Павловская Ю.В. Особенности процесса формирования иноязычной коммуникации в ролевой игре // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 130-132.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОЛЕВОЙ ИГРЕ

 

Ю.В. Павловская, ст. преподаватель

Магнитогорский многопрофильный колледж

(Россия, г. Магнитогорск)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о применении игровых методов в обучении иностранным языкам в СУЗе. Рассматриваются этапы проведения ролевой игры, уточняется эффективность применения данного метода в подготовке к иноязычной коммуникации в процессе обучения иностранным языкам в СУЗе. В результате анализа научной литературы было установлено, что ролевая игра направлена на подготовку студентов к решению коммуникативных задач в реальных повседневных жизненных ситуациях и может применяться на любом этапе обучения иностранному языку. В настоящее время проведение учебного занятия с элементами ролевой игры становится очень популярным.

Ключевые слова: игровые методы обучения, ролевая игра, коммуникативная компетенция, мотивация, коммуникация, обучение иностранным языкам.

 

 

Использование ролевой игры в процессе изучения иностранных языков становится все более популярным, и широта ее применения вполне объяснима, так как в основе этого метода лежит процесс формирования иноязычной коммуникации на базе реальной деятельности. При обучении иностранным языкам, перед нами лежит следующая задача — подготовить обучающихся к иноязычной коммуникации, как в повседневных, так и в профессионально-ориентированных ситуациях, следовательно «общение является и целью и средством обучения» иностранному языку [1]. Это происходит успешно при создании определенных условий физического и социального плана, к которым относятся:

 условия, формирующие мотивационную базу для коммуникации;

 условия, создающие благоприятную коммуникативную обстановку и установку на общение;

 условия, позволяющие обеспечить участников предметным содержанием коммуникации.

Коммуникативная компетенция лежит в основе иноязычной коммуникации. Лингвистическая компетенция включает в себя как владение системой изучаемого иностранного языка и правилами оперирования этой системой, так и владение ряда факторов нелингвистического характера. Нелингвистическая компетентность включает в себя знание и учет психологических, социальных и культурных факторов, связанных с социальной принадлежностью индивида, и той ситуацией, в которой происходит акт иноязычной коммуникации.

Процесс формирования иноязычной коммуникации невозможен без мотивации, поддерживающей эту деятельность. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность двух видов:

 общая коммуникативная мотивация (ее уровень зависит не от организации учебного процесса, а от природной разговорчивости или неразговорчивости людей);

 ситуативная мотивация (ее уровень определяется в решающей степени тем, как мы обучаем, какие приемы применяем и т.д.).

Мотивация – чрезвычайно важный фактор успешного участия в общении и установлении речевого партнерства.

В основе ролевых игр должна быть полезная информация, отражающая те или иные социальные явления и процессы. Ролевая игра представляет собой различные виды ролевой деятельности: чтение по ролям, инсценировки и сама ролевая игра. В ходе ролевой игры происходит формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативные качества, умения и способности студентов составляют коммуникативную компетентность, лежащую в основе иноязычной коммуникации наряду с иноязычной компетентностью. Под коммуникативными умениями подразумевают умение разбираться в людях и верно их оценивать, умение адекватно и эмоционально откликаться на поведение и состояние других людей, умение выбирать по отношению к каждому из партнеров такой способ общения, который наилучшим образом учитывал бы их индивидуальные особенности [2].

Ролевая игра активизирует речевую деятельность участников, так как «погружает» в ситуации, где необходимость что-то сказать, спросить, доказать, обсудить просто неизбежна. В процессе ролевой игры внимание постоянно сфокусировано на развитие речевых знаний, умений и навыков, причем это касается не только говорящего, но и слушающего, так как ему необходимо реагировать на реплики собеседника.

Играя в ролевые игры, студенты отрабатывают навыки коммуникации в воображаемых ситуациях, что подготавливает студентов к общению в реальных, действительных ситуациях, встречающихся в повседневной жизни. Использование ролевых игр на занятиях позволяет имитировать ситуации, которые могут возникнуть в их предстоящей профессиональной деятельности. Так, например, в процессе изучения английского языка, студентам предлагаются следующие ролевые игры «Hello, how are you?», « I Havent seen you in ages!», «At the party», «What kind of person are you?», «Hobbies and pastimes», «Meeting a foreign friend» и т.д. Использование ролевых игр помогает студентам уменьшить языковой барьер, автоматизировать навыки применения разговорных клише, обогатить словарный запас, учиться реагировать на реплики собеседника, формировать навыки спонтанной речи [3].

