Крутова, М. Н. Право следования как исключительное право автора / М. Н. Крутова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 233-235.

ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ КАК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО АВТОРА

 

М.Н. Крутова, магистрант

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

 

Аннотация. В статье рассматривается право следования как исключительное право автора произведения. Выявлены некоторые недостатки нормативного регулирования, существующие в этой сфере, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: право следования, авторское право, право автора произведения, реализация права, перепродажа, оригинал произведения.

 

 

Право следования дополнительно обеспечивает имущественные интересы автора и, хотя, закреплено в отечественном законодательстве уже более 20 лет, до сих пор почти не применяется на практике.

Современное российское законодательство закрепило право следования в авторском праве в части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а именно в статьях: 1226, 1244, 1255 и 1293 [1]. Также, рассматриваемое правомочие авторов урегулировано принятым в соответствии со статьей 1293 ГК РФ Правительством Российской Федерации Постановлением от 19 апреля 2008 года № 285, которым утверждены Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (далее – Правила) [2].

Соответственно, если ранее среди причин отсутствия реализации указанного права называлось отсутствие нормативно-правовой базы, то с принятием вышеуказанных Правил, уже более обосновано говорить о недостатках правового регулирования, чем о его отсутствии.

Уникальность права следования заключается в том, что в отличии от иных правомочий автора за реализацию которых он по своему усмотрению может и не взимать вознаграждение, выплата вознаграждения по праву следования является обязательной.

 Право следования является имущественным, при этом оно не зависит от обладания исключительным правом, неразрывно связано с личностью автора и неотчуждаемо от него, но переходит по наследству (по закону или завещанию) [3]. В силу этого право следования не охватывается исключительным правом (пункт 3 статьи 1255 ГК РФ), а также не может быть отнесено к личным неимущественным правам.

Реализация права следования возможна в течение срока действия исключительного права на произведение, т.е. в течение жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января, следующего за годом смерти автора.

Нормы ГК РФ о праве следования базируются на положении п. 1 ст. 14 (ter) Бернской Конвенции от 9 сентября 1886 года [4]. Следует заметить, что в официальном русском переводе указанной Конвенции вместо «право следования» используется термин «право долевого участия», под которым понимается право автора произведения искусства на дополнительные отчисления при перепродаже оригинала произведения искусства. Представляется, что термин «право долевого участия» точнее выражает суть данного права авторов произведений, потому как право следования характеризуется именно возможностью автора «принимать участие» в перепродаже произведения, получая при этом определенную долю от цены перепродажи данного произведения.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 14 (ter) Бернской конвенции порядок сбора и размеры указанных сумм определяются национальным законодательством по усмотрению каждой страны – члена Конвенции.

Еще одним международным актом, оказавшим влияние на формирование общих подходов к реализации права следования, можно считать Директиву Европейского парламента и Совета Европейского союза № 2001/84/ЕС от 27 сентября 2001 года «О праве перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства» (далее – Директива) [5]. Указанный акт называет право следования «правом перепродажи» и устанавливает, что размер вознаграждения автора определяется в процентах от цены перепродажи оригинала произведения искусства.

Указанные международные акты учитывались при формировании конструкции рассматриваемого правомочия автора в отечественном законодательстве.

Согласно пункту 1 статьи 1293 ГК РФ под правом следования следует понимать личное имущественное право автора при каждой перепродаже оригинала произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, в которой участвует посредник, на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи [6].

Автор или же его наследники имеют право требовать выплаты вознаграждения при любой перепродаже, независимо от величины перепродажной цены [7]. Под перепродажей следует понимать любую продажу оригинала, право собственности на который уже не принадлежит автору. Переход права собственности на произведения изобразительного искусства, оригиналы рукописей литературных и музыкальных произведений от автора к другому лицу означает первое отчуждение этого произведения. Таким образом, только первая продажа оригинала, производимая непосредственно автором не является перепродажей. Перепродажа должна осуществляться через посредника, в качестве которого могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин (п. 1 ст. 1293 ГК РФ).

