Дементьева Т.Ю. Особенности брачных отношений татар в XVI-XVIII веках / Т.Ю. Дементьева, О.Р. Альмушева // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 77-82.

ОСОБЕННОСТИ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАТАР В XVI XVIII ВЕКАХ

 

Т.Ю. Дементьева, канд. юрид. наук, доцент

О.Р. Альмушева, студент

Поволжский государственный университет сервиса

(Россия, г. Тольятти)

 

Аннотация. Присоединение Среднего Поволжья к Московскому государству тесно связало население края с русским народом. С этого момента народы Среднего Поволжья включились в основные сферы жизни общества единого Русского государства.

В данном исследовании рассмотрены особенности семейных отношений татар, а именно: условия вступления в брак и разнообразные способы его заключения. В изучении специфики семейных отношений лежит ключ к пониманию особенностей социально-политической организации общества, характерных черт правосознания гражданина. Рассмотрение данного вопроса определено авторами хронологически (XVI XVIII в.в.) т.е., с момента присоединения Среднего Поволжья к Российскому государству.

Ключевые слова: татары, брак, семья, обычай, условия вступления в брак, брачный возраст, способы заключения брака.

 

 

 

После распада Золотой Орды наибольшую опасность для русских земель представляло Казанское ханство. Иван IV решил раз и навсегда обезопасить Россию от набегов со стороны Казани.

В августе 1552 года 150-тысячное русское войско, возглавляемое царем, подступило к городу и осадило его. 2 октября 1552 года Казань была взята. Население присягнуло на верность Ивану IV. Край был присоединен к Российскому государству.

После взятия Казани всё Среднее Поволжье было присоединено к России. Кроме татар в составе России оказались многие другие народы, до этого входившие в состав Казанского ханства чуваши, удмурты, марийцы, башкиры.

Присоединение Среднего Поволжья к Московскому государству тесно связало население края с русским народом. Это положило конец феодальной раздробленности, постоянным нападениям кочевников, хищническому истреблению производительных сил, деспотическому гнету со стороны ханов, от которых страдало население края. Народы Среднего Поволжья включились в основные сферы жизни общества единого Русского государства.

В нашем исследовании мы решили рассмотреть семейные отношения народа, проживающего на территории Среднего Поволжья и являющегося вторым по численности в Российской Федерации – это татары. По диалектным особенностям языка, бытовым отличиям, истории формирования поволжские татары делятся на две основные группы: казанских татар и мишарей, среди этих групп имеется несколько подразделений. В изучении специфики семейных отношений лежит ключ к пониманию особенностей социально-политической организации общества, характерных черт правосознания гражданина.

С ранних времен среди татар ценилась семья и отношения между ее членами, т именно семья является единственной формой полнокровного функционирования любого хозяйства, а также гарантией обеспеченной старости. При освещении исследуемого вопроса, необходимо сразу отграничить два института: институт брака и институт семьи. Брак представляет собой институт, регулирующий отношения полов, союз мужчины и женщины для продолжения рода. Семья же – институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми. В этом заключается принципиальное различие двух родственных, но таких разных институтов.

Создать целостную картину семейно-брачных отношений татарского народа с его историей, культурой и традициями в обозначенный период, мы решили именно с института брака. Бракосочетание считалось необходимым элементом начала жизни семейной. Лицо, сочетавшееся браком, имело перед Богом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком [1].

До XVI века семья на Руси находилась под покровительством православной церкви. Вот почему семейно-брачные отношения регулировались в основном нормами церковного права. Этот порядок был закреплен в церковных Уставах князей Владимира и Ярослава, включивших в церковную юрисдикцию отношения, которые, в большинстве случаев до этого, не были объектом правового регулирования вообще [2]. Брак – один из древнейших, если не самый древний, правовой институт. Попытки его регулирования теми или иными способами восходят еще к доисторическим временам. На Руси, например, как и в других странах, брачные отношения до Крещения, изначально регулировались обычаями, причем в разных племенах — разными. Так, существовали племена, где обыкновенными являлись моногамные семьи (поляне), у других господствовала полигамия (вятичи, кривичи) [3].

Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар (тюрские племена), пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы. Отсутствие каких-либо правовых источников у татарского народа, позволяет нам предположить, что вопросы брака у татар регулировались также обычаями, многие из которых сохранились в культуре и традициях данного народа и сегодня.

Понятие «брак» не имеет легального закрепления, а значит, носит теоретический характер и его объяснение дается учеными – философами, юристами, социологами.

В современных российских энциклопедиях «брак — надлежаще оформленный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью создания семьи» [3]. Следует дополнить, что данный союз порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности для супругов.

К.Д. Кавелин в «Очерке юридических отношений, возникающих из семейного союза» отмечает, что в основании всех семейных отношений, личных и имущественных, лежит физиологическое соединение лиц различного пола, и физиологическое последствие такого соединения – рождение детей. Определяя брак как общественное, гражданское учреждение, К.Д. Кавелин предложил классификацию условий для вступления в брак. Это были следующие условия:

 физиологические;

 психические или нравственные, духовные;

 гражданские, т.е. общественного свойства и характера [4].

Однако классификация К.Д. Кавелина, взятая за основу, может и должна быть уточнена и расширена.

1. Условия физиологические возникают из того, что в основании брака лежит соединение мужчины и женщины, которые могут впоследствии родить детей.

Сюда относятся:

а) возраст. У татар не было точно определенного возраста вступления в брак. Исследователь Дорошина, И.Г. в своей работе «Особенности семейных отношений в татарских семьях» в качестве брачного возраста для девушек указывает возраст 16-17 лет. Девушка старше 20 лет считалась засидевшей. У юношей средний возраст, по достижении которого можно вступать в брак, был 16-18 лет. Автор отмечает, что мужу полагалось быть старше жены примерно на 3-5 лет. Для юношей не существовало ограничения в возрасте, до наступления которого следовало вступить в брак. Однако ввиду того, что крестьянская семья была заинтересована в приобретении лишней рабочей силы в лице снохи, то юношей также старались женить к 20 годам. Заинтересованность в рабочей силе была иногда так сильна, особенно в зажиточных семьях, что нередко прибегали к обычаю женитьбы малолетнего сына (13-14 лет) на взрослой девушке (18-20 лет) из бедной семьи [5].

Одной из причин ранних браков может служить тот факт, что лишь на женатого крестьянина накладывалось тягло, и он получал все основные права рядового члена сельской поземельной общины [6].

В исследовании Исхакова Р.Р. о брачном возрасте татар-крящен сообщается следующее: для девушек подходящим возрастом для вступления в брак считался возраст 16-22 года, а для молодых людей – 18-22 года. К девушкам, преодолевшим брачный возраст 22 лет, но не создавшим семью, относились с пренебрежением, поэтому родители стремились выдать замуж дочерей как можно раньше.

Исходя из исследований, можно предположить, что общий брачный возраст для брачующихся начинался с 16 лет, а в отдельных случаях возраст юношей мог снижаться до 14 лет.

б) родство и свойство. Близкородственные браки у татар были строго запрещены. По линии отца из семьи родственника разрешалось брать жену лишь из седьмого колена. В то же время Р.Г. Мухамедова в своей книге «Татары-мишары» утверждает, что брак между сыном сестры и дочерью брата или сыном брата и дочерью сестры считались возможными, т.е. разрешалась свадьба между двоюродными братом и сестрой, но исключительно по материнской линии. По утверждению самих татар такие браки не являлись родственными. Таким образом, запрет брачных отношений между родственниками распространялась лишь на лиц, находящихся по отцовской линии.

в) состояние здоровья. Согласно нормам обычного права, запрещалось вступать в брак тем лицам, которые имели психические расстройства. Другие заболевания, даже такие серьёзные, как врождённая слепота или физическое увечье, не были препятствием для ведения семейной жизни. При выборе невесты важными критериями были: здоровье, необходимое для продолжения рода и исполнения хозяйственных обязанностей, работоспособность, репутация её семьи в обществе [7].

