Ниябаева, Н. Н. Особенности антивитальных настроений в подростковом возрасте / Н. Н. Ниябаева, Р. А. Сатыбалдина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 88-91.

ОСОБЕННОСТИ АНТИВИТАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ

 

Н.Н. Ниябаева1, канд. пед. наук, доцент

Р.А. Сатыбалдина2, педагог-психолог

1Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

2Костанайский политехнический высший колледж

(Казахстан, г. Костанай)

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста, раскрывается понятие антивитальности, особенности формирования антивитального настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антивитальности, описываются факторы, обуславливающие антивитальное состояние, также раскрываются факторы, составляющие природную среду антивитальных настроений. Данная работа может быть полезна для педагогов-психологов, социальных педагогов и кураторов учебных групп для просвещения субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: подростки, новообразования, взросление, психология, возрастные особенности.

 

 

Для развития человека важен каждый возраст, но подростковый возраст занимает особое место в психологии. Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка, период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения [2, с. 31].

Отличительная черта психического развития состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетерохромный характер на протяжении всего периода развития. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции [5, с. 45].

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [3, с. 56].

Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста. Характерологическая особенность 1015-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.

Кризис подросткового возраста, пожалуй, самый трудный по протеканию, как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Еще одной особенностью кризиса является размытость его границ: один ребенок может входить в кризис в 11 лет, другой – в 13 лет. Именно поэтому подростковый кризис называют затянувшимся кризисом.

Его особенностью является ломка и перестраивание всех прежних отношений ребенка к миру и самому себе, в итоге, развиваются процессы самосознания и самоопределения. Эти процессы приводят к той жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь. Итог кризиса определяет дальнейшее развитие подростка.

Появление антивитальных настроений в подростковом возрасте – это реакция подростка на проблемы, кажущиеся ему непреодолимыми. Тема антивитальных настроений в подростковом возрасте достаточно серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих подростка на такую «новую» жизнь. Субкультура играет немаловажную роль при формировании антивитальных настроений подростка, а также оказывает влияние на развитие его жизненных взглядов и установок.

Подросток с антивитальными мыслями склонен к переживанию отчуждения: утрате собственного мира, утрате восприятия своей общности, смысла бытия. Такой подросток переживает отстранение не только от человеческого мира, но также страдает от внутреннего мучительного убеждения в собственной отчужденности от окружающего мира. Отсюда, от отчуждения от мира, идут корни потери собственного мира, связанного и с недостатками общения, и с трудностями в межличностных отношениях. Быть отчужденным от самого себя – значит быть отрезанным и от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами [6; 7].

Антивитальные настроения могут в результате привести подростка к самоубийству, которое занимает третье место среди причин смерти в подростковом возрасте. По статистике, каждые три секунды в мире один подросток думает о ненужности и бессмысленности жизни. Именно наличие социальных и психологических проблем приводит к суицидальным попыткам (насилие, агрессия и жестокость, чувство одиночества, деструктивное поведение).

Нередко подростки, у которых возникают антивитальные мысли или прибегающие к самоубийству, имеют родственников или знакомых, покончивших с собой, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, им свойственны синдром нарушения внимания с гиперактивностью и другие поведенческие расстройства, депрессия, тревожные состояния. По мнению психологов, среди подростков выявлена тенденция к учащению групповых самоубийств, следовавших «буквально друг за другом». Психиатры также указывают на тягу подростков к подражательству и подробное освещение самоубийств в СМИ является провоцирующим фактором для неокрепшего сознания подростков. Многие случаи детально освещаются в средствах массовой информации. Специалистами давно обсуждается вопрос влияния средств массовой информации, например, статей в газетах или показов по телевизору о конкретных случаях суицидов, на антивитальные настроения подростков. Считается, что публикации в СМИ о суицидах могут вызвать подражающие самоубийства в соответствующей возрастной или социальной группе, часто называемые «эффектом заражения» или «синдромом Вертера» по аналогии с романом XVIII века, написанного И. Гёте [1, с. 2].

Еще одной мировоззренческой предпосылкой антивитальных настроений подростков является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М., особенностью психосемантики подросткового самосознания является то, что в отличие от взрослых, понятие «жизнь» для подростков имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому. Чем старше становится подросток, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь богаче и разнообразней по своему содержанию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, курение вредит здоровью, рискованное поведение не является оправданным и так далее, не всегда достигают цели.

Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что единой точки зрения на возникновение антивитальных настроений подростков, а также на объяснение особенностей данных настроений, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этой проблемы. В становлении антивитальных настроений подростков могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные факторы. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социальнопсихологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению «нового» поведения [3, с. 464].

Таким образом, имеющий место подростковый кризис, обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий, а также формирует антивитальные настроения в подростковом возрасте.

 

Библиографический список

1. Ахмадишина Х.С., Коростелева Н.А. Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 2.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006. – С.31.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание – М.: Издательство РАО, 1999. – С. 56.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: уч. пос. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – С. 464.

5. Мадорский Л.Р., Зак А.3. «Глазами подростков», Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 45.

6. Ниязбаева Н.Н., Экзистенциальные основания отчуждения личности  в педагогическом взаимодействии // Мир науки, культуры и образования. – 2010. – № 5 (24). – С. 80-82.

7. Ниязбаева Н.Н., Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование (электронный журнал). – 2011. – № 3.

 

 

FEATURES ANTIVIRALLY SENTIMENT IN ADOLESCENCE

 

N.N. Niyabaeva1, candidate of pedagogical sciences, associate professor

R.A. Satybaldina2, pedagogy-psychology

1Baytursynov Kostanay state university

2Kostanay polytechnic college

(Kazakhstan, Kostanay)

 

Abstract. This article examines the characteristics of adolescence, reveals the concept of antivirally, the features of the formation of antivirally sentiment in adolescents and the factors that make up the natural basis of antivirally, describes the factors that determine the antivirally state, and also reveals the factors that make up the natural environment of antivirally sentiments. This work can be useful for teachers, psychologists, social educators and curators of educational groups for educating the subjects of the educational process.

Keywords: adolescents, neoplasms, growth, psychology, age-related features.