Герасимов Б. Н. Педагогические аспекты образовательного процесса / Б. Н. Герасимов. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 58-64.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор

Самарский университет государственного управления

«Международный институт рынка»

(Россия, г. Самара)

 

Аннотация. Управленческие дисциплины должны затрагивать процессы мышления и деятельности и представляет собой базовый материал для развития обучаемого. Одним из эффективных средств формирования и развития этих процессов являются практические занятия. Исследование выполнения практических заданий привело к пониманию их состава, содержания и структуры. Система оценок выполнения практических заданий должна направлять обучаемых к преодолению затруднений в мышлении и формированию активной деятельности для освоения компетенций.

Ключевые слова: организация, управление, практические задания, мышление, деятельность, система оценок, компетенции.

 

 

В большинстве учебных специальных дисциплин, которые являются основными для будущей профессиональной деятельности, планируется проведение практических занятий. Именно они и должны подвести студента к осмыслению и пониманию будущей профессии и заложить фундамент компетентности специалиста [1-3]. Поэтому содержание этих занятий не должно существенно отличаться от повседневной деятельности менеджера в организациях.

Управление и менеджмент – это такие дисциплины, которые к практике имеет непосредственное отношение. Поэтому методология управления должна рекомендовать применение в образовательном процессе различных средств (моделей, моделей, технологий и т.д.), которые реально используются на практике. Однако в таких рекомендациях должны быть четкие ориентиры ситуационного, пространственного и временного характера [8]. А это весьма непростая задача, памятуя о многомерности и полипредметности процессов управления и менеджмента и соответственных учебных дисциплин этого направления.

В дисциплинах управления и менеджмента никак нельзя оказаться в стороне от требований практики, мол, реальное управление – это где там в организациях, а тут, главное, принципы, подходы и т.д. На наш взгляд, процесс управления надо показать здесь и сейчас в процессах отношений «обучаемый-преподаватель», причем на каждом практическом занятии, не откладывая на потом. Этот процесс можно построить по любой дисциплине, управляя образовательным процессом [9]. Вначале на лекции представляется программа действий, потом вырабатывается комплекс ориентированных на реальную практику, занятий, и, наконец, подбираются формы (технологии) учебного процесса [5, 14]. При этом содержание практических занятий должно совпадать с практической деятельностью управленцев в современных организациях. Таким образом, готовят инженеров, врачей, учителей, агрономов, показывая им образцы их будущей деятельности.

Особенно важно, чтобы в образовательном процессе присутствовали все функции управленческой деятельности, которые там собственно и разворачиваются, используя материал конкретной дисциплины. К ним по работе [10] относятся: нормирование, планирование, организация, учет, контроль, анализ, регулирование, координация и прогнозирование. Таким образом, произойдет обогащение постулатов управленческой дисциплины настоящими, а не надуманными, практическими навыками и умениями. Заодно у индивида может появиться поставленное мышление.

В реальности точную границу между мышлением и деятельностью разделить практически невозможно [16]. Это здорово получается в идеализации, как абстрактная игра ума. На практических дисциплинах целесообразно высказывать такие теоретические сентенции, чтобы они объяснили смысл и задачи практических навыков или помогли выстроить.

На каждом занятии необходимо преподавателю необходимо решать сакральную задачу: запуск мышления студентов на 1,5 часа занятий [20]. Процесс запуска процесса мышления происходит тяжело для любого студента. Даже для тех, кто пришел учиться по призванию и к 4 курсу не разочаровался существующей системой образования.

Вначале запускается процесс понимания. Не все и сразу понимают логику задания, её смысл и конечный результат. Чаще всего, думают, где бы списать, или найти аналогию данного задания в Интернете. Оказывается, негде. Деваться некуда: надо попытаться понять задание и осмыслить его до конца. Если непонятно, надо задавать вопросы. Некоторые стесняются. Но без понимания все равно нельзя двигаться дальше. Поэтому преподаватель может предвосхитить некоторые вопросы, которые возникали ранее.

Задание для самостоятельной работы должно быть написано четко и не допускать разных толкований. Вопросы все равно возникнут. Они могут делиться на две категории. Действительно, какой-то элемент задания может быть сразу непонятен. Ответ на такой вопрос должен адекватным, устраняющим возникшее непонимание. Лучше с примером.

