Грицова О.А. Подход к оценке конкурентоспособности образовательных организаций высшего образования / О.А. Грицова, А.Н. Носырева, М.Ю. Орлова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 94-97.

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

О.А. Грицова, канд. экон. наук

А.Н. Носырева, зав. учебно-методическим отделом

М.Ю. Орлова, студент

Новоуральский технологический институт (филиал) Национального исследовательского ядерного университета

(Россия, г. Новоуральск)

 

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается роль образования в современном мире. Раскрывается понятие образовательной программы и ее значимость в образовательном учреждении. Особое внимание уделяется вопросам конкурентоспособности образовательных учреждений. Авторами предлагается рассматривать отдельно конкурентоспособность вуза и конкурентоспособность направлений подготовки. Отражены факторы, которые влияют на конкурентоспособность вуза в целом и конкурентоспособность направлений подготовки.

Ключевые слова: высшее образование, конкурентоспособность вуза,  конкуренция, образовательные услуги, направление подготовки, образовательные программы.

 

 

Роль образования в настоящее время очень велика, так как этот процесс необходим как для отдельно взятого человека, так и для развития страны в целом.

На сегодняшний день очень важно получить качественное высшее образование, чтобы суметь применить приобретенные знания на практике. Подготовка квалифицированного специалиста, который будет востребован на рынке труда – основная цель любого высшего учебного заведения. Для осуществления этой цели в образовательных учреждениях разрабатывают образовательные программы.

Образовательная программа согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных и методических материалов, организационно-педагогических условий, форм аттестации.

Образовательные программы разрабатываются отдельно для каждого реализуемого направления подготовки в вузе. При их разработке следует учитывать требования различных заинтересованных лиц, в первую очередь работодателей и студентов. Необходимо постоянно обновлять и совершенствовать образовательные программы для каждого направления подготовки, чтобы вуз имел прочные конкурентные позиции на рынке образовательных услуг.

В научной литературе достаточно широко освещены вопросы конкурентоспособности вуза в целом, а также конкурентоспособности образовательных услуг.

Конкурентоспособность образовательного учреждения это способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности (бесплатности) образования [1].

Конкурентоспособность вуза обусловливается его конкурентными преимуществами по отношению к другим вузам. Такая проблема решается за счет наличия системы факторов, которые и определяют превосходство нескольких вузов над другими.

В своей диссертации «Оценка экономической устойчивоcти государственного ВУЗа» Наталья Рэмовна Кельчевская указывает на следующие показатели конкурентоспособности (рис. 1.):

 

 

 

Рис. 1. Конкурентоспособность вуза и образовательные программы

 

 

Автор отмечает: «Экономические параметры включают стоимость образовательных программ, используемую систему скидок при оплате, налоговые льготы, условия оплаты; важным фактором для потребителя является также стабильность цен. Показатели экономичности используются при моделировании конкурентоспособности образовательной программы и необходимы для самого производителя, который моделирует, контролирует себестоимость образовательных программ, оптимизирует издержки и т. д. Требования потребителей к условиям оказания услуг связаны непосредственно и с учебным процессом, и с социальной сферой. Для потребителя важно рационально и эффективно использовать учебное время, иметь возможность получить образование в своем городе (в филиале вуза) или учиться в вузе, обеспечивающем студентов общежитием. Показатели качества делятся на две группы. В первую входят нормативно-правовые требования, соблюдение которых обеспечивает вузу возможность осуществления образовательной деятельности. Вторая группа аккумулирует параметры качества, которые, в свою очередь, разделены на блоки. Показатели этой группы выбраны на основании опросов абитуриентов и работодателей, проанализированных в работах Н.Р. Кельчевской и М.А. Поповой «Качество подготовки специалистов высшей школы в условиях новых экономических отношений» [2] и М.М. Волковой, А.Б. Звездовой «Маркетинговые исследования в области образовательных услуг» [3]. Параметры внешнего формирования нестабильны. Их влияние на конкурентоспособность может быть краткосрочным и долгосрочным. Так же нестабильна и сама конкурентоспособность. Она носит динамичный и изменчивый характер. При постоянном качестве предлагаемых вузом образовательных программ их конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, действия конкурентов и конкурирующих образовательных программ, колебания цен и т. д.».

Мы предлагаем рассматривать конкурентоспособность вуза как интегральную величину, включающую конкурентоспособность отдельных направлений подготовки. Дело в том, что показатели конкурентоспособности вуза могут отличаться от показателей конкурентоспособности направлений подготовки. Можно определить следующие факторы конкурентоспособности вуза, которые представлены на рисунке 2. Факторы конкурентоспособности направлений подготовки представлены на рисунке 3.

 

 

 

Рис. 2. Факторы конкурентоспособности вуза

 

 

Рис. 3. Факторы конкурентоспособности направлений подготовки

 

 

 

Таким образом, предлагаемый подход к оценке конкурентоспособности вуза как интегральной оценки конкурентоспособности отдельных направлений подготовки позволит руководству образовательных организаций более рационально решать такие управленческие задачи, как распределение ресурсов между образовательными программами, достижение целевых показателей по отдельным направлениям подготовки, анализ эффективности выделяемых ресурсов и оценка степени их влияния на качество конечных результатов.

Управление конкурентоспособностью образовательных программ позволяет  устранить причины несоответствий характеристик образовательного процесса требованиям потребителей, и, следовательно, повысить качество подготовки кадров.

 

Библиографический список

1. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. – 362 с.

2. Кельчевская Н.Р., Попова М.А. Качество подготовки специалистов – основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений.  Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. – 77 с.

3. Волкова М. М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг. – 2001. – №2.  С. 122-143.

 

 

APPROACH TO THE ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF

EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

 

O.A. Gretsova, candidate of economic sciences

A.N. Nosyreva, head of the teaching department

M.Y. Orlov, student

Novouralsk technological institute (branch) of National research nuclear university ray

(Russia, Novouralsk)

 

Abstract. In this article the author examines the role of education in the modern world. The notion of an educational program and its importance in the educational institution. Particular attention is paid to the competitiveness of educational institutions. The authors propose to consider separately the competitiveness of the university and the competitiveness of the areas of training. It reflected the factors affecting the competitiveness of the university in general and the competitiveness of the areas of training.

Keywords: higher education, the university’s competitiveness, competition, educational services, the direction of training, educational programs.