Фертикова, Д. О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Д. О. Фертикова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 40-42.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Д.О. Фертикова, магистрант

Магнитогорский государственный технологический университет им. Г.И. Носова

(Россия, г. Магнитогорск)

 

Аннотация. В современном информационном обществе на смену классическому высшему образованию приходит обучение с применением информационных технологий. Большим потенциалом обладает обучение через интернет, то есть дистанционное. Такая форма дает возможность получить высшее образование многим категориям граждан, которые не могли получить образование по объективным причинам. Дистанционная форма обучения сегодня обладает некоторыми очевидными преимуществами перед традиционной формой, но остаются моменты, в которых она по-прежнему уступает.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, интернет, студент, форма обучения.

 

 

При поступлении в высшее учебное заведение и в процессе обучения у студентов могут появляться различные сложности, в том числе вынуждающие прервать обучение. Высокий конкурс или высокая стоимость обучения в некоторых высших учебных заведениях может лишить студента возможности поступить на выбранную специальность. Совмещение работы и учебы или учебы и семейной жизни также может оказаться слишком сложным.

Экономические изменения в стране могут зачастую заставлять людей менять выбранную специальность. Исходя из этого, повышение квалификации или получение второго высшего образования имеет большое значение. И при таком обучении тоже возникает ряд проблем, не позволяющих учиться.

Выходом из сложившейся ситуации может быть частичная замена классического высшего образования на обучение через глобальную сеть Интернет, то есть дистанционное обучение. В настоящее время человек много повседневных дел делает онлайн. Через Интернет можно работать, развлекаться, делать покупки, заниматься бизнесом и многое другое. Обучение онлайн также приобретает популярность и активно используется в Российских высших учебных заведениях.

Дистанционное обучение — форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В основе дистанционного обучения лежит интенсивная и целенаправленная самостоятельная работа студента. А учиться, возможно, в удобном месте, по индивидуальному графику, с применением специальных средств обучения, а также согласовывая деятельность с преподавателем по электронной почте, телефону и возможно очно [1, c. 65].

Мнение о необходимости практики такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. С целью проверки целесообразности внедрения дистанционного обучения в 2007 году был проведен широкомасштабный эксперимент среди Российских вузов. За годы проведения эксперимента были развиты кейс-технологии, телевизионные и сетевые (Интернет) методы дистанционного обучения, вузами развернуто создание учебно-методического обеспечения, ориентированного на применение дистанционных технологий. В результате общество преодолело предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения, и было показано достаточно высокое качество дистанционного образования [2, с. 4-28].Таким образом, эксперимент показал, что дистанционное обучение имеет смысл практиковаться в вузах.

Для более детального обоснования данной позиции необходимо сказать о преимуществах данной формы обучения. К плюсам дистанционного обучения можно отнести [3, с. 339]:

1) Технологичность. Дистанционное обучение становится более эффективным благодаря использованию современных программных и технических средств, так передаваемая информация представляется студенту яркой и динамичной.

2) Доступность и открытость. Студенту предоставляется возможность учиться, не выходя из дома или офиса в удобное для него время. Немало важно и то, что стоимость такого обучения ниже традиционных форм за счет снижения расходов на переезды, проживание и организацию самих курсов.

3) Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Появляется больше возможностей для выбора университета, направления, специальности. Становиться более доступным параллельное обучение в нескольких вузах или обучение за рубежом. Для людей с ограниченными возможностями дистанционное обучение дает возможность получить образование в любом выбранном вузе.

5) Индивидуальность систем дистанционного обучения. Студент сам выбирает график и темп своего обучения, имеет возможность останавливаться и больше времени уделять сложным темам. Такая форма развивает навыки самообразования.

Несмотря на большое количество положительных моментов, дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. Во-первых, наличие персонального компьютера и постоянный доступ в Интернет. Этот недостаток в современном обществе встречается все реже, так как практически в каждом доме и офисе есть компьютер с доступом в Интернет. Во-вторых, сложность мотивации студента. Выбирающий такую форму обучения студент обязательно должен обладать самодисциплиной и сознательностью. В-третьих, возникает сложность с проверкой знаний, а именно невозможность наблюдать за добросовестным выполнением самостоятельных заданий. Преподаватель видит лишь результат, представленный студентом, и не может отследить процесс выполнения задания. Также студенты могут столкнуться с недостаточностью общения с преподавателем и недостатком практических занятий. Например, занятия по психологии требуют очного общения и проведения групповых занятий с группой. Видеоконференции частично решают эту проблему [4, с. 170].

Таким образом, дистанционное обучение сегодня динамично развивающаяся форма образования. Такая форма, безусловно, имеет место быть в современном обществе, но, несмотря на все очевидные достоинства, ещё требует доработки.

 

Библиографический список

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. 448 c.

2. Итоги эксперимента в области дистанционного образования и перспективы дистанционных образовательных технологий. 2007. – №5. С. 4-28.

3. Поляков И.В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный способ самообразования               // Конференциум асоу: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – №1. – С. 337-340.

4. Сорокина Л.В. «Плюсы» и «Минусы» дистанционной и кредитной технологии обучения / Статистика, учет и аудит. – 2012. – Т. 2. – №45. – С. 167-172.

5. Хуторский А.В. Типы учебных взаимодействий в дистанционном профильном обучении / А.В. Хуторский, Г.М. Кулешова, Е.В. Шерстова // Центр дистанционного образования «Эйдос». – 2015. – №1. – С. 14-18.


THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

 

D.O. Fertikova, graduate student

Nosov Magnitogorsk state technological university

(Russia, Magnitogorsk)

 

Abstract. In the modern information society in place of the classic higher education comes learning with application of information technologies. Great potential for learning through Internet, that is remote. This form gives you the opportunity to obtain higher education, many categories of citizens who could not get education due to objective reasons. Distance learning today has a number of obvious advantages over the traditional form, but remain moments in which she is still inferior.

Keywords: distance learning, education, Internet, student, learning.