В дальнейшем следует предпринять меры по устранению подобного непонимания в самом задании, т.е. отредактировать текст задания, причем еще короче. Каждое предложение в задании вообще должно быть лаконичным без витиеватых фраз [11]. Иначе при прочтении задания можно не понять последовательность (технологию) предстоящей работы. Однако есть студенты, которые в принципе не любят трудиться на занятиях, особенно на практических, где оказывается надо прилагать усилия и демонстрировать некоторый интеллектуальный процесс. Тем более, если этот процесс нужно затем демонстрировать перед своими однокурсниками.

Сопротивление необходимости прилагать усилия у студентов происходит по разным причинам: отсутствие подобной практики заданий, причинение душевной боли от одной мысли, что необходимо трудиться, неумение запускать процесс мышления и т.д. Такие студенты, чаще всего, говорят, что ничего не понятно. Это верный признак нежелания вникать в задание. При этом смотрят вокруг, не поддержат ли их другие. Если вокруг тишина: деваться некуда, надо вникать в задание или задавать конкретный вопрос. Конечно, есть студенты, которые не все понимают в задании, но бояться задать вопрос. Связано это с разными причинами: с самолюбием, медленным восприятием и т.д. [7]. Но главная причина, психологическая. Снимается легко. Преподаватель просит указать место непонимания, говоря о том, что многие группы успешно выполняли это задание. При этом задевается струна самолюбия: «что же я хуже всех». Начинается прочтение задания с попыткой восприятия текста. Это либо снимает все вопросы, либо конкретизирует их. Что и необходимо было добиться.

Наконец, совместными усилиями задание понято. Теперь надо его выполнять. Надо запускать собственное мышление. У кого-то получается, у кого-то нет. Те, у кого не получается запуск, решают: оставаться или нет на занятии. Бывает кто-то уходит: стыдно будет иметь чистый лист в конце занятия, если никто не даст списать. Для этого находятся причины, включая домашние заготовки на такой случай.

Наконец, начинается выполнение задания. Лучше всего, если студенты обратятся с просьбой посмотреть начало выполнения задания с тем, чтобы уверенно продвигаться до конца. Иногда задается вопрос, сколько, как и что должно быть выполнено. Но это четко прописывается в задании, не допуская непонимания, двойного толкования или лишнего отвлечения.

Запуск мышления позволяет выполнить задание до конца. Иногда происходит глубокое погружение студента в задание, что уже его не оторвешь от него. Некоторые студенты не укладываются в срок и продолжают трудиться в перерыве. Очевидно, что такой студент начинает получать удовольствие от полученных результатов и от процесса их получения. Глядя на часы, студенты сожалеют, что как быстро проходит время занятий. Значит, они будут ждать повторения. Несколько таких сеансов и готов человек мыслящий для выполнения практических занятий, а возможен и перенос на свою жизнедеятельность.

Весьма важна система оценок выполнения заданий на практических занятиях. Наиболее продуктивной оказалась 10-бальная система. Оценки из десяти баллов с точностью до 0.1. На самом деле – это скрытая 100-балльная система. Благодаря этой системе можно оценивать и ранжировать уровень выполненных заданий. Например, если в группе 30 студентов, а задание индивидуальное, всем можно найти индивидуальную оценку, отличающуюся, хотя бы на 0,1. Однако оценки могут быть и одинаковые, например, когда студенты, сидящие на одной парте, выполнили задание, как под копирку. Но даже совершенно разные работы могут тоже иметь одинаковые оценки, когда совпадают их достоинства и недостатки.

Было также замечено, что большую роль играет представление оценок за работы. Перед объявлением следует сказать о недостатках, не акцентируя внимания на их проявлении у конкретных авторов. Это сбережет самолюбие некоторых студентов. Для тех, у кого завышена самооценка это прямой сигнал для повышения интенсивности мышления и деятельности в процессе выполнения практических заданий.

Необходимо постоянно высказывать замечания и предложения конкретным студентам, лучше наедине. Эти предложения, становятся эффективным инструментов исправления ошибок и заблуждений при длительной понимании и поддержке учебной деятельности студента, а также наблюдения за его поведением и отношением к успехам и неудачам. Некоторые отношения и наблюдения позволяют проникать во внутренний мир и свойства характера студента, а затем достигать понимания устремлений некоторых студентов в рамках конкретного предмета или учебного процесса, в частности, а возможно и в жизни в целом.

