Доронина М.М. Особенности формирования и проблемы защиты коллекций музеев спорта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук – 2017. – №10. – С. 32-34

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОЛЛЕКЦИЙ МУЗЕЕВ СПОРТА

 

М.М. Доронина, главный хранитель

Государственный музей спорта

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В конце ХХ – начале XXI века музейное сообщество пришло к выводу, что помимо изменений, которые коснулись мира в целом, они произошли и в нем. Одним из них стало появление нового типа музеев – музеев спорта. Как любое социокультурное явление и тип они имею свои особенности и специфику.

Ключевые слова: фонды музея, спортивные экспонаты, хранение музейных экспонатов, спортивная коллекция, музей спорта.

 

 

Роль музея в современном обществе стала одной из центральных проблем, находившихся в фокусе внимания музейного мира на протяжении всего ХХ века и по настоящее время. Дискуссия о социальной роли музея, начавшаяся в период между двумя мировыми войнами, во второй половине ХХ века практически не сходили со страниц музееведческой периодики. Могут ли музеи сохранять качества научного учреждения и при этом обращаться к массовой аудитории? Можно ли сбалансировать научность и развлекательность? Является ли это все проблемой? Какое влияние может оказать музей на развитие общества на окружающую среду? Эти и подобные им вопросы не переставали будоражить умы музейных специалистов.

Равикович Д.А. – исследователь музейного дела середины ХХ века в своих работах смогла дать основные характеристики проблемам взаимоотношения общества и музея. Ее определения не теряют своей актуальности и в настоящее время: «Музей представляет собой научно-исследовательское учреждение, поскольку создает базу источников для исследований, вводит в научный оборот фонд музейных предметов, проводит исследования, основанные на их изучении. В тоже время музей выступает и как научно-просветительское учреждение, ибо, демонстрируя музейные собрания в соответствии с определенной научной концепцией, он распространяет знания, удовлетворяет культурные запросы общества». 

На примере коллекции «Государственного музея спорта» и других музеев спорта в регионах можно более четко рассмотреть особенности формирования фондов. Безусловно, музей спорта опирается на многовековой опыт музеев другого типа в области учёта и хранения, а также соблюдает установленное в Российской Федерации нормативно-правовое поле в области музейного дела.

Перед более детальным рассмотрением вопроса формирования фондов именно музеев спорта, стоит внимательно рассмотреть некоторые общие для всех музеев понятия и проблемы. В ХХ веке предпринимались попытки научного анализа понятия «музейный предмет», в то время как в практике интуитивно пользовались этим термином в обиходном значении, имея в виду предмет, находящийся и сохраняемый в музее. Его решающее значение в системе музея постепенно осознавалось большинством музееведов. 

Одно из первых определений понятия «музейный предмет» было дано в учебном пособии «Основы советского музееведения». Он трактовался как «памятник материальной и духовной культуры, непосредственный свидетель общественных отношений, событий и явлений». Отмечалось, что «предметы приобретают музейное значение в связи со своей необычностью или в связи с исчезновением подобных предметов», то есть подчеркивалось значение редкости предмета и указывалось на важность применения научных критериев при отборе предметов.

Дальнейшее развитие музееведения углубило понимание музейного предмета, выявило новые его признаки. Было отмечено, что отбор извлекаемого из реальной действительности предмета и превращение его в музейный предмет опирается на научные, эстетические и другие оценки.

Как «первоисточник знаний и эмоционального воздействия» определялся музейный предмет в «Кратком словаре музейных терминов». Полностью это определение таково: «Музейный предмет – первоисточник знаний и эмоционального воздействия, целенаправленно извлеченный из окружающей среды и включенный в музейное собрание. Содержание музейного предмета раскрывается, прежде всего, через зрительное восприятие. При определенном уровне консервации и реставрации сохраняется в фондах музея в течение длительного времени». Важным, на наш взгляд, является акцент на специфике восприятия информационного потенциала музейного предмета, причем именно через зрительное восприятие в экспозиционном пространстве.

Многообразие подходов к определению термина «музейный предмет» и широкий спектр его толкований позволяет сделать вывод о том, что в современном музеологии нет единства мнений и не существует канонического определения музейного предмета.

В некотором смысле этапным стало толкование музейного предмета в «Российской музейной энциклопедии», где он определяется как «одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, ставших объектами научно-познавательного и ценностного отношения и включенных в состав музейного собрания» . В посвященной музейному предмету статье констатируется, что особенности музейного предмета проявляются в условиях его функционирования в рамках фондовой, экспозиционной и научно-просветительской работы, в каждой из которых он выступает соответственно в функции источника, экспоната или памятника.

