Курченков, А. А. Особенности и двигательные качества студентов различных спортивных специализаций / А. А. Курченков. и др. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 65-68.

ОСОБЕННОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

 

А.А. Курченков, доцент

М.Н. Уткин, старший преподаватель

С.В. Недомолкина, старший преподаватель

А.А. Новиков, старший преподаватель

Воронежский государственный университет инженерных технологий

(Россия, г. Воронеж)

 

Аннотация. Изложены особенности морфофункциональных и двигательных качеств студентов различных спортивных специализаций высших учебных заведений. Полученные результаты оценки состояния функциональной подготовленности способствовали формированию экспериментальных групп с высокими показателями скоростно-силовых качеств, выносливости и сложнокоординационных способностей.

Ключевые слова: спортивная специализация, морфофункциональные особенности, физическая подготовленность.

 

 

Реформа высшей школы предъявляет повышенные требования к формированию современного уровня подготовки специалистов физической культуры и прежде всего к содержанию учебного процесса в системе высшего образования к идеям Болонского соглашения [1, С. 65]. Важным звеном в профессиональной подготовке квалифицированных педагогических кадров является совершенствование теории и методики преподавания спортивно-педагогических дисциплин.

Проблема индивидуализации физической, технической и других видов подготовки на занятиях по спортивно-педагогическим дисциплинам с использованием дифференцированных форм обучения, изучены недостаточно. Отсутствие четких критериев индивидуального подхода значительно снижает эффективность оптимального управления учебным процессом по усвоению техники движений и возможностью приобретать необходимых умений и навыков, а также затрудняет осуществление самоконтроля, а это приводит к уменьшению заинтересованности в изучении спортивно-педагогических дисциплин [3, С. 381].

Цель исследования заключается в повышении эффективности учебного процесса по подготовке студентов ВУЗов спортивного профиля.

Проведенный анализ результатов антропометрических измерений студентов выявил, что показатели длины тела у юношей находятся в пределах 172,4182,6 см, у девушек 161,6177,1 см; в массе тела у юношей в пределах 61,584,8 кг, у девушек 52,165,2 кг; в длине рук у юношей 74,385,2 см, у девушек 67,8-79,2 см; в длине ног у юношей 88,795,1 см, девушек 67,8-79,2 см.

Установлены наибольшие отклонения антропометрических показателей от средне групповых результатов: в длине тела у юношей специализации гимнастика (t=2,33; p<0,05), девушек специализации спортивные игры (волейбол, баскетбол, гандбол) (t=3,33; p<0,01); в массе тела у юношей специализации гимнастика (t=2,92; p<0,05), девушек специализации спортивные игры (t=4,02; p<0,001); в длине рук у юношей специализации плавание (t=2,50; p<0,05), девушек специализации спортивные игры (t=4,03; p<0,001); в длине ног у юношей специализации гимнастика (t=2,54; p<0,05), девушек специализации спортивные игры (t=2,66; p<0,05).

Проведенный анализ результатов функциональной подготовленности студентов обнаружил, что лучшие показатели имеют студенты специализации:

 тест Руфье-диксона (усл. ед.) – плавание (юноши – 41,1; девушки – 38,7), зимние виды спорта (юноши – 42,1; девушки – 45,3), легкая атлетика (беговые виды программы) (юноши – 48,1; девушки – 44,0);

 гарвардский степ-тест (усл. ед.) – зимние виды спорта (юноши – 98,3; девушки – 97,6), легкая атлетика (юноши – 100,8; девушки – 90,6), плавание (юноши – 85,8; девушки – 96,3), единоборства (юноши – 92,3; девушки – 88,7), спортивные игры (юноши – 94,4), футбол (юноши – 90,4);

 максимальное потребление кислорода (мл/мин/кг) – зимние виды спорта (ребята – 75,4; девушки – 60,5), легкая атлетика (юноши – 72,3; девушки – 61,4), плавание (юноши – 70,3; девушки – 59,2);

 ортостатическая проба (уд/мин) – зимние виды спорта (ребята – 8,3; девушки – 6,0), футбол (мальчики – 8,4), спортивные игры (мальчики – 8,5; девушки – 8,0), легкая атлетика (юноши – 8,5), гимнастика (мальчики – 9,2; девушки – 6,8), плавание (юноши – 9,7; девушки – 8,2);

 тест индекс Скибинского (усл. ед./100) – плавание (юноши – 83,1; девушки – 79,2), зимние виды спорта (ребята – 75,5; девушки – 68,3), легкая атлетика (юноши – 74,9; девушки – 69,1);

 жизненная емкость легких (мл/100) – плавание (юноши – 44,6; девушки – 39,1), зимние виды спорта (ребята – 44,2; девушки – 36,3), легкая атлетика (юноши – 42,0; девушки – 38,2);

 жизненный индекс (см3/кг) – плавание (юноши – 60,4; девочки – 73,2), зимние виды спорта (ребята – 68,6; девушки – 65,5), легкая атлетика (юноши – 63,2; девушки – 70,2).