Объявление оценок за предыдущие занятия можно построить по-разному. Представление оценок строятся по алфавиту, по расположению работ в пачке, по группам замечаний и т.д. Однако это несистемно, непроцессно и нефункционально, а. значит, не ориентировано на какой-то конечный результат. Лучше, на наш взгляд, оценки объявлять в порядке их возрастания. Такой подход имеет несколько важных побочных эффектов. Например, те студенты, для которых оценка уже прозвучала, волей-неволей слушают оценки тех однокурников, кто оказался в этот раз впереди. А те, у кого оценка еще впереди, продолжают внимательно вслушиваться, ожидая её появления. Чем дольше не появляется фамилия студента и его оценка, тем ожидание становится более настороженным желаемым. Возникает некоторое напряжение, которое не проходит даром для всех присутствующих и откладывается на будущее.

Любые оценки, даже самые скромные, непрерывно приближают студента к конечному результату в рамках конкретного предмета: экзамену или зачету. Для тех, кто не присутствовал на прошлом занятии, момент оглашения оценок тоже полезен [4]. Происходит негласное понимание, что они в этот раз никак не приблизились к заветной цели и остались на месте.

Полезно, на наш взгляд, при объявлении оценок пользоваться спортивной терминологией: «а сейчас результаты тройки призеров». Это может создавать здоровую конкуренцию и возбуждать амбиции: а почему в призерах не я.

В спорте ведь никто не выходит на дорожку, в сектор или бассейн, чтобы специально занять последнее место. Над такими людьми издеваются, смеются, в крайнем случае, их жалеют. Понятно, что не прямо в лицо, но за глаза это происходит очень часто. Многие сами участвовали в таком процессе и не хотят оказаться на месте тех, кого даже жалеют.

В будущей жизни в подобной ситуации могут оказаться многие как закономерно, так и случайно. Например, стать безработным или работающим, но не на престижной должности. Можно даже быть и работающим и находиться на престижной должности, но временно, а если и постоянно, то нельзя быть уверенным на всю оставшуюся жизнь. Есть организации, в которых право занимать какую-нибудь должность надо все время подтверждать каждодневной продуктивной деятельностью.

Таким образом, подобная ситуация имитирует вполне реальные ситуации, в которой может оказаться со временем любой не только молодой дипломированный специалист, но и специалист с опытом работы, но остановившийся в своем развитии. Такой процесс ситуационно моделирует будущие вполне реальные события и отношения [18]. Когда-то надо начинать осмысливать: следует ли попадать в подобные ситуации. Тем более, когда появится семья, кредит в банке, желание обновить автомобиль и т.д. Подобная практика помогает осмыслить в более раннем возрасте, когда можно многое понять и что-то исправить.

Следует также выдавать промежуточные результаты набора баллов по дисциплине. Это как турнирная таблица в командных игровых или в индивидуальных многоэтапных видах спорта [6]. Нахождение команды или спортсмена анализируется и ими самими и обсуждается болельщиками. При этом оценка текущего положения важна еще и прогнозом возможного результата, если тенденция не изменится. Промежуточные результаты могут повлиять на действия и средства, которые будут выбраны для обеспечения желаемого результата.

Таким образом, в действиях студентов появляется определенная логика и устремленность при движении к конечному результату. Надо не пропускать занятия, выполнять задания максимально полно, для этого не надо терять концентрацию, надо работать собранно и деловито, иметь лекции или учебник под руками, слушать дополнительные разъяснения преподавателя, задавать вопросы или показывать первые шаги выполнения задания. Также надо проявить свои лучшие личностные качества и настроить свою психику [17]. Хотя, как известно, она лишь частично управляема личностью. Но для успеха практике управленческих дисциплинам может быть этого достаточно.

Таким образом, психология срабатывает в различных ситуациях, где учитываются индивидуальные особенности индивидуума. Появляются различные отклонения в отношениях к окружению, в т.ч. самые неожиданные. Но отклонения для одного человека, бывают нормой для других. Как быть? Собственно, подсказки и одобрение актуального для данного вида занятий поведения могут подсказать любому индивиду стандарты и образцы проявления своих действий и эмоций в конкретных ситуациях. При этом должно прийти понимание выбора актуальных путей достижения цели и выработка желания их тиражирования.

