрирование его в систему подземных переходов. Четвертый элемент осуществления проекта это климатическая адаптация площадок данной территории сообразно с их функциональным значением и предметным наполнением.

Основной результат выполненной работы это концептуальное предложение по реорганизации центральной площади г. Владивостока, актуальное для многих российских и зарубежных мегаполисов, стремящихся создавать социально-ориентированные, безопасные и комфортные для людей, экологически безопасные городские территории.

 

Библиографический список

1. Аникеев В. В. Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения / В.В. Аникеев, В.А. Обертас; Рос. акад. архитектуры и строит. наук Дальневост. регион. отд. Владивосток: Дальнаука, 2007. 259 с.

2. Богданова Н.Е., Масловская О.В. Вантовые мосты в структуре образа города. Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура: научно-технический журнал / СГАСУ. – Самара, 2014. – Вып. № 1(14). – С. 19-23.

3. Васильев Е.А. Большой Владивосток (по материалам генерального проекта планировки). – Владивосток: Приморский областной отдел коммунального хозяйства, 1938.

4. Гейл Я. Города для людей. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 276 с.

5. Добрицына, И.А. Общественное пространство города и дизайн / И.А. Добрицина // Городская среда. Дизайн. Архитектура: Сб. науч. трудов: Ч. 1 / Под. ред. И.А. Азизян. – М., 1990. – С. 55.

6. Масловская О.В. Проектирование открытых образовательных пространств в рамках учебного процесса ВГУЭС. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2011.  2. С. 111-117.

7. Масловская О.В. Центральная площадь г. Владивостока как пространственный феномен и место социальной коммуникации. Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2014.  4 (31). С. 80-89.

8. Масловская, О.В. Формообразование и архитектурно-художественная интерпретация высотной застройки (на примере городов США): дис. … канд. архитектуры / О.В. Масловская. 18.00.01. – М.: НИИТАГ, 2002. – 221 с.

9. Мастера архитектуры об архитектуре: Сб. статей; под общ. ред. А.В. Иконникова и др. – М.: Искусство, 1972. – 591 с.

10. Месенева Н.В. Практикоориентированная деятельность студентов вуза в процессе их подготовки к профессиональной деятельности. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 2. С. 25-29.

11. Храпко О.В., Копьёва А.В., Иванова О.Г. Природный акцент в городском озеленении. Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5. – С. 689.

12. Чернявина Л.А., Масловская О.В. Социально-экологические аспекты использования плоских крыш зданий в городском контексте. Современные проблемы науки и образования. 2015.  2-2. С. 874.

URBAN SPACES REORGANIZATION (BASED ON THE EXAMPLE OF VLADIVOSTOK CENTRAL SQUARE)

 

K.V. Shcherbakova, student

Vladivostok state university economics and service

(Russia, Vladivostok)

 

Abstract. The open urban space is the important part of the cityscape, which realizes many functional tasks. This article examines the possibility of the open urban space reorganization based on the example to Vladivostok central area. The purpose of the work is the development of the open urban spaces potential. Author considers following problems: the organization of the social-oriented urban square, the vertical distribution of transport-pedestrian transits, the climatic adaptation of area, the integration of contemporary objects into the historical environment.

Keywords: urban space, social adaptation of object, vertical zoning, ecology, the urban infrastructure.