Кочнев А.О. Педагогические условия развития познавательной активности в контексте безопасной киберсоциализации // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 132-134.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ БЕЗОПАСНОЙ ИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ

 

А.О. Кочнев, канд. пед. наук, доцент

Череповецкий государственный университет

(Россия, г. Череповец)

 

Аннотация. В статье обращено внимание на педагогические условия развития познавательной активности в контексте безопасной киберсоциализации. Автором делается попытка обозначить педагогические условия развития познавательной активности в контексте безопасной киберсоциализации в результате проведённого теоретического исследования.

Ключевые слова: киберсоциализация, активность, познавательная активность, педагогические условия, студент, безопасная киберсоциалиация.

 

 

Развитие познавательной активности предполагает включение в образовательный процесс необходимых педагогических условий для развития познавательной активности в контексте безопасной киберсоциализации.

После многочисленного осмысления данной проблемы, мы в данной статье обозначаем педагогические условия успешного развития познавательной активности в контексте безопасной киберсоциализации в Высшей школе.

Познавательная активность – это проявление желания студентов, их интереса в действиях и поступках, направленных на постоянное приобретение разносторонних знаний, необходимых для эффективной будущей деятельности профессионального работника и особенно педагога. Своеобразие педагогического труда состоит в том, что он призван сформировать познавательную активность у каждого учащегося. Следовательно, развитая познавательная активность является неотъемлемой чертой творческой личности любого работника и в первую очередь педагога.

По мнению Н.Д. Носкова, процесс формирования познавательной активности является двуединым процессом. Он включает в себя как активность самих учащихся высшей школы, так и обязательно активизацию, которая рассматривается как побуждение, исходящее извне, через методы, приёмы, средства, применяемые преподавателем с целью побуждения студентов к активной работе. Отсюда естественно предположить, что чем выше познавательная активность, тем значительнее эффективность овладения знаниями [1].

Исследование Р.А. Низамова [2] направлено на теоретическое и экспериментальное изучение сущности познавательной активности студентов в учебном процессе, определение дидактических условий, способов и средств, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности. Автор убедительно раскрывает сущность самостоятельной познавательной деятельности студента, обосновывает факторы, влияющие на результативность и эффективность самостоятельной работы студентов. Автор рассматривает некоторые особенности «кибернетизации» процесса обучения. Но ориентация только на кибернетику, теорию информации не позволяет автору выявить средства внутренней познавательной активности студентов, поэтому Р.А. Низамов отдаёт предпочтение средствам активизации, в основном, репродуктивных способов обучения.

Анализ целого ряда работ, касающихся проблемы развития познавательной активности обучающихся позволяет нам сделать следующие выводы.

Познавательная активность обучающихся как педагогическое явление исследуется в различных аспектах, среди которых чаще всего встречаются следующие:

1. Активность как интенсивная целеустремленная деятельность (актуальная активность);

2. Активность – как состояние готовности к деятельности (потенциальная активность);

3. Активность как инициативность (противоположность формальному реагированию).

Последние два варианта чаще всего характеризуют активность как качество личности обучающегося (единство потенциальной и актуальной активности).

Разделяя точку зрения Т.И. Шамовой, мы полагаем, что активность интенсивная целенаправленная деятельность обучающегося и активность качество личности обучающегося представляют собой две неразрывно связанных стороны единого понятия «познавательной активности обучающегося« [3].

Киберсоциализация – процесс качественных изменений потребностно-мотивационной сферы индивидуума, а также структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. [4]

Итак, первое условие, связанное с актуализацией и включением в содержание занятий субъектного опыта студентов. Функции субъектного опыта состоят в том, что с позиции этого опыта, через своеобразную избира­тельность упорядочивается восприятие информации, обеспечивается индивидуальное видение мира. Основным источником формирования субъектного опыта становится разнообразная деятельность, осуществляемая самим человеком самостоятельно или при консультативной помощи. Учение, таким образом, не есть беспристрастное познание. Это субъектно-значимое пости­жение мира, наполненного для обучающегося личностным смыслом, ценностями, отношением, зафиксированными в его субъектном опыте. Особенно данный опыт можно включить через сеть Интернет, т.к. Сеть является, на данный период времени и по результатам наших экспериментов, востребованным институтом социализации и где обучающиеся берут информацию для учёбы или повседневной жизнедеятельности [5]

