Голубева Е.А. Перспективы организации производственной (преддипломной) практики в электронной образовательной среде / Е.А. Голубева, М.В. Смагина // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 122-125.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Е.А. Голубева, канд. д-р физ.-мат. наук, доцент

М.В. Смагина, канд. экон. наук

Павловский филиал ННГУ им. Н.И.Лобачевского

(Россия, г. Нижний Новгород)

 

Аннотация. В настоящей статье обоснована актуальность смещения производственной (преддипломной) практики бакалавров в электронную образовательную среду, выделены основные цели и задачи вышеназванного вида учебной работы, а также обозначены стороны, участвующие в её организации и проведении. Внедрение дистанционных технологий позволило бы оптимизировать процесс взаимодействия студента, предприятия и вуза в ходе производственной (преддипломной) практики, сделать его более целостным и плодотворным. В статье обозначены преимущества предлагаемого вида организации практики, а также проведён анализ имеющихся достижений в этой области.

Ключевые слова: дистанционное образование, производственная (преддипломная) практика, электронная образовательная среда, профессиональные компетенции, электронная коммуникативная площадка.

 

1

 

 

На новом этапе технологического развития глобальной экономики высокими темпами обновляются и будут продолжать обновляться технологии в образовании. Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497) является создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании, разработка и распространение новых форм организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1].

Дистанционные образовательные технологии планомерно и повсеместно внедряются в учебный процесс, как вузами, так и другими учебными заведениями. Если в настоящее время возможным оказывается смещение процесса обучения в электронную образовательную среду, закономерным представляется вопрос о возможности организации практики, предусмотренной учебным планом, также дистанционно.

Анализируя требования и стандарты по проведению производственной (преддипломной) практики в высших учебных заведениях можно сделать следующие выводы.

Производственная (преддипломная) практика является обязательным видом учебной работы бакалавра. Цель преддипломной практики приобретение студентами практических умений и навыков, закрепление профессиональных компетенций, приобретенных ими в процессе изучения профессиональных дисциплин. Она проводится в форме самостоятельной работы студента на конкретном предприятии (организации), в ходе которой практикант выполняет задания руководителя от организации, самостоятельно изучает документацию и нормативные правовые акты, касающиеся ее деятельности, собирает материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Для прохождения производственной практики студент должен обладать знаниями и компетенциями, полученными при изучении общего цикла предметов учебного плана

Задачами производственной (преддипломной) практики являются:

— закрепление, углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения;

овладение профессионально-практическими умениями и производственными навыками;

овладение основами профессии в производственной и управленческой сфере: ознакомление и усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач (проблем);

ознакомление с инновационной деятельностью предприятий и учреждений;

—  изучение разных сторон профессиональной деятельности: социальной, правовой, технической, технологической, экономической;

— сбор материала для выполнения выпускной квалификационной работы.

Производственная практика обуславливает непосредственное участие студента в работе отделов предприятий и учреждений. Реализация цели и задач практики должна осуществляться с учетом сферы деятельности предприятия, его организационно-правовой формы и изменений в законодательной и хозяйственной практике.

Методическое и научное руководство производственной практикой студентов осуществляет преподаватель университета. Он

— составляет рабочий график (план) проведения практики;

— разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;

— участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;

— осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным настоящей рабочей программы практики и ОПОП ВО;

— оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий;

— оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

Руководитель практики от профильной организации:

— согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;

— предоставляет рабочие места обучающимся;

— обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

— проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилам внутреннего трудового распорядка.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод о том, что производственная (преддипломная) практика – это совместная и непрерывная работа трёх сторон: студента, руководителя практики от вуза и руководителя практики от профильной организации. Внедрение дистанционных образовательных технологий позволило бы оптимизировать обозначенный процесс, сделать его более плодотворным и целостным. Нам видится целесообразным создание электронной площадки взаимодействия студента с представителями предприятия и вуза в рамках решения поставленной задачи, которая бы позволила частично либо полностью сместить производственную практику студента в электронную образовательную среду.