Следовательно, в систему коммуникативной компетенции входят знания, умения и навыки, необходимые для организации и контроля за процессами межличностной коммуникации, умение активно слушать, умение аргументировать, умение прогнозировать поведение партнера, овладение правилами приличия и этикета и т.д. Иными словами, в процессе иноязычной коммуникации значительное место отводится социальному контексту.

Формирование иноязычной коммуникации происходит успешно при формировании всех ее компонентов в ходе ролевой игры, являющейся моделью общения и сохраняющей лингвистические и нелингвистические особенности этого процесса. Эффективности этого процесса способствуют знания интересов участников коммуникации, культурных ценностей, норм, а также особенностей человеческого восприятия и мышления.

Специфика обучения иностранному языку требует, чтобы преподаватель не только владел профессиональными знаниями о системе языка, основных лингвистических категориях, знал культуру страны изучаемого языка, ее историю и современные проблемы развития, а так же знал и понимал жизнь и проблемы своих студентов, психологию их личности, причем каждого конкретного возраста, с которым он работает, и в процессе обучения межличностному и межкультурному иноязычному общению был нацелен на то, чтобы с помощью своего учебного предмета способствовать восприятию личности студента. Преподаватель не только организует общение на уроке, но и создает благоприятный психологический климат, способствующий развитию и раскрытию индивидуальных способностей каждого студента. Эффективная работа на уроках иностранного языка в парах, в группах требует также от педагога понимания психологии коллектива конкретного возраста, знаний того, как необходимо объединять студентов в группы или пары посредством значимой для всех проблемы, как организовать их деятельность в общении, координировать свои действия и действия каждого студента. Работающего в группе или паре, создавая условия для взаимодействия студентов. Развивая отношения партнерства, взаимопомощи [4].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что современный преподаватель иностранных языков должен владеть не только наукой, как обучать студента, но и уметь его воспитывать, общаться с ним, организовывать и управлять его иноязычным общением с другими студентами группы, использовать в частности игровые формы для расширения спектра проигрываемых социальных ролей, создавая коммуникативные ситуации в реальных сферах официальных и неофициальных отношений.

 

Библиографический список

1. Полесюк, Р.С. Об эффективности использования игры при обучении иностранному языку / Р.С. Полесюк // Вестник кемеровского государственного университета. – 2012. – №4. – С. 275-278.

2. Артемов, В.А., Зимняя, И.А. Психология обучения иностранных языков / В.А. Артемов, И.А. Зимняя. – М.: ИБП-БИНФА, 2005. – 236 с.

3. Демидова, Г.С. Ролевая игра на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / Г.С. Демидова // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/library/2012/02/12/rolevayaigranaurokakhinostrannogoyazyka

4. Ковалева, М.И. Ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникации при обучении иностранному языку в неязыковом ВУЗе / М.И. Ковалева // ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ. – 2014. – Т.6. – №2. – С. 5458.

 

 

FEATURES PROCESSING FORMATION OF FOREIGN COMMUNICATION IN THE ROLE-PLAYING GAME

 

Y.V. Pavlovskaya, senior lecturer

Magnitogorsk versatile college

(Russia, Magnitogorsk)

 

Abstract. In this paper we discuss the use of play methods in teaching foreign languages in Professional Secondary School. We discuss the stages of the role-playing game, clarify the effectiveness of the method in preparation for foreign language communication in the process of learning a foreign language in Professional Secondary School. The analysis of scientific literature helps determine that the role-playing game is aimed at preparing students to solve communication problems in everyday real life situations and can be used at any stage of learning a foreign language. Nowadays the conducting of studying with elements of the role-playing games is becoming very popular.

Keywords: play methods in teaching foreign languages, role-playing game, communicative competence, motivation, communication, foreign language learning.