Расширение субъектных функций обучающихся в педагогическом процес­се составляет содержание второго условия. Его сущность состоит в том, что во время обучения расширяет свои функции как субъекта в процессе данной деятельности, так как одной их основных характеристик подготовленного к самостоятельной деятельности обучающегося считается то, насколько быстро и экономно он находит и использует новые данные. Расширение субъектных функций происходит через совместное целеполагание и необходимую мотивацию обучающихся. [6,7]

В рамках третьего условия установление субъектных отношений акцент делается на взаимном уважении преподавателя и обучающихся. Диалог между участниками педагогического процесса позволяет наиболее полно проявить свои личностные качества студентами. Сотрудничество в обучении наиболее сильно влияет на развитие познавательной активности. В рамках данного условия необходимо обмениваться мыслями, суждениями, умозаключениями со своими коллегами через форумы, сайты и другие возможности Интернета [8, 9].

Четвертое условие, связанное с развитием у обучающихся умений рефлексировать свою деятельность, предполагает включение рефлексии в учебную деятельность, благодаря чему происходит стимулирование собственных активных усилий обучающегося, осмысление его опыта, намерений. Рефлексия помогает выявлению смыслов поведения и в соединении с личностно-значимыми компонентами мышления предстает как ведущая деятельность при решении продуктивных задач. Рефлексия имеет особую значимость в системе профессиональных качеств будущих педагогов, она выполняет интегрирующую роль в структуре личности учителя. Посредством рефлексивной деятельности обучающиеся познают свои способности, наклонности и конструируют систему профессиональных ценностей. Рефлексия способствует развитию важных для педагога личностных качеств, а именно эмпатичности, гибкости, креативности. Рефлексивная способность тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере, с осознанием себя в этой позиции, с оценкой себя как специалиста.

Таким образом, данные педагогические условия позволит нам экспериментально проверить развитие познавательной активности обучающихся в контексте безопасной киберсоциализации.

 

Библиографический список

1. Носков Н.Д. Некоторые проблемы психологии активного познания студентами учебного материала // Активизация познавательной деятельности студентов. – Ростов н/Д.: Феникс,1974– С. 5-12.

2. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975.– 302 с.

3. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.

4. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека / В.А. Плешаков. – М.: МПГУ: «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.

5. Кочнев А.О. К вопросу о создании безопасной среды в общеобразовательном учреждении // Вестник Череповецкого государственного университета.  2012.  Т. 3.   4 (44).  С. 150-153.

6. Кочнев А.О. О проблеме познавательной активности обучающихся в киберпространстве // Информация и образование: границы коммуникаций.  2013.  5 (13).  С. 216-217.

7. Кочнев А.О. Общенаучный уровень исследования развития познавательной активности студентов в контексте безопасной киберсоциализации // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014.   6 (14).  С. 212-213.

8. Плешаков В.А., Кочнев А.О. Исследование возможностей использования интернета студентами-первокурсниками // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – Т.1.   2 (47). – С. 120-122.

9. Кочнев А.О. О проблеме познавательной активности обучающихся в киберпространстве // Информация и образование: границы коммуникаций.  2013.  5(13).  С. 216-217.

 

 

PRESUMABLE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF

INFORMATIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT

OF SAFE CYBERSOCIALIZATION

 

A.O. Kochnev, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Cherepovets state university

(Russia, Cherepovets)

 

Abstract. In article the attention to pedagogical conditions of development of informative activity in the context of safe cybersocialization is paid. The author attempt to designate pedagogical conditions of development of informative activity in the context of safe cybersocialization becomes.

Keywords: cybersocialization, activity, informative activity, pedagogical conditions