Тануркова И.Г. Особенности выбора стратегии развития компании // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 284-287.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

 

И.Г. Тануркова, магистрант

Научный руководитель: Г.С. Ферару, д-р экон. наук, профессор

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(Россия, г. Белгород)

 

Аннотация. В статье отражаются основные факторы внешней и внутренней среды, влияющие на процесс выбора стратегии развития компании. Обозначены основные направления стратегического планирования, реализация которых позволит избежать негативные последствия при принятии управленческих решений. Отражены основные принципы стратегического управления, доказывающие необходимость полномасштабного использования технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений на стратегическом уровне. Выявлены возможные проблемы и трудности при выборе и реализации стратегии развития компании.

Ключевые слова: стратегия развития, факторы внешней и внутренней среды, направления стратегического планирования, принципы стратегического управления.

 

 

За последние десятилетия резко возросло значение стратегии, позволяющей компании выживать в борьбе с конкурентами в долгосрочной перспективе. Развитие информационных технологий, постоянные изменения в окружающей среде, ужесточение конкуренции, появление новых возможностей для развития бизнеса, появление новых запросов потребителя, глобализация бизнеса, и другие причины привели к возрастанию значения разработки и реализации стратегии развития компании.

Каждая компания уникальна в своем роде, потому и процесс разработки и реализации стратегии для каждой организации свой, так как обусловлен влиянием различных факторов, представленных на рисунке 1 [1].

 

 

C:\Users\Windows\Desktop\images.png

Рис. 1. Факторы, влияющие на процесс разработки и реализации стратегии

развития компании

 

 

Таким образом, обозначение четкого стратегического направления развития компании позволяет ей функционировать в конкурентной среде, учитывая все внутренние и внешние факторы.

Выбор стратегических ориентиров позволяет максимально реализовать потенциал применяемых в производстве ресурсов, что способствует долгосрочной эффективной деятельности компании [2]. В отличии от тактических и оперативных действий, стратегические решения являются многопрофильными, учитывают долгосрочный период, затрагивают различные стороны функционирования компании для обеспечения реальных конкурентных преимуществ организации в целом [3]. Основные направления стратегического планирования, представленные на рисунке 2, позволяют предприятию выбрать эффективную стратегию развития, обозначить варианты инновационного и инвестиционного развития.

 

 

Рис. 2. Основные направления стратегического планирования

 

 

Таким образом, стратегическое планирование учитывает изменение в конъюнктуре рынка и внутренние возможности компании. Особое значение имеет гибкость принимаемых решений, их адаптивность к различным факторам окружающей среды компании. Вероятность процессов, реализация которых зависит от не контролируемых компанией факторов, достаточно велика. Поэтому правильный выбор стратегии развития имеет огромное значение и во многом зависит от степени реализации основных принципов стратегического управления [4]. Основные принципы стратегического управления представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Основные принципы стратегического управления

Принцип стратегического управления

Содержание

Принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии

Анализ предшествующей деятельности компании, общей ситуации в области ее деятельности и динамики их изменения является неотъемлемым этапом стратегического управления. Требуется прогноз, а также разработка сценариев развития предприятия в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Принцип учета и согласования внешних и внутренних факторов развития организации

Учет влияния только внутренних факторов или только внешних может привести к ошибкам в принятии решений. Поэтому факторы должны быть систематичны, а решения эффективными в силу их особой важности.

Принцип соответствия стратегии и тактики управления организацией

Необходима эффективная стратегия и эффективная тактика – основные характеристики этого принципа. Успешность возможна лишь при условии, что тактика организации соответствует ее стратегии, а формирование стратегии предполагает учет реальных возможностей решения тактических задач.

Принцип приоритетности человеческого фактора

Ни стратегия, ни тактика не будут эффективны, если они не будут восприняты к действию ее работниками, а именно менеджерами, которым делегированы право принятия и реализации управленческих решений на определенном участке деятельности организации.

Принцип определенности стратегии и организации стратегического учета и контроля

Стратегия должна быть четко сформулирована и понималась однозначно для того, чтобы обеспечить четкое понимание работниками организации стоящих перед ними задач.

Принцип соответствия стратегии организации имеющимся ресурсам

Необходимо точно определить и оценить наличие определенных ресурсов, которыми располагает организация для того, чтобы реализовать стратегию. Для достижения поставленных стратегических целей ресурсы должны быть в распоряжении организации и только тогда можно приступать к их реализации.

Принцип соответствия стратегии организации имеющимся технологиям

Разработка и реализация стратегии возможна только если в наличии и распоряжении компании имеются необходимые технологии, с помощью которых можно осуществить стратегические цели.

 

 

Таким образом, сформулированные выше принципы стратегического управления организацией еще раз доказывают необходимость полномасштабного использования технологии выработки, принятия и реализации управленческих решений на стратегическом уровне.

При выборе стратегии развития существуют множество проблем и трудностей, которые необходимо учитывать. Одной из важных проблем является недостаточное количество информации. Не все параметры развития фирмы можно выразить в количественных показателях и рассчитать соответствующим образом, часто ощущается недостаток информации в различных сферах деятельности компании, является проблемой и квалификация персонала, потому что разработка стратегии — это большая исследовательская работа. Также выбор и реализация стратегии для многих компаний является дорогостоящим процессом, который требует дополнительных ресурсов. Высокая динамика современных экономических процессов, цикличный характер развития также создают методологические трудности. Остро ощущается потребность в новых методиках оценки, анализа и моделирования процессов социально-экономического развития.

При выборе стратегии развития огромное значение играют информационные и интеллектуальные ресурсы. Разработка стратегических решений основывается на наличии систематизируемой и анализируемой информации в течение всего времени функционирования и ведения бизнеса. В процессе выбора стратегии необходимо опираться на основные принципы стратегического управления, позволяющие избежать негативные последствия в принятии решений. Таким образом, для выбора стратегии необходимым является изучение деятельности предприятия с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего его повышения эффективности.

 

Библиографический список

1. Зулькарнаева Д.Р. Актуальность разработки стратегии развития предприятия // Успехи современного естествознания. – 2014. – №12-3.

2. Маськов С.А. Особенности выбора стратегии развития предприятия // Новые технологии. – 2015. – №.6.

3. Бубнов Г.Г., Паутова А.В., Золотарев В.И. Стратегическое планирование как важнейшая функция управления // Транспортное дело России. – 2011. – №.7.

4. Хоррин Н.А. Принципы стратегического управления //Элитариум. – 2015. – №.2.

 

FEATURES SELECTION STRATEGY DEVELOPMENT COMPANY

 

I.G. Tanurkova, graduate student

Supervisor: G.S. Ferrara, doctor of economic sciences, professor

Belgorod state national research university

(Russia, Belgorod)

 

Abstract. The article reflects the main factors external and internal environment affecting the process of selecting the company’s development strategy. Outlined the main areas of strategic planning, implementation of which will allow to avoid the negative consequences of management decisions. It reflected the basic principles of strategic management, proving the need for the full use of production technology, the adoption and implementation of management decisions at the strategic level. Identified possible problems and difficulties in the selection and implementation of the company’s development strategy.

Keywords: development strategy, the factors external and internal environment, strategic planning, direction, principles of strategic management.