Лившиц С. А. Отдельные аспекты интеграции информационных и коммуникационных технологий в высшее образование / С. А. Лившиц, Т. М. Нуруллин. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 3. – С. 88-90.

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И

КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

С.А. Лившиц, канд. техн. наук, доцент

Т.М. Нуруллин, студент

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

 

Аннотация. В статье анализируется эффективность учебного процесса в высших учебных заведениях через использование информационных технологий и социальных сетей. Аргументируется необходимость модернизации информационно-предметной среды студентов для повышения результативности и конкурентоспособности отечественного высшего образования.

Ключевые слова: мотивация и самостоятельная работа студентов, информационные технологии, социальные сети.

 

 

В наше время проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить методы и организационные формы обучения, сделав его более удобным и доступным. Использование в учебном процессе современных информационных технологий и социальных сетей позволяет значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, что позволяет эффективнее формировать процесс обучения. Высшее образование представляет неотъемлемую составляющую общепринятой культуры в ХХI веке. Проанализировав возможности повышения эффективности учебного процесса в высших учебных заведениях можно выделить несколько составляющих повышения мотивации к учебному процессу у обучающихся. В существующих на данный момент условиях в высших учебных заведениях важное место занимают информационные технологии и социальные сети. Они служат одной из возможностей приобщения студентов к пониманию социальной значимости информации её роли в развитии личности в профессиональной деятельности. Применение электронных ресурсов, ориентированных на рост качества образовательного процесса является важной составляющей образования. Возможности информационных технологии и социальных сетей в высших учебных заведениях могут мотивировать студента к системному формированию его подготовленности. Приобретенные знания поддержат интерес у студентов к образовательной деятельности. Информационное обеспечение контента в вузах состоит из программных продуктов, базы данных, дидактических средств, методических материалов. Основным средством информационной среды системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. С помощью сетевых (Интернет) средств и информационного обеспечения представляется возможным доступ к учебно-методической базе, дидактическим средствам и организации оперативной консультационной помощи в период обучения. Согласно данным в России ежемесячная аудитория интернета в октябре 2016 – марте 2017 года достигла в «молодёжной аудитории» 97% [1; 2]. В настоящее время основными направлениями использования информационных технологий в учебном процессе в вузе являются программные средства учебного назначения: электронные учебные пособия; контролирующие компьютерные программы и тематические группы в социальных сетях для поддержки различных видов занятий. Автором проведено исследование и выявлено, что повышение эффективности учебного процесса у студентов способствует соблюдение следующих организационно-педагогических условий:

 использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения;

 организация оперативного контроля знаний и умений студента;

 популяризация здорового образа жизни и спортивных достижений;

 мотивационно-ценностное отношение к занятиям по физической культуре.

Реализация выделенных нами организационно-педагогических условий осуществляется через интерес студентов к информационным технологиям, поисковым системам и социальным сетям. Вопросы использования информационных технологий, поисковых систем и социальных сетей в учебном процессе в вузе широко освещаются в научных работах, посвященных проблеме повышения эффективности учебной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий [3, С. 55-57; 4, С. 56- 63, 5; С. 63-67; 6, С. 9-15]. Основной вывод исследователей – любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий, имеет положительную составляющую. В рамках эмпирической базы нашего исследования было выявлено, что в Казанском государственном энергетическом университете (КГЭУ) уделяется большое внимание к использованию информационных технологий в процессе обучения [7, С. 300-304]. Для реализации обучения с применением информационных технологий в Университете создана и успешно функционирует единая электронная образовательная среда «Электронный университет» которая предоставляет возможность доступа к мультимедийному образовательному контенту. Преподаватели осуществляют электронное обучение студентов, в Электронном университете используя возможности работы online в нескольких системах:

 Электронно-образовательные ресурсы (ЭОР);

 Создание тематических групп в социальных сетях;

 Электронная база бально-рейтинговой системы оценки студента в течение семестра (ЭБ БРС КГЭУ).

Казанский государственный энергетический университет на базе своего Интернет-сайта (http://www.kgeu.ru/) создал портал открытого образования (http://lms.kgeu.ru/). Одно из преимуществ электронно-образовательной работы (ЭОР) в том, что все данные, используемые для создания электронного образовательного курса, хранятся на общевузовском сервере и видимы всем участникам процесса. Разработанные в системе курсы дисциплин, включают в себя различные виды интерактивных заданий, например, форумы, чаты, опросы, тесты, ссылки на веб-страницы и мультимедийные материалы, вложения в виде прикрепленных файлов [8, С. 197-200]. Контрольный компонент по оценке самостоятельной работы студентов в Казанском энергетическом университете дополняется методикой оценивания работы студентов с подключением к электронной базе – бально-рейтинговой системы университета (ЭБ БРС КГЭУ). Электронная база БРС КГЭУ доступна и преподавателям, и студентам через регистрацию в личном кабинете.

Таким образом, применение информационных технологий и социальных сетей в процессе обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, развитие инициативы и самостоятельности обучающегося, предоставляет возможность применять знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.

 

Библиографический список

1. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / под ред. М.В. Ларионовой и Т.А. Мешковой. М.: Изд. дом ГУ Высшая школа экономики, 2007.

2. Количество пользователей интернета в России [Электронный ресурс]. Свободный. Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151.

3. Доронин А. М. Информационные технологии физического воспитания / А.М. Доронин, И.С. Ворошилова, Н.П. Федорова, Д.А. Романов // Современные наукоёмкие технологии. 2010. №4. С. 55-57.

4. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4-5. С. 56-63.

5. Левина Е. Ю. Интернет-пространство как средство формирования поликультурной компетентности молодежи / Е. Ю. Левина, Е. С. Белашова // Казанский педагогический журнал. 2015. № 1 (108). С. 63-67.

6. Самсонова А.В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте / А.В. Самсонова, И.М. Козлов, А.В. Таймазов // Теория и практика физической культуры. 2000. С. 9-15.

7. Сайфутдинова Г.Б. Педагогические условия повышения мотивации студентов вузов к учебной и научно- исследовательской работе посредством ИКТ / Г.Б. Сайфутдинова, О.В. Козелков, Р.Р. Тактамышева, С.С. Усачев // Казанский педагогический журнал. 2015. № 5 (Ч. 2). С. 300-304.

8. Сайфутдинова Г. Б. Педагогические условия формирования у будущих инженеров-энергетиков общекультурных компетенций в процессе изучения дисциплин социогуманитарного направления / Г.Б. Сайфутдинова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016.11 (65). Ч. II. С. 197-200.

 

 

SEPARATE ASPECTS OF INTEGRATION OF INFORMATION AND

COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATION

 

S.A. Livshits, candidate of technical sciences, associate professor

T.M. Nurullin, student

Kazan state power engineering university

(Russia, Kazan)

 

Abstract. The article analyzes the effectiveness of the educational process in higher education institutions through the use of information technologies and social networks. The necessity of modernization of the information-subject environment of students for increasing the effectiveness and competitiveness of the national higher education is argued.

Keywords: motivation and independent work of students, information technologies, social networks.