Арутюнян В.А. Облигации федерального займа для населения как новый инструмент инвестиций  // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №7. – С. 89-91

ОБЛИГАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАЙМА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК НОВЫЙ

ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ

 

В.А. Арутюнян, студент

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Липецк)

 

Аннотация. В статье выделены особенности выпуска и обращения облигаций федерального займа для населения. Отмечены преимущества и риски их приобретения. Проведено сравнение ОФЗ-н с банковскими депозитами по ключевым показателям. Рассмотрены пути повышения активности вкладчиков. 

Ключевые слова: ОФЗ-н, финансовый рынок, депозиты, инвестирование, государственные гарантии, оценка риска, сбережения, доходы россиян.

 

 

В апреле 2017 года Министерство финансов Российской Федерации предложило гражданам облигации федерального займа для населения с упрощенным порядком получения и минимальной степенью риска потери средств. В перспективе физические лица будут использовать облигации как надёжный источник получения дохода небольшого, но гарантированного государством. Насколько востребованным окажется новый инструмент вложения денежных средств? В чём его суть? Каковы преимущества ОФЗ-н перед банковскими депозитами? Поставленные вопросы остаются актуальными в настоящее время.

Сегодня считается непростой задачей обеспечить доступ физических лиц на организованный российский рынок государственных ценных бумаг. Это связано, прежде всего, с необходимостью оформления множества документов. Кроме того, доступ становится возможным лишь через брокеров, деятельность которых лицензируется государством. Именно профессиональные участники рынка уведомляют граждан об инвестиционных рисках. Несмотря на ряд проблем, интерес ряда россиян к рынку облигаций федерального займа может сохраняться, но это будут в основном крупные инвесторы. Физические лица, как правило, не готовы нести убытки, даже временные. Они не хотят рисковать своими сбережениями и не всегда разбираются в том, какие риски наиболее вероятны. Государство, приняв во внимание все вышеперечисленное, решило создать для населения специальный долговой инструмент, посредством приобретения которого люди смогли бы получить больший доход, чем по депозитам. Процедура доступа к облигациям была предельно упрощена: их легко купить в отделениях банков-агентов «Сбербанка», «ВТБ24» или в личном кабинете на их официальных сайтах [1]. Вводя в оборот ОФЗ-н, государство намеревалось способствовать повышению финансовой грамотности граждан, воспитанию культуры сохранения и вложения денежных средств, а также создать новый сегмент ценных бумаг, обеспечить диверсификацию базы инвесторов в государственные ценные бумаги, стимулировать рост конкурентоспособности услуг корпоративного сектора.

Продажи облигаций федерального займа для населения начались 26 апреля 2017 года. Параметры выпуска таковы: объём – 15 млрд. рублей, номинальная стоимость облигации               — 1000 рублей, срок обращения – 3 года, минимальная сумма покупки – 30 тыс. рублей, максимальная 15 млн. рублей, усреднённая ставка – 8,5% годовых. Стоимость облигации на момент покупки будет зависеть от конъюнктуры рынка. Размер купонного дохода будет повышаться с каждой выплатой: 7,5% по первому купону, 8% по второму, 8,5% по третьему и так далее (максимум 10,5% годовых) [2, c. 4]. Сразу после первого выпуска Министерство финансов РФ готово приступить к реализации второго.

Можно сравнить особенности банковских депозитов и облигаций федерального займа для населения по ключевым показателям. По состоянию на конец мая 2017 года «ВТБ-24», один из банков-агентов, реализовал полный объём ОФЗ-н в рамках лимита, приняв примерно 4 тыс. заявок на сумму 5 млрд. рублей. Средний чек – 1,2 млн. рублей. Самым большим спросом новый инструмент пользуется у жителей Москвы и Московской области. Рассматривается вопрос введения дополнительной квоты, т.к. основную квоту планируется реализовать уже до конца лета. При этом Министерство финансов не рассматривает ОФЗ-н как фискальный инструмент. Преследуется другая цель – стимулирование сберегательной модели поведения россиян, а также восстановление доверия граждан к государству, выступающему в роли заёмщика. Развитие внутреннего рынка капитала в перспективе окажется дополнительным преимуществом.

