Золотарева М.В. Особенности развития архитектуры Ленинграда первого послевоенного десятилетия/ М.В. Золотарева, Е.А. Песчанская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 44-47

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЛЕНИНГРАДА ПЕРВОГО

ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

 

М.В. Золотарева, канд. архитектуры, доцент

Е.А. Песчанская, студент

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

Аннотация. Статья посвящена истории советской архитектуры первого послевоенного десятилетия. В статье рассматривается восстановление в послевоенные годы сооружений в историческом центре города, а так же строительство, диктуемое генеральным планом 1948 г. Согласно Плана, после войны началось восстановление старых кварталов города. При этом ставилась задача не только их разуплотнения, но и строительство новых на месте некоторых  утраченных  зданий. Основными районами развития города стали юг, юго-запад, юго-восток и восток. Именно в этих районах начинается строительство новых зданий многоэтажного жилого строительства и сооружений общественного назначения, являющиеся объектами моей статьи.

Ключевые слова: история архитектуры, архитектура Ленинграда, исторический центр, сталинская неоклассика, малоэтажное строительство.

 

 

Первые послевоенные годы развития нашей страны характеризуются подъёмом восстановительных работ. Еще в 1943 г. правительством было дано указание по организации проектных и строительных работ по восстановлению разрушенных городов и сел. А 29 сентября 1943 г. Совнарком СССР принял решение от образовании Комитета по делам архитектуры.

Восстановление разрушенных войной городов – героическая страница советской архитектуры. Перед архитекторами были поставлены задачи, совершенно исключительные по своему масштабу, которые они с успехом выполнили. Первоочередные мероприятия по восполнению причиненного фашистами ущерба были закончены  к 1950 г.

В период блокады Ленинград сильно пострадал от налетов вражеской авиации и пожаров. Город потерял полностью или частично около 5 миллионов квадратных метров жилой площади. Опустошениям подверглись оккупированные территории Ленинградской области. Поэтому сразу же после освобождения от блокады в феврале 1944 г. были определены пути по восстановлению промышленного и городского хозяйства города [1].

Особая  страница истории послевоенного возрождения Ленинграда это работы по реставрации и реконструкции памятников архитектуры, истории и культуры, массовой застройки исторического центра города.

Были проведены реставрационно-восстановительные работы в Зимнем дворце, Эрмитаже, Русском музее, Мариинском, Юсуповском, Таврическом дворцах и других и уникальных памятниках архитектуры.

В 1945 году приступили к  реконструкция Суворовского проспекта и района Смольного, Финляндского, Варшавского и Балтийского вокзалов, Сенной площади.

При восстановлении отдельных разрушенных зданий в основу был положен следующий принцип: если здание представляло собою архитектурно-художественную ценность, то разрабатывался проект реставрации внешнего облика, фасадов этого здания. Например, такие здания, как жилой дом на Мойке №1, дом Лаваля, дом №30 по Невскому и т.п., восстанавливаются в прежнем виде до их разращения. При этом зачастую внутренняя планировка проектировалась с учетом современных требований. Архитектура таких восстанавливаемых зданий, как дома на улице Пестеля №11, на улице Гоголя №4, на Невском проспекте №68, на Фонтанке №127 и ряд других предполагала некоторые достройки самого здания и элементы нового строительства, которые бы улучшали внешний вид [2].

Так же были проведены работы в Ленинградской области: проекты восстановления городов Пушкина, Павловска и Петродворца, реставрации дворцово-парковых ансамблей. Так один из пунктов постановления Правительства о восстановлении Ленинграда гласил: «Предрешить восстановление городов Пушкина и Петродворца как мест массового отдыха трудящихся Ленинграда».

Ленинградские зодчие должны были не только воссоздать в прежнем блеске разрушенные гениальные творения Захарова, Росси, Воронихина, Растрелли, Старова и других замечательных представителей нашей архитектуры, но и  создать более сильные архитектурные образы, достойно отражающие небывалые в истории человечества героические события.

В первые послевоенные годы в условиях острой нехватки жилья, строительных материалов, рабочей силы, в условиях неокрепших строительных организаций широкое распространение получила малоэтажная застройка, обеспечивающая быстрый ввод в эксплуатацию жилых площадей при относительно небольших затратах, отвечающая реальным возможностям маломощных застройщиков [3].

В архитектурном решении застройки малоэтажных кварталов был принят комплексный подход их пространственной организации. Квартальная застройка объединялась определенным замыслом, превращаясь в ансамбль. Одним из главных принципов, положенных в основу архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения микрорайонов, был принцип живописной планировки и объемной композиции, базирующийся на сочетании двух- и трехэтажной жилой застройки со зданиями микрорайонного обслуживания (школы, детские сады, ясли и т.п.), элементами благоустройства и озеленения. Была твердая уверенность,  что путем умелого сочетания очень простых, архитектурно предельно лаконичных домов, можно было получить достаточно выразительные комплексы, которые в сочетании с зеленью придали бы специфические черты для массового жилья.

При этом, для создания большей архитектурной выразительности улиц и внутренних пространств, широко применялся прием отступа от красных линий кварталов, архитектурная обработка разрывов между домами путем устройства соединительных переходов, решеток, ограждений и т.п. [4].