При этом следует обратить внимание: понимание есть нечто иное, нежели мышление. Это совершенно разные интеллектуальные процессы и функции, они предполагают разные методы, средства. При этом можно очень многое понимать, но к процессу мышлению так и не перейти. Как в каком-либо конкретном случае, так и вообще в целом по жизни.

Здесь уместно привести несколько цитат из курса лекций по психологии Г.П. Щедровицкого, прочитанного им в Ростовском госуниверситете в 1986 г. [22]: «Мышление. Вот сегодня наша основная социокультурная проблема. Очень красиво это описывал Короленко в воспоминаниях о своем первом преподавателе. Пришел к нам учитель, из высланных за политические убеждения, в последний класс гимназии и говорит: господа, а кто из вас умеет мыслить? Последний класс гимназии, господа невероятно обиделись, и кто-то говорит — мы все мыслим. А преподаватель отвечает: Вы сейчас сидите и думаете, сколько осталось до звонка и при этом ещё думаете, что вы мыслите. Такова вот ситуация во всех школах от начальной до высшей. Ведь далеко не все отправления человеческой головы можно назвать мышлением.

Мышлением продукция человеческой головы становятся только тогда, когда, они соответствуют определенной культурной норме. Это бывает, когда у этой головы уже есть способ решения, тот, который здесь нужен. А, если нет, эта голова поднимается на более высокий рефлексивный уровень, и строит правильное нормативное решение.

Необходимо, чтобы психология давала средства для понимания разницы между мыслью или мышлением, мыследеятельностью или действием, жизнью или жизнедеятельностью. Деятельность и поведение, как правило, совершаются. Пусть и не всегда адекватные. Но, если вы будете думать, что утром встаете, ведете себя в ВУЗ, приходите на лекцию, выступаете, делаете замечания и при этом вы что-то делаете или, может быть, даже мыслите. Если вы так будете рассуждать, то у вас ничего толкового не выйдет. Ибо поведение — это одно, жизнь — это другое, а мысль и действие — это третье и четвертое. И путать их нельзя».

Возможно, менеджеру не особенно нужно образование, как таковое. Для этого надо просто иметь способности к управленческой деятельности. Особенно если в детстве и юности у человека достигнуты уже ощутимые успехи в этом направлении [15]. Например, коллекционирование, обмен разными предметами, продажа ненужных и покупка нужных вещей и т.д.

Конечно, хорошо при этом знать специальную терминологию: управленческую, экономическую, социальную. Для приобретения навыков применения известных терминов и понятий необходимо окунуться в соответствующую деловую атмосферу [19]. Например, человек, попадая за границу, уже через полгода, находясь в иноязычной среде, осваивает разговорный язык. Для приобретения навыков жаргонной речи в какой-либо области также нужно не более 3-6 мес.

А вот для занятий наукой надо знать обширную научную терминологию [12]. Для этого надо глубоко изучать литературу, так как за понятиями стоят образы, которые осмысленным пониманием терминов надо уметь высказывать.

Поэтому, если студент начнет успешно выполнять предлагаемые практические задания, и для этого время от времени будет запускать процесс мышления, то это может привести его к необратимым последствиям. Научившись мыслить, человек всерьез задумается над своим бытием. Успешные упражнения в области мышления, во-первых, доставят индивиду, непередаваемое удовольствие, а во-вторых, позволят лучше ориентироваться в окружающем мире и в себе самом. Заодно и пододвинут его к необходимости сознательно самоопределиться со многими элементами своей жизнедеятельности вообще и профессией, в частности.

Для тех, у кого развилась тенденция работы по трафарету или образцу не могут считаться потерянными людьми, ни для себя самого, любимого, ни для общества. Во многих уважаемых профессиях ценится работа по инструкции, положению, уставу, так как в этом заложен многолетний опыт предшественников. Невыполнение положений или самодеятельность может привести к необратимым и иногда и печальным последствиям. Профессия менеджер относится к разряду профессий, в который не так много пространства для творчества [13]. Но приобретается возможность иметь профессию на ближайшее время, встать на ноги и продолжить собственное развитие, в т.ч. и интеллектуальное.

