Железнякова Т.В. Образ дня и ночи в лирике Ф.И. Тютчева // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 6. №1. – С. 157-159.

ОБРАЗ ДНЯ И НОЧИ В ЛИРИКЕ Ф.И. ТЮТЧЕВА

 

Т.В. Железнякова, студент

Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Тара

(Россия, г. Тара)

 

Аннотация. В статье рассматривается образ дня и ночи в поэтическом творчестве Тютчева, который раскрывается под влиянием философского учения Шеллинга о единой «мировой душе». Особое место отводится изучению образа света и тени и их интерпретации в лирических текстах поэта. Анализируется ночная лирика Тютчева, где ночь рассматривается как архетипическое воплощение тьмы, смерти, зла, отчаянья. Ночи противопоставлен день, представленный как символ жизни, светлое, живое начало.

Ключевые слова: природа, образ дня, образ ночи, символ, архетип, амбивалентность, жизнь духа, хаос.

 

 

Природные образы в творческом наследии Ф.И. Тютчева занимают особое место. Это не просто лирическое описание тех или иных пейзажей, в его поэзии мы всегда оказываемся перед целым миром, даже когда речь идет о локальной картине. Он умеет за каждым явлением природы ощутить всю ее колоссальную и загадочную жизнь в свете дня и во тьме ночи, в страшном хаосе и в прекрасной гармонии.

На мировоззрение поэта оказало влияние учение философа-идеалиста Шеллинга о единой «мировой душе». Тютчев был убежден, что она находит свое выражение, как в природе, так и во внутренней жизни человека, его психике. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. В одном из стихотворений он утверждал:

 

Не то, что мните вы, природа.

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

(1836)

 

Поэт всегда старался показать живое существование природы, сравнимое с душой человека, поэтому его пейзажи наполнены образами. В своих стихах Ф.И. Тютчев пытается уловить душу природы, понять ее и объяснить.

Образ света или тени, обхватившей полнеба, в лирике Тютчева устойчиво связан с темой жизни, озаренной сиянием счастья (славы), или её конца:

Прекрасный день его на Западе исчез,

полнеба обхватив бессмертною зарею…

Варьирование этого сложного образа и включение в его состав обозначения радуги в стихотворении «Как неожиданно и ярко…» подчеркивает непродолжительность света, мгновений счастья, человеческой жизни [1].

В философской лирике природы Тютчева существуют «поэзия дня» и «ночная поэзия». Его «поэзия дня» рисует космос (в античном понимании этого слова) как светлый, вечно молодой, радостный, гармоничный, материальный и одухотворенный мир:

 

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росиста вьется

Долина светлой полосой.

 

День выступает как символ жизни, потому – отрадный, любезный («Святая ночь на небосклон взошла…»). День – земнородных оживленье, Души болящей исцеленье («День и ночь»).

Слово день представлено у Тютчева и как символ жизни духа, мыслительной деятельности человека. В этом случае дню противопоставлен другой символ – сон, который означает смерть и подсознательную жизнь духа, темную скрытую жизнь человеческой души. Например, в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла…», «Сон на море», «Проблеск», день представлен как светлый, осознаваемый мир души, а сон – мир тайный, смутный. В последнем из названных выше стихотворений, как отмечает О.А. Фёдорова, романтический мотив «потрясающих звуков» раскрывает прозрение лирическим субъектом сокровенной жизни духа [2]. Сон – это то, что в стихотворениях «День и ночь», «Еще шумел веселый день…», «Как океан объемлет шар земной…», « О чем ты воешь, ветер ночной?..», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» получает название бездны, царства теней, хаоса. А.Д. Григорьева отмечает, что «расширяя сферу применения устойчивых поэтических символов (день – жизнь и жизнь души, сон – смерть и подсознательная жизнь духа), Тютчев определяет их осмысление целым контекстом, хотя и этот контекст не всегда позволяет читателю подобрать соответствующий лексический эквивалент для нового применения символа. А это влечет за собой некоторое интуитивное, смутное постижение реалии. Впрочем, когда дело касается размышлений о жизни духа, о явлениях подсознания, эту затрудненность прямой и точной номинации Тютчев отражает поисками нетрадиционных обозначений смутных, трудно определяемых ощущений» [3].

Светлому миру гармонического наслаждения в поэзии Тютчева противопоставлен мрачный мир хаоса, холода, тьмы и мертвой неподвижности. Ночь становится связующим звеном между человеком и природой у Тютчева. Уничтожая преграды, она дает возможность сильнее почувствовать драматизм положения затерянного в мировом хаосе человека, дает ему возможность увидеть себя «лицом к лицу пред пропастию темной».

