Прыткова Е.Г. Олимпийские объекты: проблемы финансирования и содержания / Е.Г. Прыткова, Е.А. Пак, С.С. Попова, С.В. Сурнина // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 219-222.

ОЛИМПИЙСКИЕ ОБЪЕКТЫ: ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ И

СОДЕРЖАНИЯ

 

Е.Г. Прыткова, доцент, кандидат педагогических наук

Е.А. Пак, соискатель

С.С. Попова, соискатель

С.В. Сурнина, старший преподаватель

Волгоградский государственный технический университет

(Россия, г. Волгоград)

 

Аннотация. Статья посвящена анализу олимпийского проекта «Сочи 2014», который стал крупнейшим международным инвестиционно- строительным проектом. В России до сих пор не было одновременного осуществления нескольких проектов в одном городе и их реализация потребовала от страны огромных инвестиций на проектирование и создание инфраструктуры, строительство, эксплуатацию спортивных объектов и обеспечение безопасности. Россия успела подготовить все объекты к сочинской олимпиаде. Однако российский олимпийский мегапроект «Сочи 2014» вышел за рамки извлечения прибыли от проведения.

Влияние олимпийских игр на экономическое развитие региона, в котором они проводились, могут проявиться лишь через 35 лет, а долгосрочные эффекты через 10 и более лет.

Ключевые слова: мегапроект, олимпиада, город Сочи, инвестиции, государственно-частное партнерство, постпроектный анализ, эффективность.

 

 

За последние полвека осуществленных в мире олимпийских проектов демонстрирует дефицит исследований, которые направлены на комплексный, сравнительный анализ процессов подготовки, выявление рисков и оценку общественных эффектов, связанных с анализом перспектив постпроектного использования возведённых олимпийских объектов. Ряд олимпийских объектов после проведения игр не находит дальнейшего эффективного применения. Если сравнивать обычные крупные проекты с проектами, которые связаны с проведением олимпийских игр, то затраты по обычным проектам удаётся в большей степени соблюсти, чем затраты на олимпийские игры, так как очень сложно уложиться в бюджет. Это связано с тем, что необходимые дополнительные расходы на олимпийские игры получаются намного больше, чем с исполнением обычных проектов.

Олимпийские игры – это самые крупные международные соревнования, проведение, которых является для страны престижным и почётным. Страны ведут борьбу за право проведения олимпийских игр, стараясь, подать наиболее удачную заявку. В пример можно привести Олимпийские игры в Сочи 2014 года.

Решение о проведении в Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года было принято 04 июля 2007 года на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале. Дальнейшая деятельность государственной корпорации «Олимпстрой» была основана на реализации Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в рамках которой велось проектирование, возведение новых сооружений, осуществлялась реконструкция существующих объектов и организовывалась эксплуатация всего олимпийского комплекса. Российская ГК «Олимпстрой» реализовала масштабную программу с привлечением частных государственных инвестиций.

Прошли игры и после, обычно, подводятся итоги, которые могут продемонстрировать нам двойственный эффект, так как на этапе их создания трудно раскрыть те проблемы, которые могут возникнуть после проведения. В первомварианте вложения окупаются в более быстрый период времени и дают толчок развитию региона, в другом варианте вложения окупаются в более долгий (затяжной) период времени и развитие данного региона не происходит. Эта проблема наиболее актуальной для всех стран мира [1].

В данный момент времени не совсем понятно, возможна ли окупаемость многочисленных отелей города Сочи и горнолыжных курортов в условиях, когда спрос существенно ниже предложения. Также сложно говорить об окупаемости спортивных сооружений, так как для их содержания требуются значительные расходы.

Долгое время будут актуальны разговоры про последствия олимпийского мегапроекта «Сочи 2014». Ведь проблема постпроектного использования олимпийских объектов, одни из которых будут служить двигателем экономического развития и роста, а другие будут сопровождаться убытками. Олимпийские игры дали толчок экономическому развитию Краснодарского края, который равен долгим годам эволюционного развития.

В современном обществе актуальной и волнующей темой для рассуждения является проблемы и источники финансирования олимпийских объектов. Для проведения олимпийских игр необходимы огромные денежные затраты, поэтому стоит выяснить откуда же берут финансовые средства. Нередко можно услышать или прочитать в журнале или интернете, что на финансирование олимпиады используются денежные средства населения.

Расходы по созданию материально-технической базы зависят от наличия в местах проведения Олимпийских игр спортивных сооружений, соответствующих и пригодных для организации крупных международных соревнований, баз для тренировок и размещения национальных команд и др. [2].

