Спешилова В.П. Подготовка учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рассуждения по литературе // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 133-136.

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

В.П. Спешилова, студент

Нижневартовский государственный университет

(Россия, г. Нижневартовск)

 

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые этапы, использующиеся при написании сочинения по литературе: вступление, основная часть, заключение, приводятся вспомогательные речевые клише. Выявлена и обоснована значимость внедрения в практику школы такого вида работы как сочинение-рассуждение. На основе проведенного исследования автором предлагается использовать сочинение как необходимый вид задания, способствующего совершенствованию культурного развития, постановке письменной речи, владению как языковой, так и коммуникативной компетентностью.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, сочинение-рассуждение, литература, методика преподавания литературы, анализ текста.

 

 

Литература как школьный предмет соотносится с такими областями знаний как гуманитарные, эстетические, которые определяют характер, направленность нравственного, морального и гражданского воспитания школьников.

Как известно, школьный курс литературы неразрывно связан с введением в образовательный процесс единого государственного экзамена в выпускном классе, в котором необходимым является написание сочинения. По моему мнению, это сделано для того, чтобы повысить интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся, объем словарного запаса, выявить коэффициент знаний, полученных на протяжении всех лет обучения.

Казалось бы, что в век информационных технологий, множества доступных материалов в Интернете учиться писать сочинение совершенно ни к чему, ведь весь готовый материал можно найти в глобальной сети, никак не пытаясь самостоятельно создать работу, опираясь при этом на вспомогательный материал. Но неужели не хочется быть образованным, грамотным человеком, лаконично, последовательно излагать свои мысли не только в устной, но и в письменной речи? Разве не тот человек оказывается в центре внимания, в поле зрения, который убедительно высказывает свою точку зрения, которым восхищаются окружающие, отстаивает свое мнение, предлагая для этого убедительные аргументы, доводы как жизненные, так и литературные, демонстрируя при этом высокую речевую культуру и логичную последовательность своих мыслей? Именно такие навыки формируются в процессе написания сочинения-рассуждения по литературе.

В данной статье сочинение по литературе мы будем рассматривать как «особый школьный литературоведческий жанр, включающий в первую очередь письменный анализ литературных произведений» [1].

Методика преподавания литературы уделяла и уделяет значительное внимание работе по развитию письменной речи школьников в процессе изучения художественных произведений. Особое внимание, как в прошлые десятилетия, так и в современной методической литературе уделено теории и практике школьного сочинения (Н.В. Колокольцев, В.В. Литвинов, В.А. Никольский, А.П. Романовская, И. П. Павлов и др.) [2].

На современном этапе развития деятелями науки создаются множество методических, вспомогательных пособий для написания сочинения, как учителюсловеснику, так и учащимся. Таковыми являются Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич, Н.П. Морозова и другие.

И.Ю. Малыгина в своей статье «Итоговое сочинение по литературе: точки сопряжения (содержательный и методический аспекты)» рассматривает перечень критериев, необходимых для написания сочинения-рассуждения  [http://stavuniver.ru/uploads/files/270/1.pdf].

 

 

Таблица 1. Перечень требований для написания сочинения-рассуждения

Объем (не менее 200 слов на ЕГЭ и 350 слов в итоговом сочинении).

Раскрытие проблемы (очень важный критерий, поскольку раскрытие проблемы влияет на все последующие пункты).

Формулирование собственной точки зрения с выдвижением тезисов.

Привлечение историко-литературного контекста.

Обоснованность привлечения текста произведения.

Использование теоретико-литературных понятий для анализа произведения.

Композиционная цельность и логичность изложения мыслей.

Грамотность, орфография, пунктуация.

 

 

На уроках развития письменной речи необходимо, как считает О.Ю. Богданова, прежде всего, научить школьников «отличать друг от друга близкие названия сочинений, но имеющие разные аспекты, на которых должен сосредоточить свое внимание пишущий, находить в теме ключевые слова, определяющие характер и последовательность рассуждений. Типичной ошибкой школьников является подмена одной проблемы на другую, замена собственных рассуждений по проблеме пересказом содержания произведения или соответствующей статьи школьного учебника» [2].

В написании сочинения огромную роль отводится композиции. «Композиция (от лат. сompositio составление, соединение) это строение,

структура произведения, соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно-художественной формы» [1]. О.Ю. Богданова в учебнике «Методика преподавания литературы» говорит, что учащийся, исходя из собственной индивидуальности, одаренности, уровня развития мышления и речи, сам отбирает лексику, фразеологию, синтаксические особенности, тем самым, определяя форму письменной работы.