Ночь – архетипическое воплощение тьмы. В тютчевской трактовке образа ночи можно рассмотреть черты античности, которая воспринимала ночь как амбивалентный символ. С одной стороны, ночь – «страшная», она порождает смерть, конфликт, ложь, старость. Так, у Тютчева в стихотворении «День и ночь» ночь обнажает бездну с ее «страхами и мглами». Поэт не пытается скрыть свой страх перед таинствами ночи. В стихотворении «Святая ночь на небосклон взошла…» Тютчев говорит о ночном как о «чуждом, неразгаданном», а потому страшном. С другой стороны, от ночи происходит день, то есть свет, справедливость, плодородие и бессмертие. Следовательно, ночь может символизировать и гибель, и изобилие; в ней присутствует ожидание нового дня, обещание дневного света. Амбивалентность ночи ярко выражена в поэзии Тютчева. Тихая ночь, святая ночь, лазурная ночь и, с другой стороны, – страшная ночь, хмурая ночь.

Ночь связана со страхом перед неизвестностью, злом, отчаяньем, смертью как архетип тьмы. Так, например, в стихотворении «День вечереет, ночь близка…» слова день вечереет и вечереет день, обрамляющие первую строфу, символичны: день – жизнь, вечер – старость. В таком случае фраза ночь близка выявляет символическое значение слова ночь: вечер – старость завершается смертью – ночью. А.Д. Григорьева отмечает, что «уподобление в поэзии продолжительности человеческой жизни дню, а ее отдельных периодов – утру (заре утренней), полдню и вечеру (закату, заре вечерней) общеизвестно. Ночь в этом соотносительном ряду – явление, противопоставленное дню – жизни – это смерть, небытие» [3].

Таким образом, созданные Тютчевым образы дня и ночи становятся параллельно и символом душевных состояний поэта. Они окрашены его переживаниями и чувствами. Эти образы символизируют бытие человека, своеобразие его восприятия жизни. Так, в стихотворениях «Бессонница» и «Как птичка, раннею зарей…» образы дня и ночи являются символами как человеческой жизни, так и старого и нового, отжившего и зарождающегося. Здесь Тютчев обращается к традиционной символике: жизнь есть день, смерть есть ночь. «Обломки старых поколений», «полусонные тени» бредут в ночи, в «тихом сумраке», «в сумрачной дали». А на смену этой ночи приходит «младой, пламенный день». Ночь – старый, отживший мир, прошлое, которое «давно забвеньем занесло». День – новый мир, наполненный «солнцем и движеньем».

Ф.И. Тютчев, как и Д. Веневитинов, полагал, что человеческая жизнь – это изменчивый, восходящий процесс. В течение жизни человек переживает этап борьбы с миром, что является неотъемлемой вехой на пути самопознания и обретения полноты жизни [4].

Лирические тексты Тютчева изящны и пластичны, в них есть, по выражению Добролюбова, и «знойная страстность», и «суровая энергия». Они цельны, закончены: при их чтении создается впечатление, что они созданы мгновенным порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, который утверждал, что вся деятельность человека «подвиг бесполезный», от большинства его произведений веет молодостью, бесконечным жизнелюбием. Природа является не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире.

 

Библиографический список

1. Николина, Н.А. Поразительная многомерность построения (Лингвистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…») [Текст] / Н.А. Николина // Русский язык в школе. 2003. – №5.  С. 52-57.

2. Фёдорова, О.А. Эстетическое и поэтическое своеобразие философской лирики С.П. Шевырева [Текст]: дис. … канд. филол. наук / О.А. Фёдорова. Абакан, 2010. 177 с.

3. Григорьева, А.Д. Слово в поэзии Тютчева [Текст] / А.Д. Григорьева. — Москва: Наука, 1980. 248 с.

4. Железнякова, Т.В. Образ «Река жизни» в лирике Ф.И. Тютчева // Наука и образование: проблемы и перспективы – 2016 [Текст]: сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции Омск: Амфора, 2016. С. 18-20.

 

 

IMAGE OF THE DAY AND NIGHT IN LYRICS FI TIUTCHEV

 

T.V. Zheleznyakova, student

Branch of Omsk state pedagogical university in Tara

(Russia, Tara)

 

Abstract. The article examines the image of the day and night in the poetic works of Tiutchev, which opens under the influence of Schelling’s philosophical doctrine of a single «world soul.» A special place is given to the study of the image of light and shadow and their interpretation in the lyrical texts of the poet. Analyzed the lyrics Tiutchev night, where the night is seen as an archetypal incarnation of darkness, death, evil, despair. Night opposed to day, presented as a symbol of life, light, living principle.

Keywords: nature, the image of the day, the image of the night, symbol, archetype, ambivalence, life spirit, chaos.