Кожанова Д.К Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми с ДЦП // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №3. — С. 33-36.

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С ДЦП

Д.К. Кожанова, магистрант

Челябинский государственный педагогический университет

(Россия, г. Челябинск)

 

Аннотация. В статье раскрываются вопросы о коррекционно-логопедической работе с детьми с ДЦП, понятие о дизартрических нарушениях.

Ключевые слова: дизартрия, коррекционно-логопедическая работа, детский церебральный паралич.

 

 

Дизартрия является одним из тяжелых речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике. Дизартриянарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного) [4, с. 152]. Среди наиболее распространенных дизартрических расстройств очень часто в логопедической практике встречается стертая дизартрия. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей имеют стёртую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др. Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:

­ развитие сенсорных функций;

 уточнение пространственных представлений;

 формирование конструктивного праксиса;

 развитие высших корковых функций;

 формирование тонких дифференцированных движений рук;

 формирование познавательной деятельности;

 психологическую подготовку ребенка к обучению в школе [1, с. 14].

Логопедическая работа осуществляется следующим образом: на фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми детьми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивидуальных занятиях осуществляют коррекцию произносительной стороны речи и просодики, т. е. устранение симптомов стертой дизартрии. При коррекции стертой дизартрии основная форма логопедической работыиндивидуальная. Основными методами логопедического воздействия являются: дифференцированный логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, начальные этапы голосовой и дыхательной гимнастики. Так же логопедическая работа предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Вопрос организации логопедической помощи детям со стертой дизартрией остается весьма актуальным, учитывая распространенность этого дефекта. Опираясь на опыт многих логопедовпрактиков можно с уверенностью утверждать, что коррекция дизартрических расстройств будет мало эффективна без применения массажных комплексов. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень важное значение в формировании как импрессивной, так и экспрессивной речи. В результате массажа усиливается мозговое кровообращение и метаболизм, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т. д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме. В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный. Логопедический массажэто метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц, поэтому пренебрегать данным методом не следует [5, c. 6]. Массажодин из методов физического и энергетического воздействия на тело человекаможет успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей. Установить точно, где и когда начали осознанно применять массаж, невозможно. До нас дошло множество источников (наскальные рисунки, письмена и пр.), достоверно доказывающих, что он возник на заре человечества и использовался практически во всех уголках Земли. Люди, зачастую не имея других средств врачевания, прибегали к единственному, которое было доступно,рукам. О том, что массаж был знаком первобытным людям, говорят сведения о его применении народами, обитавшими на островах Тихого океана. В древнеиндийских медицинских трактатах«Аюр-Веды»подробно описаны приемы массажа. В основном, в те времена, им занимались священнослужители. Умение исцелять с помощью рук вызывало у людей восхищение и суеверный страх. Описано применение массажа индусами во времена вступления в их страну Александра Македонского (327 до н. э.). Так лечили страдающих от укусов змей воинов [3, c. 6] С XIX века, особенно во второй его половине, медики пытались дать научное обоснование массажу. В России в конце XIX века ведущие врачи-клиницисты принимали активное участие в научных разработках методики массажа, широко внедряя его в лечебную практику. Неоценимый вклад в развитие европейского массажа внесли И.В. Заблудовский, М.К. Барсов, В.В. Гамолицкий, Е.Н. Залесова, Н.И. Рачинский, В.К. Крамаренко, К.Г. Соловьев, И.П. Каллистов, А.В. Янченко, И.М. Саркизов-Серазини. Самая большая заслуга в развитии теории и практики массажа в России до революции принадлежит русскому ученому, приват-доценту Военно-медицинской академии в Петербурге И.В. Заблудовскому. Он создал стройную научно обоснованную систему, ставшую основой современного лечебного, спортивного и гигиенического массажа, в связи, с чем его по праву называют отцом современного массажа [3, с. 9]. Особенно большой интерес к массажу в России возник несколько десятилетий назад. Углубленное теоретическое и клиническое его изучение провели И.Н. Асадчих, А.В. Сироткина, Г.Р. Ткачева, В.И. Дубровский и др. Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности. Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

1. Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

2. Устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;

3. Стимуляция положительных кинестезий;

4. Улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

5. Увеличение силы мышечных сокращений;

6. Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Е.Ф. Архипова предлагает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых предлагаются упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики:

I. Комплекс упражнений логопедического массажа при ригидном синдроме (высокий тонус).

II. комплекс упражнений логопедического массажа при спастико-атактико-гиперкинетическом синдроме (на фоне высокого тонуса проявляются гиперкинезы, дистония, атаксия).

III. комплекс упражнений логопедического массажа при паретическом синдроме (низкий тонус) [2, с. 4].

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата. Осуществляется при помощи специальных приемов, выполняемых рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В. Новиковой) [1, с. 4]. Все вышеозначенные группы мышц представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке. Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена, и до сегодняшнего дня не утратил своей ценности. Секрет долголетия массажа в простоте, доступности и результативности [3, с. 12].

 

Библиографический список

1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. М.: ACT: Астрель, 2008. 254 с.

2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М.: «Астрель», 2008 г.

3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 4. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

5. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М.: Айрис-пресс, 2010. (Популярная логопедия).

6. http://festival.1september.ru/articles/618638/ [режим доступа 07.06.2014].

7. http://www.pandia.ru/text/77/305/25349.php [режим доступа 07.06.2014]

FEATURES OF CORRECTIONAL-LOGOPEDIC WORK WITH CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY DETSKII

 

D.K. Kozhanov, graduate student

Chelyabinsk state pedagogical university

(Russia, Chelyabinsk)

 

Abstract. The article reveals questions about the correctional-logopedic work with children with cerebral palsy, the concept of disertacija violations.

Keywords: dysarthria, correctional and logopedic work, cerebral palsy.