Проведенный анализ различных трактовок термина «музейный предмет» позволяет резюмировать следующее: музейный предмет – это движимый объект, изъятый из первоначальной среды бытования в связи с его подлинностью и способностью характеризовать специфические особенности той среды, во взаимосвязи с которой он находился в естественных условиях. Обладая определенными свойствами, присущими каждому предмету, и функциями, выявляющимися в процессе создания коллекции, музейный предмет является важным источником знаний и глубокого эмоционального воздействия.

Главная особенность фондовой коллекции музеев спорта – это непосредственно тип музейных предметов.

Музейные предметы в коллекциях музеев спорта отличаются от большинства классических музеев тем, что это сочетание предметы давно минувших дней, так и изготовленных практически «вчера». Говоря о формировании коллекции стоит отдельно выделить и особенности самого музейного предмета спортивной тематики.

В настоящий момент до сих пор нет четкого определения «спортивный раритет». Общее определение, которое можно дать не отрежет полностью тонкостей понимания различия и причин выделения конкретного предмета из общей среды бытования.  Так, что же такое спортивный раритет в общем понимании. Это вещь с тематической принадлежностью к спортивной тематике, либо сама являющаяся спортивным инвентарем, формой, экипировкой и т.д.

В коллекции «Государственного музея спорта», есть Приз имени ЦИК СОЮЗА ССР, Москва, 1928 года работы Московского отделения фабрики Карла Фаберже 1908-1917 годов. Имеет высоту 48 сантиметров и весит 4,5 кг.

Этот предмет имеет двойную ценность. Данный приз декоративный серебряный кубок является не просто редким аутентичным предметом из драгоценного металла работы фирмы Фаберже начала ХХ века, но и раритетным по своей единичности. В настоящий момент в частных коллекциях есть предметы, выполненные в похожей технике, а также в ряде государственных музеев, но ни один предмет не сравнится с данным кубком по размеру и при этом по такой декоративности.

В коллекции «Государственного музея спорта» есть борцовки Александра Александровича Карелина, в которых он выступал на XXV Олимпийских летних играх 1992 года в Барселоне. Они несут также в себе, как исторический источник несколько смыслов и ценностных понятий. Самый очевидный – это мемориальный предмет, который принадлежал спортсмену, олимпийскому чемпиону, а ныне государственному и политическому деятелю, депутату Государственной Думы пяти созывов, заслуженному мастеру спорта СССР и Герою российской Федерации. Второй и важный для музея спорта – именно в этих борцовках он выступал на Олимпийских играх. Третий – это предмет начала 90-х годов ХХ века, выполненный в определенной стилистике и из характерного на тот период времени сочетания материалов.

Можно приводить бессчётное количество примеров, когда предмет заключает в себе несколько вариантов чтениях их как историко-культурного источника. Но основная идея будет одна – мы не всегда до конца знаем, что перед нами за предмет, а также что критерии оценки предметов, как спортивных раритетов еще не выработаны.

 

Библиографический список

1. Истягина-Елисеева Е.А. Основные характеристики спортивно-исторического наследия в современной России // В сборнике: Научное и образовательное пространство: перспективы развития сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 238-239.

2. Истягина-Елисеева Е.А. Обзор спортивных музеев Республики Татарстан, Кировской и Саратовской областей. // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 3 (9). С. 17-18.

3. Истягина-Елисеева Е.А. Краткая характеристика музея спорта и олимпийского движения Псковского края. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 49-50.

4. Истягина-Елисеева Е.А. Рассмотрение спортивных музеев Ижевска и Миасса. // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 3 (7). С. 21-22.

5. Истягина-Елисеева Е.А. Краткий обзор музеев спорта Самары и Ярославля. // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 2 (8). С. 120-121.

 

 

PECULIARITIES OF FORMING AND PROBLEMS OF PROTECTION

OF COLLECTIONS OF MUSEUMS OF SPORT

 

M.M. Doronina, chief curator

State museum of sports

(Russia, Moscow)

 

Abstract. At the end of the XX — beginning of the XXI century the museum community came to the conclusion that apart from the changes that touched the world as a whole, they occurred in it. One of them was the emergence of a new type of museums — sports museums. Like any socio-cultural phenomenon and type, they have their own characteristics and specifics.

Keywords: museum funds, sports exhibits, storage of museum exhibits, sports collection, sport museum.