Чем объясняется популярность облигаций федерального займа для населения? По мнению представителей власти, важным фактором для потенциального инвестора является почти полное отсутствие риска. Банк – коммерческая структура. Если он прекратит деятельность, вкладчик только при определённых условиях сможет получить вложенные деньги без потерь. В случае же с ОФЗ-н возврат средств рассматривается как прямая обязанность эмитента, т.е. государства. Конечно, вкладчики по-прежнему с недоверием относятся к идее покупки облигаций, в том числе потому, что приобретение этого вида ценных бумаг возможно только через посредников. Но для ОФЗ-н ограничение снято. Их отличает нерыночный характер, отсутствие вторичного обращения. Если инвестору вдруг потребуется вернуть деньги, процентный доход всё равно сохранится, правда, в меньшем размере.

Представляется целесообразным сравнение банковских депозитов и облигаций федерального займа для населения по нескольким показателям.

1. Налогообложение. По депозитам – 35% купонного дохода на его часть по вкладу, превышающую доход по ставке рефинансирования Центробанка +5 процентных пунктов, по ОФЗ-н – 13% дохода от реализации.

2. Досрочный возврат или выкуп. Депозитов – в любое время с потерей большей части дохода (банк платит не более 1,5% годовых в зависимости от ставки депозита до востребования), ОФЗ-н – в любое время с потерей дохода только в течение первого года владения (за период владения).

3. Гарантии государства. По депозитам – до 1 400 тыс. рублей в одном банке, по ОФЗ-н – возврат всех средств без ограничений вложенной суммы.

4. Переход права собственности. На депозиты – по договорам дарения, цессии, залогу, праву наследования, на ОФЗ-н – передача в наследство физическим лицам [3, c. 80].

5. Комиссия банка (агента). По депозитам не взимается, по ОФЗ-н – в зависимости от их стоимости без учёта накопленного процентного дохода (от 0,5 до 1,5%).

Итак, сегодня доход по облигациям федерального займа для населения превышает доход от вложения средств в банковские депозиты, даже если учитывать комиссию, т.к. средние ставки по трёхлетним вкладам в пятнадцати крупнейшим банкам в апреле 2017 года составляли 5,8-5,9% годовых. Депозиты уже не могут компенсировать потери от инфляции в полном объёме. Граждане задумываются о пользе реинвестирования. Интересно, что при погашении первых выпусков облигаций регионального займа для физических лиц, активно используемых в Томской и Калининградской областях, граждане приобретали новые облигации только на сумму, равную двадцати процентам полученного дохода. В настоящее время ситуация кардинально изменилась: вкладчики реинвестируют 80% средств от реализации облигации [4, c. 34].

Появление ОФЗ-н как инструмента, который активно используется в странах Европы и Северной Америки, свидетельствует о росте финансового рынка России, о переходе его на новую стадию развития. Задача уполномоченных органов власти РФ – убедить население в том, что государственные облигации являются одним из лучших финансовых инструментов. По нашему мнению, чтобы привлечь еще больше инвесторов, следовало бы уменьшить минимальную сумму покупки хотя бы в 2 раза, чтобы граждане с низкими сберегательными возможностями могли рационально распоряжаться своими денежными средствами. С другой стороны, в этом случае граждане потеряют больше из-за комиссий банка. Это противоречие должно быть снято.

Сегодня ОФЗ-н рассматриваются как очередной шаг граждан к фондовому рынку. Но сравнения с классическими государственными облигациями они пока не выдерживают: люди, которым вложенные средства понадобятся менее чем через три года после покупки облигаций, не смогут обойтись без потерь. Время покажет, станут ли облигации федерального займа для населения такими же популярными среди россиян, как банковские депозиты.

 

Библиографический список

1. Информационное сообщение о начале размещения первого выпуска ОФЗ-н // Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/ (дата обращения: 26.05.2017).

2. Седлов, Д. Почём облигации для народа / Д. Седлов, А. Киракасянц, А. Баева // Газета РБК. 2017. – №075 (2572). С. 3-5.

3. Минфин России: облигации для населения призваны восстановить доверие граждан к государству // Деньги и кредит. – 2017. – №4. С. 80.

4. Облигации для народа // Финансы. 2017. – №3. С. 33-34.

 

 

FEDERAL LOAN BONDS FOR THE POPULATION AS A NEW INVESTMENT

INSTRUMENT

 

V.A. Harutyunyan, student

Lipetsk branch of the Financial university under the Government of the Russian Federation

(Russia, Lipetsk)

 

Abstract. The article highlights the features of the issue and circulation of federal loan bonds for the population. The advantages and risks of their acquisition are marked. A comparison of OFZ-n with bank deposits on key indicators was made. Considered ways to increase the activity of depositors.

Keywords: OFZ-n, financial market, deposits, investment, state guarantees, risk assessment, savings, incomes of Russians.