Такое построение учебного процесса показывает потенциал для рефлексивного осмысления пройденного материала. Это касается как материала отдельных занятий, так и цепочек мышления, обозначенных в рамках всего образовательного процесса в конце семестра. При этом можно примерить на себя одежду управленца и заодно оценить преимущества и недостатки представленной преподавателем образовательной системы [23]. Конечно, при этом студенты играют, в основном, «роль» подчиненных, но у них есть возможность, работая в группе, играть и другие более значимые управленческие роли [21]. Им надо предоставить эту возможность формой практических занятий.

При этом необходимо, чтобы у будущих управленцев была возможность проявить свои личностные качества, которые существуют у каждого индивида. Собственно, именно проявить, так как других задач высшая школа в отношении личностных качеств не ставила и пока не ставит. Поэтому практические задания по специальным предметам управления наиболее подходящая платформа для получения весомых результатов, формирования и развития личностного и профессионального потенциала.

 

Библиографический список

1.        Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. 368 с.

2.        Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах: пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.

3.        Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.

4.        Волкова В.Н., Денисов А.А. Устойчивость социально-экономических систем // Системный анализ в экономике: сб. материалов межвуз. конф. Таганрог, 2000. С. 4-12.

5.        Герасимов Б.Н. Технологизация процессов в системах управления организации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 2(40). С. 65-71.

6.        Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления изменениями в организациях // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. № 1. С. 10-19.

7.        Герасимов Б.Н. Введение в теорию и методологию научного менеджмента // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т.7. №1. С. 41-59.

8.        Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Эффективность экономических систем. Самара: СИБиУ, 2013. 252 с.

9.    Герасимов Б. Профессиональная подготовка российских управленцев в контексте вызовов времени // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 8. С. 123-128.

10.    Герасимов Б.Н. Универсальная модель организационного реинжиниринга // Вестник Самарского аэрокосмического университета. 2003.№ 2(4). С. 21-28.

11.    Герасимов Б.Н. Проектирование содержания и оценки деятельности менеджера // Вестник Международного института рынка. 2015. №2. С. 70-79.

12.    Герасимов Б.Н. Методология развития функциональной структуры организации на основе реинжиниринга: дис. … докт. экон. наук. Самара: СГЭА, 2004. 286 с.

13.    Герасимов Б.Н., Ионесов В.И. Перспективы взаимодействия культуры, экономики политики в современном мире // Международный журнал гуманитарных и естественных и наук. 2017. №8. С. 9-17.

14.    Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Мифологемы и философия управленческой теории и практики // Международный журнал гуманитарных и естественных и наук. 2016. №2. С. 61-68.

15.    Герасимов К.Б. Технология определения результативности деятельности системы управления подпроцессом // Современная экономика: проблемы и решения. 2014.  5 (53). С. 98-109.

16.    Герасимов К.Б. Механизм построения системы управления процессом организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2012. № 6 (37). С. 72-81.

17.    Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 376 с.

18.    Ионесов В.И. О креативности действия во взаимоотношениях экономики и культуры // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т.6. №4 (17). С.47-56.

19.    Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии/ пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 368 с.

20.    Маслоу А. Самоактуализируюшиеся люди: исследование психического здоровья // Курс практической психологии. Можайск: Психолог, 1992. 592 с.

21.    Хэмэл Г., Брин Б. Будущее менеджмента. СПб.: BestBusinessBooks, 2013. 280 с.

22.    Шимельфениг О.В. Живая Вселенная. Сюжетно-игровая картина мира. XXI век: «Самозавет» или «Самоапокалипсис». Саратов: Научная книга, 2005. 688 с.

23.    Gerasimov K., Gerasimov B. Formation of professionalism of executives // The International Journal of Educational Management. 2017. T. 31. №1. С. 45-55.

 

 

PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

 

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor

Samara state university of management «International market Institute»

(Russia, Samara)

 

Abstract. Managerial disciplines should affect the processes of thinking and activity and is a basic material for the development of the student. Practical exercises are an effective means of shaping and developing these processes. The study of the implementation of practical tasks led to an understanding of their composition, content and structure. The system of assessments of the implementation of practical tasks should guide students to overcome difficulties in thinking and the formation of active activities for the development of competencies.

Keywords: organization, management, practical tasks, thinking, activity, assessment system, competence.