2. Условия духовные (единство вероисповедания, национальности), равного статуса и нравственные:

При заключении браков татары придерживались религиозных ограничений. Их семейная жизнь строилась на основе Корана и Шариата. Вера всегда была объединяющим звеном, служила, помогала быть единым духом и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. Жена должна была исповедовать туже религию, что и ее муж. Браки между приверженцами разной веры, запрещались, один из них должен был сменить вероисповедание.

Следует отметить, что в Российском государстве на момент вхождения в него Среднего Поволжья, уже существовали древнейшие правовые нормы, вводящие запрет на контакты с лицами, исповедовавшими религии Востока, жившими на территории Руси, представлены в многочисленных списках Пространной редакции Устава Ярослава (ХП-ХШ вв.) – церковного судебника, фиксирующего юрисдикцию и права древнерусской церкви.

Татарам были запрещены смешанные браки с русскими, мордвой, чувашами и др.

У них, как и других народов, преобладали браки между людьми, имевшими равный социальный и (или) имущественный статус. Семьи, считавшиеся в деревне состоятельными, роднились преимущественно с такими же богатыми родами, в то время как бедняки были вынуждены подыскивать для детей вторую половину в среде низших слоёв сельских жителей [8].

Важным качеством при выборе невесты были ее нравственные качества, целомудрие, незапятнанная репутация. Внебрачные отношения не только осуждались, но и могли стать поводом к жестокому наказанию, как со стороны семьи, так и со стороны других людей. При этом отношение к нарушению целомудрия молодого человека и девушки сильно разнилось. Если для первого такой проступок не грозил существенными осложнениями, то для девушки мог повлечь серьёзные последствия. Такой девушке было нелегко выйти замуж, она подвергалась общественному порицанию и открытому унижению. Её судьба была незавидной, а порой трагичной [9].

У татар существует несколько разновидностей заключения брачных отношений. Одним из самых распространенных обычаев до наших времен остался обычай похищения возлюбленной.

Похищение более древний и первобытный (называемый у татар кыз урлау «кража девушки») способ. К нему прибегали в том случае, когда не было надежды склонить невесту и ее родителей на обыкновенный брак.

Похищение совершалось по заранее обдуманному плану. Скрывали украденную невесту до тех пор, пока родители жениха не заручались согласием родителей невесты на совершение бракосочетания в законном порядке. Захватив невесту, жених спешил вступить с ней в фактический брак, если родители тянули время на согласие. Так как бесчестие девушки считалось величайшим позором для нее, и лишал невесту всякой ценности. Похищенная и ее родители поневоле должны были согласиться на брак с похитителем. Похищение кончалось, большей частью, успехом, т.е. свадьбой.

За похищенную дочь родители требовали с жениха калым гораздо больше обыкновенного, как деньгами, так и вещами, и женитьба обходилась не дешево. Калым означал у татар выкуп за невесту, который платит жених родителям или родственникам невесты [10].

Если невеста и ее родители, ни на каких условиях не соглашались на совершение бракосочетания, то невесту забирали родители обратно в свой дом. На похитителей не жаловались в суд, поскольку, тогда большому числу людей стало бы известно о позоре девушки. Сама явка девушки в суд считалась большим позором.

Р.Г. Мухамедова в своей работе о татарах мишарах отмечает, что похищение невесты часто являлось лишь инсценировкой, которая предпринималась во избежание свадебных расходов. Постепенно насильственное похищение невесты стало заменяться похищением символическим, по предварительному согласию с похищаемой невестой.

Вторым способом заключения брака у татар была сделка (купля-продажа). Она происходила по воле жениха и невесты, и предварительному согласию родителей либо без их согласия. Этому предшествовало сватовство со стороны жениха. Сама сделка происходила позже и заключалась в свадебных переговорах сторонами, где происходили торги о калыме. Если родителей жениха устраивал размер, запрашиваемого калыма, то вопрос о свадьбе решался утвердительно, если нет, то сделка не состоялась.