Полученные показатели уровня развития сердечно-сосудистой и дыхательной системы студентов свидетельствуют о лучших показателях студентов спортивных специализаций, профессиональная деятельность которых направлена на физическое нагрузки аэробно-анаэробного характера циклической направленности: плавание, зимние виды спорта и легкая атлетика [4, С. 43].

Наиболее высокие показатели становой силы у студентов специализации тяжелая атлетика в ребят – 195,3 кг и девушек – 141,0 кг, а самые маленькие у студентов специализации спортивные танцы ребят – 141,6 кг и девушек – 82,6 кг Показатели относительной силы находятся в пределах 2,72-2,10 усл. ед. (у парней) и 2,38-1,50 усл. ед. (у девушек), в то же время имеют лучшие студенты специализаций: тяжелая атлетика, гимнастика, единоборства, зимние виды спорта и плавание.

С целью определения уровня общей физической подготовленности студентов результаты тестирования были приведены к балльной системе. Исследования свидетельствуют о высоком общем развитии физических качеств у студентов специализаций футбол (средний балл – 4,36), легкая атлетика (4,30 балла), единоборства (4,26 балла), и чем выше уровень таких качеств, как сила, координация движений, скорость, гибкость, ловкость, тем больше возможностей для усвоения техники движений [2, С. 331].

Ведущими показателями развития физических качеств студентов различных специализаций по данным тестов, выявлено: гимнастика – гибкость (4,7 балла), сила (4,1 балл); зимние виды спорта – выносливость (4,5 балла), скорость (4,3 балла); футбол – выносливость (4,6 балла), ловкость (4,4 балла); спортивные игры – ловкость (4,6 балла), скорость (4,4 балла); легкая атлетика – выносливость (4,6 балла), скорость и сила (4,4 балла); единоборства – гибкость (4,7 балла), выносливость, сила и ловкость (4,2 балла); плавание – гибкость и сила (4,4 балла); спортивные танцы – гибкость (4,5 балла) и сила (4,2 балла); тяжелая атлетика – сила (4,2 балла).

Результаты оценки физического развития студентов свидетельствуют, что их средние показатели находятся в пределах нормы, а пропорциональность строения тела и развития мышц выше среднего для их возраста и пола.

Обобщая результаты исследования, можно констатировать, что студенты разных спортивных специализаций имеют значительную разницу в антропометрических и функциональных показателях, а также в развитии физических качеств, что позволяет использовать их в качестве объективной основы при планировании учебного процесса на общем курсе обучения.

Выводы:

1. Анализ антропометрических показателей студентов различных спортивных специализаций свидетельствует о гармоничности их телосложения в целом и пропорциональности отдельных его частей, в отличие от средних характеристик находится в пределах 510% и не имеет достоверного различия (р>0,05) по большему количеству показателей.

2. Исследование оценки функционального состояния студентов разных спортивных специализаций обнаружил, что лучшие показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы имеют студенты специализаций: плавание, зимние виды спорта, легкая атлетика [5, С. 116]. Лучшие показатели относительной силы имеют студенты специализаций: тяжелая атлетика, гимнастика, единоборства, зимние виды спорта и плавание.

3. Полученные результаты морфофункциональных показателей и развития двигательных качеств способствовали формированию экспериментальных групп с высокими показателями: скоростно-силовых качеств (гимнастика, тяжелая атлетика, единоборства), выносливости (легкая атлетика (беговые виды), плавание) и сложно координационные (футбол, зимние виды спорта (фигурное катание, сноубординг, фристайл), спортивные игры, спортивные танцы), что позволило индивидуализировать учебный процесс в соответствии с учебной рабочей программы.

 

Библиографический список

1. Грошева Л.Ф. Современное состояние процесса физического воспитания в ВУЗЕ / Л.Ф. Грошева, Л.Е. Матузов // В сборнике: Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания. – 2015. – С. 64-68.

2. Колокольцев М.М. Характеристика физического здоровья российских и зарубежных студентов, обучающихся в техническом ВУЗЕ Прибайкалья / М.М. Колокольцев, Н.Э. Масюков // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 2. – №53. – С. 330-335.

3. Мандалуев Л.Ю. Особенности современной подготовки боксеров в неспециализированном ВУЗЕ // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – С. 380-383.

4. Родионова И.А. Средства и методы развития двигательных качеств студентов // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи. – 2016. – С. 83.

5. Селиверстова Н.Н. Исследование эффективности комплекса «Поли-спектр-спорт» для оценки физической работоспособности студентов-легкоатлетов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. – №4 (33). С. 114-120.


FEATURES AND PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF DIFFERENT SPORTING SPECIALIZATIONS

 

A.A. Kurchenkov, associate professor

M.N. Utkin, senior lecturer

S.V. Nedomolkina, senior lecturer

A.A. Novikov, senior lecturer

Voronezh state university of engineering technologies

(Russia, Voronezh)

 

Abstract. Given the peculiarities of the morphological and motor abilities of students of different sporting specializations of higher educational institutions. The results of the assessment of the state of functional training contributed to the formation of experimental groups with the highest indicators of speed-power qualities, endurance and hard-house abilities, allowing to individualize educational process.

Keywords: sports specialization, morphological features, physical fitness.