Для районов малоэтажного строительства были определены крайние районы города. Это район Новой Деревни, приморский проспект, проспект Энгельса, район Щемиловки, Московской улицы и некоторые другие.

Но малоэтажная застройка лишь в небольшой степени могли решить проблему жилья в разрушенном городе.

В 1948 году был утвержден новый Генеральный план восстановления и развития Ленинграда, разработанный под руководством Н.В. Баранова и А.И. Наумова. В нём была развита идея концентрического радиально-лучевого развития по всем направлениям с сохранением исторического центра города. Предусматривалось развитие морского фасада Ленинграда от Стрельны до Автово и далее на север, большое значение уделялось развитию парковых территорий. Генеральный план также включал мероприятия восстановлению и   развитию архитектурных ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца.

Предусматривалось проведение капитальных работ в области гидротехники, транспорта, инженерных коммуникаций, благоустройства. Именно эти мероприятия создали базу для развития многоэтажного строительства.

Жилищное строительство в стране приобретало все больший размах. В Ленинграде в 1950 году по Плану должно было быть введено в срой 320 тысяч кв. м жилой площади. Такие темпы требовали применения новых эффективных методов возведения жилых зданий, дальнейшей индустриализации, повышения качества и снижения стоимости строительных работ.

К началу 1950-х годов в Ленинграде начали возводить 5-6-этажные каменные дома. Часть из них была довольно комфортной, с лифтами, мусоропроводами, горячей водоснабжением. В середине 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству.

Новые задачи потребовали новой организации проектного дела. Районы нового строительства были распределены между архитектурно-проектными мастерскими. Так архитектурная мастерская под руководством А.Каменского работала над застройкой Кировского района и Автова, мастерская под руководством С.Сперанского проектировала здания на Московском проспект, архитектурные мастерские под руководством А. Баретчева и Н. Баранова разрабатывали проекты для Большой Охты и Приморского проспекта.

Благодаря такому распределению районов были созданы новые городские ансамбли, которые не только не вступали в противоречие с принципами объемно-пространственной организации исторического центра города, но и развили сложившуюся концепцию его градостроительного развития. В результате работы талантливых зодчих в первое послевоенное десятилетие появились архитектурные ансамбли: Московского проспекта, Заневской площади, Площади Ленина, Малоохтинского проспекта, проспекта Стачек, и некоторые другие [3].

Не смотря на то, что перед советскими архитекторами были выдвинуты  большие и сложные задачи, они смогли не только сделать большой шаг в области создания зданий нового типа, но и сохранить архитектурное наследие Ленинграда.

Особенность и значимость послевоенного периода определяется тем, что параллельно разворачивались два процесса воссоздания архитектуры года Ленинграда, невольно влияющих друг на друга. Один – восстановление разрушенного войной исторического наследия. Другой – реконструкция  незавершенных частей города с созданием новых ансамблей, продолжающих градостроительные традиции города и интерпретирующих выразительный язык его архитектуры. Именно благодаря данному воссозданию,  город получил уместные приращения, усиливающие его целостность и художественное единство.

Результат работы ленинградских зодчих считается уникальным и полностью подтверждает слова выдающегося главного архитектора Ленинграда послевоенного периода Н.В. Баранова. Он писал: «Мы ответственны не только перед современниками, но и перед будущими поколениями ленинградцев за возрождение архитектурно-художественной и строительной культуры города, за развитие его градостроительных традиций и отражение в облике новых ансамблей, улиц, набережных, площадей, садов и парков эпопеи героической обороны Ленинграда и великой Сталинской эпохи» [5].

 

Библиографический список

1. Баранов Н.В. О плане восстановления Ленинграда // Архитектура и строительство Ленинграда. – 1945. №1. – С. 3-9.

2. Любош А.А. Малоэтажные дома // Архитектура и строительство Ленинграда. – 1949. №1 (10). – С. 1-9.

3. Райлян В.Ф. Проекты малоэтажных жилых домов для Ленинграда // Архитектура и строительство Ленинграда. – 1946. ноябрь С. 25-32.

4. Гинцберг А.С. Проектирование и строительство жилых зданий на основе типовых секций / А.С. Гинцберг, А.А. Любош // Архитектура и строительство Ленинграда. – 1950. — №1(12) – с. 13-23.

5. Рубанчик Я.О. Мы отстояли тебя, Ленинград, мы тебя и восстановим //Архитектура и строительство Ленинграда. – 1945. №1. – С. 16-22.


FEATURES OF DEVELOPMENT OF ARCHITECTURE OF LENINGRAD

OF THE FIRST POST-WAR DECADE

 

M.B. Zolotareva, candidate of architecture

E.A. Peschanskaya, student

Saint Petersburg state university of architecture and civil engineering

(Russia, St. Petersburg)

 

Abstract. The article is devoted to the history of Soviet architecture of the first postwar decades. The article deals with the recovery in the postwar years, buildings in the historic centre of the city, and construction dictated by the General plan of 1948 According to the Plan, after the war began the restoration of the old quarters of the city. When their task was not only their decompression, but the new construction on the site of some of the lost buildings. The main areas of development of the city were the South, southwest, Southeast, and East. It is in these areas begins construction of new buildings multi-storey residential building and facilities for public use, which are the objects of my article.

Keywords: history of architecture, architecture of Leningrad, historical center, Stalin’s neoclassicism, low-rise building.