Исходя из п. 5 Правил, передача средств от продавца произведения автору происходит через общество по коллективному управлению правами, аккредитованное государством. В настоящее время таким обществом является некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства «УПРАВИС». Также, у автора есть возможность самостоятельно либо через стороннюю организацию осуществлять сбор вознаграждения, однако, первоначально необходимо отказаться от управления аккредитованной организации.

Плательщиками вознаграждения являются продавцы оригиналов произведений, а получатели вознаграждения авторы оригиналов произведений или их наследники, т.е. обладатели права следования) (п. 3 и 4 Правил).

ГК РФ наделяет полномочиями по установлению размера процентных отчислений и определению условий, порядка их выплаты Правительство Российской Федерации. В настоящее время данный порядок регламентирован вышеупомянутыми Правилами.

Право следования может быть реализовано при перепродаже через посредника материальных носителей, в которых выражены оригиналы произведений живописи, дизайна, скульптуры, комиксов и других произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов), литературных и музыкальных произведений и т.д. Таким образом, п. 2 (б) Правил дает нам перечень объектов публичной перепродажи, на которые распространяется право следование.

Необходимо отметить, что содержание права следования в международных актах шире, чем в Правилах. Например, в вышеупомянутой Директиве объекты, на которые распространяется право следования, объединены общим термином «произведения искусства», в том числе это произведения графического или пластического искусства, такие как картины, коллажи, рисунки, гравюры, эстампы, литографии, скульптуры, гобелены, керамика, стеклянная посуда и фотографии, а также их авторские копии (ст. 2).

Можно сделать вывод, что в Российской Федерации необоснованно сужен круг объектов, на которые распространяется право следования. Хоть указанные Правила и дают перечень объектов публичной перепродажи, он при этом является весьма спорным. Некоторые объекты, например, фотографические произведения, как бы подразумеваются под «другими произведениями изобразительного искусства», но в тоже время, статья 1259 ГК РФ, устанавливая перечень объектов, охраняемых авторским правом, указывая на фотографические произведения, прямо не относит их к произведениям изобразительного искусства [8].

Представляется необходимым внести некоторые коррективы в положения Правил, закрепляющих объекты публичной перепродажи (п. 2 (б)). Например, дать исчерпывающий перечень таких объектов или же заменить указанные объекты на общий термин «произведения науки, литературы и искусства», в соответствии со статьей 1259 ГК РФ.

Указанные изменения законодательства поспособствуют наиболее эффективной реализации права следования на практике, развитию изобразительного творчества и отечественного арт-рынка.

 

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Российская газета. – № 289. – 22.12.2006.

2. Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 «Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – №17. – Ст. 1880.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Российская Газета. №127. – 06.06.2012.

4. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. – №9. 2003.

5. Директива Европейского парламента и Совета ЕС № 2001/84/ЕС от 27.09.2001 г. о праве (следования) перепродажи в интересах автора оригинала произведения искусства // СПС WBL. URL: http://www.worldbiz.ru/base/21551.php (дата обращения: 26.10.2017).

6. Бадулина Е. Право следования в системе интеллектуальных прав // Авторское право и смежные права. – 2016. – № 9. – С. 17-24.

7. Богданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами. – М.: Юстицинформ, 2017. – 212 с.

8. Недоруб О.В. Право следования и возможности его реализации в отношении фотографических произведений // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2009. – №9. – С. 70-74.

 

THE RESALE RIGHT AS THE EXCLUSIVE RIGHT OF THE AUTHOR

 

M.N. Krytova, graduate student

Volgograd state university

(Russia, Volgograd)

 

Abstract. In the present article considers the droit de suite as an exclusive right of the author of the work. This paper identified the lack of normative regulation that exists in this area, offers ways of its solution.

Keywords: resale right, copyright, right of the author, realization of law, resale, original works.