Старых С.А. Особенности осуществления таможенного дела в рамках Евразийского Экономического Союза / С.А. Старых, А.Р. Шатунова // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 1. №1. – С. 46-48.
ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
С.А. Старых, аспирант
А.Р. Шатунова, студент
Юго-Западный государственный университет
(Россия, г. Курск)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности осуществления таможенного дела в рамках функционирования Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: таможенное дело, таможенное регулирование, таможенно-тарифное регулирование.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начал действовать с 1 января 2015 года, став правопреемником Таможенного союза. Основой функционирования ЕАЭС является договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года в Астане. В настоящее время в Союз входят пять государств: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения.
Таможенное законодательство является правовой базой таможенного регулирования в Таможенном союзе ЕАЭС.
Для государств – участников евразийской интеграции характерен высокий уровень комплементарности хозяйственных комплексов и транспортной инфраструктуры. Транспортные коридоры государств Содружества сформированы на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являются основными межгосударственными транспортными артериями в настоящее время. При этом все страны СНГ заинтересованы в их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей. Договор о ЕАЭС на таможенной территории Союза предусматривает применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС, который устанавливает единые ставки ввозных таможенных пошлин.
В Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
1) адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров;
3) комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую составляющие.
Применение ставок ввозных таможенных пошлин зависит от страны происхождения товаров.
В Евразийском экономическом союзе применяется единая система тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и (или) наименее развитых стран.
Установление ставок вывозных таможенных пошлин отнесено к уровню национального законодательства государств – членов Евразийского экономического союза. Порядок исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза, а в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза – национальным законодательством государств – членов Евразийского экономического союза.
В Таможенный кодекс ЕАЭС внесен ряд новшеств, которых не было в регламенте Таможенного союза, в частности о взаимном признании уполномоченных экономических операторов.
В проекте ТК ЕАЭС нашли отражение новые подходы, которые окажут значительное влияние на развитие таможенного администрирования. Среди них: возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в случаях, когда такие документы могут быть получены из информационных систем выдавших их государственных органов, и сокращение сроков принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации таможенной декларации с двух часов до одного часа.
Экономики стран-участниц ЕАЭС дополняют друг друга, а многочисленные кооперационные связи образовывают целостные воспроизводственные контуры с полным производственным циклом, что позволяет в рамках евразийской интеграции избежать конкуренции хозяйственных комплексов и обеспечить таможенно-тарифную и нетарифную защиту единого промышленного комплекса ЕАЭС. Данный аспект обеспечивает возможность нахождения консенсуса по широкому спектру вопросов экономического регулирования, политики взаимодействия с третьими странами. При этом Россия как крупнейшее государство ЕАЭС обеспечивает достаточную разность экономических потенциалов интеграционного объединения, связанную с привлекательностью российского рынка для членов ЕАЭС, а также с их стремлением получить доступ к российскому рынку, инвестициям и технологиям.
По оценкам Российской академии наук, общий рост совокупного ВВП стран Евразийского экономического союза к 2030 г. превысит 2,5%, суммарный эффект от интеграционных связей для России оценивается более чем в 630 млрд долл. При этом расчеты, проведенные на базе вычислительной модели общего равновесия, свидетельствуют о крайне незначительной выгоде от участия России в альтернативных глобальных интеграционных проектах (таблица 1).
Таблица 1. Экономический потенциал участия России в глобальных зонах свободной торговли (в % к ВВП)
Последствия образования зоны свободной торговли |
Со странами ЕАЭС |
Без стран ЕАЭС |
||
Краткосрочная перспектива |
Долгосрочная перспектива |
Краткосрочная перспектива |
Долгосрочная перспектива |
|
При участии во Всеобъемлющем Региональном экономическом партнерстве |
0,49 |
1,24 |
-0,01 |
0,05 |
При участии в Транстихоокеанском партнерстве |
0,17 |
0,41 |
0 |
-0,01 |
При участии вТрансатлантическом партнерстве |
0,81 |
1,98 |
0 |
0,01 |
Таким образом, можно выделить следующие важные аспекты, которые отличают Таможенный кодекс ЕАЭС:
– приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного только в исключительных случаях;
– разработка модернизированного Таможенного кодекса, заменяющего собой 20 международных соглашений в таможенной сфере;
– создание национальных систем «единого окна»;
– расширение наднационального регулирования таможенных правоотношений.
Библиографический список
1. Договор о Евразийском экономическом союзе. [Электронный ресурс]:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
2. Официальный сайт Евразийском экономической комиссии. [Электронный ресурс]: http://www.eurasiancommission.org/.
ECULIARITIES OF CUSTOMS IN THE U-RAZIYSKOGO ECONOMIC UNION
S.A. Starich, postgraduate
R.A. Shatunova, student
South-West state university
(Russia, Kursk)
Abstract. The article discusses the features of implementation of customs Affairs in the framework of the Eurasian economic Union.
Keywords: customs, customs regulations, customs and tariff regulation