Масштабное развитие инфраструктуры региона и города, расширение и улучшение дорог, строительство новых предприятий бытового обслуживания, гостиниц и отелей, торговых развлекательных центров влияют на создание условий для улучшения показателей экономики. Это способствует экономическому развитию не только в регионе, но и в стране в целом. Такие изменения несут за собой высокие материальные вложения, но они чаще всего окупаются, то есть ведут к прибыльному положительному результату [3].

 

 

Рис. 1. Фактические и плановые затраты на подготовку и реализацию олимпийских мегапроектов в 2010 – 2014 гг.

 

 

По диаграмме видно, что по всем приведенным странам фактические расходы превышают плановые в среднем в 4 раза. Олимпийские объекты были выставлены на продажу. В «квартал − призрак» превратилась и деревня для спортсменов, на строительство которой было потрачено порядка 1 млрд. долл. В результате такого перерасхода средств на проведение олимпиады Канада вынуждена была сократить расходы на здравоохранение на 330 млн. долл. и на 80% ограничить бюджет министерства культуры [4].

Россия успела полностью подготовить все объекты к сочинской Олимпиаде. Для нашей страны это крупнейший международный инвестиционно-строительный проект, аналогов которому не было несколько десятилетий, потребовавший многомиллиардных инвестиций на проектирование и создание инфраструктуры, строительство, эксплуатацию спортивных объектов и обеспечение безопасности. Так, общий объем инвестиций в сочинский мегапроект оценивается в 1,6 трлн. руб. (51 млрд. долл.), кроме того порядка 80% этой суммы было инвестировано в инфраструктурное развитие г. Сочи и Краснодарского края [5]. При реализации инфраструктурных объектов большая доля средств была вложена частными инвесторами в сооружение спортивных объектов. Данные представлены в диаграмме ниже.

 

 

Рис. 2. Источники финансирования олимпийского мегапроекта «Сочи – 2014»

 

 

До олимпийских игр в Краснодарском крае и в самом г. Сочи не было ни единого олимпийского спортивного объекта, больших гостиниц. Он был совершенно не подготовлен к проведению игр, поэтому затраты были очень высокими.

Таким образом, проанализировав структуру финансовых вложений в олимпийские объекты, мы можем с уверенностью сказать, что финансирование происходило за счет средств инвесторов. Олимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи исключительно были важны для России как для мирового экономического и спортивного лидера. Это позволило улучшить свой имидж в глазах мирового сообщества. Не случайно правительство страны реализовало амбициозные планы строительства в Сочи и прилегающей местности Черноморского побережья Краснодарского края практически с нуля конкурентоспособного международного спортивного, туристического и культурно-делового центра и курорта, дав тем самым управленческий и инвестиционный импульс развитию национальной экономики, привлечению частного капитала и иностранных инвестиций, производству высокотехнологичных товаров и создав макроэкономические условия для экономического роста.

 

Библиографический список

1. Батова В.Н. Направления обеспечения экономической безопасности в ходе подготовки к XXII зимним олимпийским играм в Сочи // Экономический анализ: теория и практика.  2014. – №29.  С. 3544.

2. Жуков А.Н. Олимпийский мегапроект: риски и постпроектные перспективы // Региональная экономика. Юг России.  2014. – №2. – С. 136143.

3. Мерешко Н. Старт олимпийских судов // Эксперт.  2015. 45. – С. 3033.

4. Проценко Н. Сезон постолимпийских скидок // Эксперт Юг.  2015. 23-24. – С. 1113.

5. Шукин А. Научились делать мегапроекты // Эксперт.  2015. – №7. – С. 1822.

 

 

OLYMPIC VENUES: PROBLEMS OF FINANCING AND CONTENTS

 

E.T. Prytkova, assistant professor, candidate of pedagogical sciences

E.A. Pak, applicant

S.S. Popov, applicant

S.V. Surnina, senior lecturer

Volgograd state technical university

(Russia, Volgograd)

 

Abstract. Article is devoted to the analysis of the Olympic Sochi-2014 project which became the largest international investment – the construction project. In Russia there was no simultaneous implementation of several projects in one city yet and their implementation demanded from the country of huge investments on designing and creation of infrastructure, a construction, operation of sporting venues and safety. Russia managed to prepare all objects for the Sochi Olympic Games. However the Russian Olympic Sochi-2014 megaproject was beyond generation of profit from carrying out.

Influence of the Olympic Games on economic development of the region in which they were held can it will be shown only through 3-5 years, and long-term effects in 10 and more years.

Keywords: the megaproject, the Olympic Games, the city of Sochi, investments, it is state – private partnership, the post-project analysis, efficiency.