Третий способ заключения брака существовал в основном у сибирских татар. На языке обычного права он назывался «сговором», а по сути, представлял собой предварительный договор между сторонами (родители невесты и жениха) о будущем браке, только что родившихся детей. Договор основывался на условиях равного статуса семей и состоянии здоровья брачующихся. Форма совершения была словесная и символическая.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод: что в XVIXVIII вв. с вхождением Среднего Поволжья в состав Российского государства, у татарского народа уже оформились условия для вступления в брак. Отличительными из них являлись – состояние здоровья, родство и свойство, что запрещало близкородственные связи по отцовской линии, но позволяло отступления по материнской. Немаловажное значение имели условия духовные социальная и национальная принадлежность жениха и невесты. Обществом принимался только тот брак, что заключался исключительно между представителями одной религии и национальности, выходцами из семей равного статуса. Нравственные требования, предъявляемые к татарским девушкам, определялись исполнением ею обрядов мусульманской веры, сохранением девственности и незапятнанной репутации. Процесс заключения брачных отношений выражался в различных способах, каждый из которых имел свои особенности и условия. Следует отметить, что семейно-брачные отношения основывались на обычаях и традициях татарского народа, а также регулировались религиозными писаниями.

 

 

Библиографический список

1. Аббас Али Хасан Аль-Матари «Традиционные брачные нормы татар- мишарей мордовского края» Мордовский гос. Университет. Саранск, 2006.

2. Дементьева Т.Ю. Семейное и наследственное право в Киевской Руси (IX — XII вв): дис… канд. Юрид. Наук. – Казань, 2006. – С. 38.

3. Российская юридическая энциклопедия [Текст] / под ред. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 280-281.

4. Кавелин К.Д. Очерк юридических отношений, возникающих из семейного союза. – СПб., 1884. – С. 1.

5. Акашкин М. М. Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (Сравнительный анализ) Автореф. канд. фил. наук. – Казань, 2000. –154 с.

6. Исхаров Р.Р. Семейные отношения и семейное право кряшен (крещёных татар) Волгоральского региона в XIX – начале ХХ в. // Учебные записки Казанского университета. – 2015. – Т. 157, №3. – С. 22-24.

7. Матвеев П.А. Очерки народного юридического быта Самарской губернии // Зап. Имп. Рус. геогр. о-ва. По отделению этнографии. – СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1878. – Т. 8. – С. 21.

8. Общий свод данных хозяйственно-статистического исследования Казанской губернии. Часть экономическая. – Казань: Тип.-лит. В.М. Ключникова, 1896. – С. 2.

9. Мухамедова Р.Г. Татары-мишары. Москва: Изд-во Наука, 1972. – С. 9293.

10. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.

11. Ахмаров Г.Н. Свадебные обряды Казанских татар. – Казань: Центральная типография, 1907.

12. Сперанский А. Казанские татары (историко-этнографический очерк) / А. Сперанский. – Казань: Центр, тип. 1914. – 34 с.

13. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. – С. 169-173.

14. Аминов А.М. Татарская и русская народная культура. – Казань: Союз, 1998. – С. 224.

15. Дорошина И.Г. Особенности семейных отношений в татарских семьях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2010. №2. – С. 157-166.

17. Народы Европейской части СССР. М.: Наука, 1964 – Т.1. – С. 984.

18. Боголюбов А. С. Завадж // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров.  М. : Наука, 1991. – С. 315.

19. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. –М.: Изд. Тихомиров М.Ю., 2014. – С. 972.

FEATURES OF MATRIMONIAL RELATIONS OF THE TARTARS IN

XVI – XVIII CENTURIES

 

T.Yu. Dementeva, candidate of law sciences, associate professor

O.R. Alasheva, student

Volga region state university of service

(Russia, Tolyatti)

 

Abstract. The Annexation of the Middle Volga to the Moscow state closely tied to the population of the region with the Russian people. Since then, the peoples of the Middle Volga region involved in the basic spheres of life of a unified Russian state.

In this study, the peculiarities of family relations of the Tatars, namely: conditions of marriage and different ways of its conclusion. In the study of family relationships lies the key to the understanding of socio-political organization of society, characteristic of the legal consciousness of the citizen. Consideration of the matter identified by the authors chronologically – (XVI – XVIII C.), since the annexation of the Middle Volga region for the Russian state.

Keywords: tatars, marriage, family, custom, conditions of marriage, marriage age, the ways of marriage.