Старых С.А. Особенности осуществления таможенного дела в рамках Евразийского Экономического Союза / С.А. Старых, А.Р. Шатунова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 46-48.

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

С.А. Старых, аспирант

А.Р. Шатунова, студент

Юго-Западный государственный университет

(Россия, г. Курск)

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления таможенного дела в рамках функционирования Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможенное дело, таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирование.

 

 

Евразийский экономический союзАЭС) начал действовать с 1 января 2015 года, став правопреемником Таможенного союза. Основой функционирования ЕАЭС является договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года в Астане. В настоящее время в Союз входят пять государств: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения.

Таможенное законодательство является правовой базой таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕАЭС.

Для государств – участников евразийской интеграции характерен высокий уровень комплементарности хозяйственных комплексов и транспортной инфраструктуры. Транспортные коридоры государств Содружества сформированы на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являются основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. При этом все страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей. Договор о ЕАЭС на таможенной территории Союза предусматривает применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС, который устанавливает единые ставки ввозных таможенных пошлин.

В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:

1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;

3) комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую составляющие.

Применение ставок ввозных таможенных пошлин зависит от страны происхождения товаров.

В Евразийском экономическом союзе применяется единая система тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и (или) наименее развитых стран.

Установление ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к уровню национального законодательства государств – членов Евразийского экономического союза. Порядок исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза, а в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза – национальным законодательством государств – членов Евразийского экономического союза.

В Таможенный кодекс ЕАЭС внесен ряд новшеств, которых не было в регламенте Таможенного союза, в частности о взаимном признании уполномоченных экономических операторов.

В проекте ТК ЕАЭС нашли отражение новые подходы, которые окажут значительное влияние на развитие таможенного администрирования. Среди них: возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в случаях, когда такие документы могут быть получены из информационных систем выдавших их государственных органов, и сокращение сроков принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации таможенной декларации с двух часов до одного часа.

Экономики стран-участниц ЕАЭС дополняют друг друга, а многочисленные кооперационные связи образовывают целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом, что позволяет в рамках евразийской интеграции избежать конкуренции хозяйственных комплексов и обеспечить таможенно-тарифную и нетарифную  защиту единого промышленного комплекса ЕАЭС. Данный аспект обеспечивает возможность нахождения консенсуса по широкому спектру вопросов экономического регулирования, политики взаимодействия с третьими странами. При этом Россия как крупнейшее государство ЕАЭС обеспечивает достаточную разность экономических потенциалов интеграционного объединения, связанную с привлекательностью российского рынка для членов ЕАЭС, а также с их стремлением получить доступ к российскому рынку, инвестициям и технологиям.

По оценкам Российской академии наук, общий рост совокупного ВВП стран Евразийского экономического союза к 2030 г. превысит 2,5%, суммарный эффект от интеграционных связей для России оценивается более чем в 630 млрд долл. При этом расчеты, проведенные на базе вычислительной модели общего равновесия, свидетельствуют о крайне незначительной выгоде от участия России в альтернативных глобальных интеграционных проектах (таблица 1).

 

 

Таблица 1. Экономический потенциал участия России в глобальных зонах свободной торговли (в % к ВВП)

Последствия

образования зоны

свободной торговли

Со странами ЕАЭС

Без стран ЕАЭС

Краткосрочная

перспектива

Долгосрочная

перспектива

Краткосрочная

перспектива

Долгосрочная

перспектива

При участии во Всеобъемлющем

Региональном экономическом

партнерстве

0,49

1,24

-0,01

0,05

При участии в Транстихоокеанском партнерстве

0,17

0,41

0

-0,01

При участии вТрансатлантическом

партнерстве

0,81

1,98

0

0,01

 

 

Таким образом, можно выделить следующие важные аспекты, которые отличают Таможенный кодекс ЕАЭС:

 приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных случаях;

 разработка модернизированного Таможенного кодекса, заменяющего собой 20 международных соглашений в таможенной сфере;

 создание национальных систем «единого окна»;

 расширение наднационального регулирования таможенных правоотношений.

 

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс]:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.

2. Официальный сайт Евразийском экономической комиссии. [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/.

ECULIARITIES OF CUSTOMS IN THE U-RAZIYSKOGO ECONOMIC UNION

 

S.A. Starich, postgraduate

R.A. Shatunova, student

South-West state university

(Russia, Kursk)

 

Abstract. The article discusses the features of implementation of customs Affairs in the framework of the Eurasian economic Union.

Keywords: customs, customs regulations, customs and tariff regulation