Преимуществом такой модели для предприятия является:

— возможность отслеживать действия обучающихся в электронной образовательной среде, вести мониторинг результатов, качество выполнения заданий,

— массовость аудитории обучающихся открывает возможность проведения анкетирований, опросов (обучающиеся могут оказаться, в том числе целевой аудиторией предприятия), информирования о своей продукции;

— возможность принять на практику большее количество студентов без необходимости выделять рабочие места и тратить время на постановку задачи каждому практиканту в отдельности.

Вузам такая модель взаимодействия с предприятиями позволяет:

— контролировать выполнение заданий обучающимися — формирование компетенций в рамках прохождения практики;

— анализировать задачи предприятий с целью адаптации образовательных материалов и заданий, используемых в образовательном процессе;

— обеспечивать прохождение студентами практики не только на предприятиях, расположенных на территории присутствия вуза, но также на удаленных базах практики.

Для обучающихся же электронная практика может означать расширение географических возможностей трудоустройства.

Электронное прохождение практики все же предполагает смещение самого процесса коммуникации с консультантом от предприятия и с преподавателем в электронную образовательную среду. Сама структура электронного курса-площадки для практики имеет особое значение: расположение элементов курса, наличие образовательных материалов и заданий для выполнения, качество ресурсов, обеспечивающих коммуникацию.

Образовательным учреждением России, использующим работу в электронной среде для организации практики студентов, является, например, Тольяттинский медицинский колледж. Авторы данного проекта, преподаватели Касатикова Н.В. и Мещерякова М.Д., предлагают внедрение современных образовательных технологий: электронной версии дневника практики и другой учебной документации производственной практики, возможность дистанционных консультаций с методическим руководителем практики, возможность регулярных консультаций с методическим руководителем практики вне зависимости от места пребывания студента. В качестве преимуществ использования дистанционных образовательных технологий при организации практики авторы выделяют гибкость самого образовательного процесса и процесса коммуникации, оперативность обновления информации по предмету практики, индивидуализацию обучения.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что дистанционная практика, реализуемая в электронной образовательной среде вуза, как модель взаимодействия образовательных учреждений с бизнесом является актуальной ещё и в связи с приоритетностью направления развития современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

1

 

 

Библиографический список

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497).

2. Голубева Е.А. Интерактивные формы проведения аудиторных занятий в ВУЗе. // Проблемы и перспективы регионального развития: Материалы научно-практической конференции с международным участием (Бор, 26 апреля 2013 г): Изд-во ННГУ, 2013. – С. 204-207.

3. Еремина А.В., Зороастрова И.В. Выпускники вузов: стратегия карьерного роста // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2013, 60. – Режим доступа: http://uecs.ru/marketing/item/2649-2013-12-23-08-32-17

4. Платонова Т.О. Взаимодействие вузов и предприятий: цикл управления // Высшее образование в России. №4. 2013. – С. 141-143.

 

 

FUTURE POSSIBILITIES OF ORGANIZATION OF PRE-GRADUATION INTERNSHIP  IN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

 

E.A. Golubeva, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor

M.V. Smagina, candidate of economic sciences, assistant professor

Pavlovo branch of Lobachevskiy state university

(Russia, Nizhny Novgorod)

 

Abstract. This paper substantiates the relevance of the moving of the bachelor’s internship to e-learning environment, the main goals and objectives of the above type of study are identified, the parties involved in its organization and conduction are also designated. The introduction of distance technologies would allow to optimize the process of interaction between students, enterprises and the university in the course of pre-graduation internship, to make it more complete and productive. The article marked the advantages of this type of organization of internship and conducted an analysis of the achievements in this field.

Keywords: distance education, pre-graduation internship, e-learning environment, professional competence, electronic communication platform.

 

 

1