Рассмотрим детально все элементы композиции.

Первый и очень важный этап вступление. Е.В. Михайлова в своем методическом пособии «Литература. Алгоритм написания сочинения» выделяет несколько видов вступлений, которые представлены в таблице.

 

 

Таблица 2. Виды вступлений

Историческое вступление

Уместно, когда в сочинении вы собираетесь затрагивать историческую тематику.

Лирическое вступление

Своеобразный ответ на вопросы: «Почему я выбрал эту тему? Что меня в ней интересует? Именно в этом вступлении лучше всего отражается творческая индивидуальность учащегося.

Вступление-перекличка с современностью

Задача ученика рассказать о злободневности, актуальности темы.

Вступление традиционное

Состоит из ключевых слов темы, из рассуждений о ее значимости и главного вопроса.

 

 

Для того чтобы учащемуся было легче сформулировать вступление, грамотно оформить свои мысли на бумаге, существуют вспомогательные речевые клише, которые служат для правильного построения мысли и составления предложений. Приведу в пример некоторые из них:

1. Риторические вопросы (Что такое…? Какую роль в жизни человека играет…?)

2. Цитирование, в котором заключена главная мысль текста («…», – так начинается статья….).

3. Использование смысловых конструкций (Всем известно, что…. Об этом написаны тысячи книг…; эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … так же посвящён …).

Основная часть сочинения является следующим этапом, пунктом в работе ученика. Представляет собой логическую, последовательную, обоснованную систему доказательств, аргументаций, которую учащийся приводит исходя из жизненного опыта и знаний о художественной литературе. Аргументы следует подбирать вдумчиво, обязательно опираясь на литературное произведение, должно быть меньше пересказа, больше своих мыслей, своей позиции. В основной части немаловажное значение отводится средствам художественной изобразительности. Используя их в своем сочинении, ученик показывает высокий уровень знаний по литературе, умение оперировать литературоведческими терминами, что придает красоту, насыщенность работе. Ниже представлена схема, в которой мы отметили, какие элементы должны в обязательном порядке присутствовать в сочинении каждого ученика. Она проста для восприятия и наглядно указывает, на что нужно обратить особое внимание при написании работы.

 

 

 

Рисунок 1. Компоненты основной части сочинения.

 

Заключающая часть состоит в обобщении всего вышесказанного. Заключение должно логично подытожить мысли учащегося по теме. Для заключительной части существуют так же определенные речевые клише:

1) На основании всего вышесказанного, можно с уверенностью сказать о том

2) Сегодня, когда…, важно помнить о том, что …

3) Прочитав этот текст, понимаешь, как ...

4) Не случайно автор пишет в финале о ...

5) Таким образом, можно сделать вывод о том, что …

6) Автор заставил меня задуматься над ...

Таким образом, написание сочинения является необходимым видом задания, поскольку письменная речь учащихся это показатель их культурного уровня, интеллектуального развития. Сочинение вплотную подводит ребенка к осуществлению собственно речевой деятельности, помогает развивать письменные навыки, которые необходимы для реализации творческого потенциала.

Библиографический список

1. Михайлова Е.В. ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения.  М.: Изд-во Эксмо, 2016.  256 с.

2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы.  М.: Академия, 2004. – 400 с.

3. Малыгина И.Ю. Методика написания выпускной квалификационной работы по литературе // Актуальные проблемы современной науки.  2015.  Т.1. №4.  С. 250-253.

4. Белькова А.Е., Чубак П.А. Методические способы формирования читательского интереса // Молодой ученый.  2016. №11. – С. 1663-1666.

 

 

PREPARATION OF PUPILS OF 10-11 CLASSES TO WRITE ESSAYS-REASONING IN LITERATURE

Speshilova Victoria Pavlovna, bachelor

Nizhnevartovsk state university

(Russia, Nizhnevartovsk)

Abstract. The article considers the key stages that are used when writing essays on literature: introduction, main part, conclusion, provides an auxiliary speech cliches. Revealed and substantiated the importance of implementation in schools of such work as essay-argument. Based on the conducted research the author proposes to use writing as a necessary form of jobs, contributing to the improvement of cultural development and the production of writing, knowledge of both the linguistic and communicative competence.

Key words: unified state exam, essay-argument, literature methods of teaching literature, text analysis.