Шамхалов Х.Ш. Особенности правового положения центрального банка РФ как мегарегулятора финансового рынка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 193-195

Особенности правового положения Центрального Банка РФ как мегарегулятора финансового рынка

 

Х.Ш. Шамхалов, магистрант

Саратовская государственная юридическая академия

(Россия, г. Саратов)

 

Аннотация. Актуальность выбранной темы исследования связана с неоднозначностью статуса Центрального банка РФ (Банка России). В статье рассматриваются особенности сферы регулирования Центрального банка РФ, которая была расширена в связи с его преобразованием в мегарегулятор финансового рынка. Автор приходит к выводам, что в связи с проведением данной реформы цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ значительно расширились, а также усилилась его позиция как государственного органа.

Ключевые слова: Центральный банк РФ, Банк России, мегарегулятор, мегарегулятор финансового рынка, статус Центрального банка РФ (Банка России), правовое положение Центрального банка РФ (Банка России).

 

 

Исторически появление центрального банка обусловлено потребностями государства, он соединяет в себе рыночное и нерыночное (политическое) начала.

Роли Центрального банка в государственном механизме посвящены десятки трудов зарубежных и отечественных ученых. Химичевой Н.И. подчеркнуто, что роль центрального банка в финансовой деятельности государства является актуальной проблемой науки финансового права [1].

Появление центральных банков на фоне кредитных организаций означает скачек в развитии банковского дела, однако, несмотря на его значение для общества и государства, в Российской Федерации открытым остается вопрос о его статусе: является ли он юридическим лицом, как указывает Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» (с изм. от 01.05.2017 №92-ФЗ) [2] или же его следует считать органом государственной власти.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 14 декабря 2000 г.268-О «полномочия Центрального банка РФ по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения» [3]. Основываясь на данной позиции Конституционного Суда РФ, следует выделить следующие положения:

 Банк России не относится ни к одной из ветвей государственной власти;

 по своей правовой природе он осуществляет особые функции государственной власти;

 свои функции Банк России осуществляет в пределах, определенных Конституцией РФ, а также ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Реализация таких функций предполагает применение мер государственного принуждения;

 другие органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление функций Банком России.

Пастушенко Е.Н. утверждает, что «анализ правового статуса Центрального банка РФ позволяет говорить, что он является независимым органом государственной власти, который не входит ни в одну из существующих ветвей власти» [4]. Учеными действительно указывается на возможность существования такого рода государственных органов, не отнесенных законодателем ни к органам законодательной власти, ни к органам исполнительной власти, ни к судебным органам [5].

Обозначенная тема приобретает все большую значимость, требует дальнейшего исследования и определения основных направлений для совершенствования особенно после вступления в силу 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 23 июля 2013 г. №251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» (с изм. от 03.07.2016 №361-ФЗ) [6], которым было ознаменовано создание на базе Центрального банка РФ мегарегулятора финансового рынка.

Так, Бочаровой Н.Н. указано, что в связи с передачей ему функций, характеризующихся управленческим характером, усилилась его позиция как государственного органа [7]. В связи с созданием мегарегулятора дополнительно к своим традиционным функциям по осуществлению денежно-кредитной политики, политики по обеспечению устойчивости развития банковской системы и платежной системы Банк России стал выполнять роль органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор за субъектами финансовых рынков.

То есть в связи с преобразованием Банка России в мегарегулятор финансового рынка страны цели его деятельности, функции и полномочия претерпели существенные изменения:

 во-первых, Банк России, хотя и сохранил все свои прежние функции и полномочия, но при этом в формулировку некоторых из них были внесены изменения и дополнения, уточняющие и расширяющие содержание этих функций и полномочий;

 во-вторых, Банк России унаследовал все основные полномочия упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам России, в связи с чем, его полномочия качественно расширились;

 в-третьих, Банк России в новом статусе получил функции, которых не было ни у него, ни у Федеральной службы по финансовым рынкам России.

Итак, следует констатировать, что особенности правового положения Центрального банка РФ в современных условиях заключаются в следующем: не являясь государственным органом, он обладает государственно-властными полномочиями. В связи с преобразованием Центрального банка РФ (Банка России) в мегарегулятор финансового рынка расширилась сфера его регулирования и усилилась позиция как государственного органа.

 

Библиографический список

1. Финансовое право: Учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 122-125 (автор главы – Н.И. Химичева).

2. СЗ РФ. 2002. №28. Ст. 2790; 2017. №8. Ст. 2669.

3. Определение Конституционного суда РФ от 14.12.2000 № 268-О // СПС «Консультант Плюс».

4. Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка РФ: финансово-правовые аспекты теории: дис. … докт. юридаук. Саратов, 2006. С. 86.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1995. С. 299.

6. СЗ РФ. 2013. №30 (Часть 1). Ст. 4084; 2016. №27 (Часть II). Ст. 4294.

7. Бочарова Н.Н. Новеллы административно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации в условиях административной реформы // Административное и муниципальное право. 2013. №11. С. 1036-1038.

FEATURES OF THE LEGAL STATUS OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIAN

FEDERATION AS MEGA-REGULATOR OF THE FINANCIAL MARKET

 

H.Sh. Shamkhalov, graduate student

Saratov state legal academy

(Russia, Saratov)

 

Abstract. The relevance of the chosen subject of a research is connected with ambiguity of the status of the Central Bank of Russian Federation (Bank of Russia). In article features of the sphere of regulation of the Central Bank of Russian Federation which was expanded in connection with its transformation to mega-regulator of the financial market are considered. The author comes to conclusions that in connection with carrying out this reform of the purpose of activity, functions and powers of the Central Bank of Russian Federation considerably extended and also its position as public authority amplified.

Keywords: Central Bank of Russian Federation, Bank of Russia, mega-regulator, mega-regulator of the financial market, status of the Central Bank of Russian Federation (Bank of Russia), legal status of the Central Bank of Russian Federation (Bank of Russia).