Яруллин Р.Р. Отечественная и зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций / Р.Р. Яруллин, А.Р. Ахметова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 147-149

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОПОРЦИЙ

 

Р.Р. Яруллин1, д-р экон. наук, профессор

А.Р. Ахметова2, студент

1Башкирский государственный университет

2Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Уфа)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается и раскрывается отечественная, а также зарубежная практика финансового регулирования территориальных пропорций. Рассматриваются методы и инструменты, влияющие на их эффективность и объем. Далее производится сравнение различных практик финансового регулирования: российской и зарубежной.  Проведен анализ межбюджетных трансфертов по федеральным округам Российской Федерации, в том числе единой субвенции в качестве нового вида финансовой поддержки регионов страны. С помощью метода экономического сравнения и применения отечественной законодательной базы финансового регулирования территориальных пропорций, установлены регионы-доноры и высокодотационные регионы России.

Ключевые слова: финансовое регулирование, регион, дотации, налоги, бюджет, регионы-доноры, регионы-реципиенты.

 

 

В России абсолютно все регионы обладают индивидуальными характеристиками: численность людей, природно-ресурсное богатство, уровень развития, инфраструктура, разделение труда, экономическое географическое положение и т. д. Несомненно, все изменения, проходящие в экономической сфере в РФ, влияют на динамику, уровень развития всех субъектов, на их экономическую и производственную инфраструктуру. На сегодняшний день актуально направление финансовых потоков лишь в одном направлении сектора рынка, при этом ограничивая финансовые средства в иных отраслях экономики. Отсюда появляется возможность совершенствования, улучшения территориальных пропорций, сбалансирования социально-экономического развития регионов страны, выявления и ликвидации диспропорций, социальной стабильности.

Методы, способные влиять на социально-экономическое развитие, разделяют на бюджетные и налоговые. К первым относятся государственные гарантии и заимствования, субсидии, дотации, бюджетные кредиты и инвестиции, гранты, субвенции из бюджетов предприятиям, производящим продукцию и оказывающим услуги, а также социальные выплаты населению, муниципальные заказы, бюджетное финансирование услуг, которые действуют на безвозвратной основе. Эффективное субсидирование тарифов из бюджетов и льготное кредитование относятся к бюджетным расходам. Так же немаловажную роль в экономике играют налоговые методы регулирования финансов. Обуславливая тесную связь с регрессивной и прогрессивной шкалой налогообложения, варьированием налоговой базы, использованием пониженной, нулевой и повышенной ставкой при исчислении налогов, применением специальных режимов в рамках налогообложения для отдельных налогоплательщиков, в границах конкретных субъектов страны, например, особых экономических зон. При этом существуют определенные нюансы: осуществляется полный возврат определенных видов налогов, либо рассрочка при их уплате или абсолютным освобождением от уплаты налогов лиц, подпадающих под льготную систему налогообложения.

В экономике России эти методы объединяются воедино в направлении государственного регулирования финансовых потоков. Проанализировав данные по распределению межбюджетных трансфертов за 2016 год, мы видим, что наибольшую поддержку из Федерального фонда финансовой поддержки регионов получают Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа по очевидным причинам: географическое положение и внутренняя проблематика регионов. По сумме получаемых субсидий и субвенций лидирует Центральный федеральный округ (в 2016 г. в сумме 90,5 млрд руб., около 14%), что объясняется его большим экономическим освоением и значимостью для России.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета выступают главным индикатором финансового регулирования территориальных пропорций. Первоочередные расходы регионов требуют особой финансовой поддержки: выделяются дотации, которые проявляют себя важным элементом в системе межбюджетного регулирования для сбалансирования бюджетной обеспеченности. Сам процесс дотационного распределения подразумевает стимулирование экономического развития и поддержку малого предпринимательства. Общий объем дотаций из федерального бюджета регионам России запланирован на 2017 год в размере 738,3 млрд руб. примерно на 97 млрд руб. (15%) больше, чем по итогам 2016 года.

Экономическая поддержка регионов в России осуществляется из федерального и региональных бюджетов. В экономике выделяют регионы-доноры и регионы-реципиенты. Первым на выравнивание бюджетной обеспеченности не выделяются из бюджета дотации, и если доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня, то выделяются дотации. Донорами в течение 2016 г. считались Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ленинградская, Сахалинская области, Тюменская область с автономными округами, Республика Татарстан. Наиболее высокодотационными регионами явились Республики Дагестан и Саха, Камчатский край.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят к территориальным. Поэтому их роль финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Что же касается зарубежного опыта, то на Западе к основным направлениям территориального финансового регулирования относят стимулирование промышленности, осуществление программ по развитию новых районов и реконструкции городов, форсирование роста валового регионального продукта, применение мер охраны среды. За рубежом образование доходов бюджетов территорий определяется поступлениями из вышестоящих бюджетов, сбору неналоговых доходов, местных налогов, сборов. Соотношение этих источников зависит от возможностей вышестоящих органов государственной власти по оказанию финансовой помощи территориям и функций.

Поступления из вышестоящих бюджетов формируются за счет отчислений от величины дотаций, отдельных налогов, субвенций. Отчисления от налогов, закрепленные за вышестоящими бюджетами, выделяются через региональный бюджет в случаях недостатка в объеме собственных финансовых ресурсов, которые необходимы для финансирования разнообразных региональных программ или используются на конкретные цели.

Следовательно, финансовое регулирование пропорций территорий и районов осуществляется во многих странах мира для достижения приоритетной цели выравнивания социально-экономических диспропорций в развитии территорий. Методы, в основе которых находится перераспределение финансовых ресурсов регионов, определяются особенностями территорий. В идеале работа регионов по данному направлению должна вестись в интересах общегосударственных, но в реализации данной концепции существует много препятствий. Однако в некоторых зарубежных странах этот принцип довольно успешно функционирует. Одна из сложностей применения данной системы в Российской Федерации – это масштабы страны, тем не менее межбюджетные отношения на принципе единого государства – это необходимое условие не только более эффективного использования бюджетных средств, но и развития межуровневых и межрегиональных отношений.

 

Библиографический список

1. Министерство Финансов Российской Федерации URL: http:/minfin.ru/ru/

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/

3. Дадашева А.З. Финансы: Учебник. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М., 2016. – 178 с.

4. Лугаманова И.Ф., Яруллин Р.Р. Отечественная и зарубежная практика регулирования территориальных пропорций // Инновационная наука. 2016. №7-8.

 

 

DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE OF FINANCIAL REGULATION

OF TERRITORIAL PROPORTIONS

 

 

R.R. Yarullin1, doctor of economic sciences, professor

A.R. Akhmetova2, student

1Bashkir state university

2Ufa Branch of the financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Ufa)

 

Abstract. This article discusses and reveals the domestic and foreign practice of financial regulation of territorial proportions. Examines the methods and tools are affecting their efficiency and scope. Next is the comparison of different practices of financial regulation: Russian and foreign. The analysis of intergovernmental transfers on Federal districts of the Russian Federation, including the uniform subsidy as a new form of financial support of regions of the country. Using the method of economic comparison and application of the national legislation of financial regulation of the territorial proportions, the established donor regions and heavily subsidized regions.

Keywords: financial regulation, region, grants, taxes, budget, donor regions, regions-recipients.