Азимова Ж.Ч. О социальных противоречиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 79-83.

О СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ

 

Ж.Ч. Азимова, соискатель

Институт философии и  политико правовых исследований

Национальная академия  наук Кыргызской Республики

(Киргизия, г. Бишкек)

 

Аннотация. Статья посвящена анализу социальных противоречий. Даётся характеристика различных типов социальных противоречий. Проводится краткий обзор концепции в истории философии. Особо отмечается, что до настоящего времени ряд положений марксистко-ленинской концепции сохраняют свою научность и объективность.

Ключевы слова: противоречия, социальные противоречия, антагонистические, неантагонистические, внутренние, внешние, основные, неосновные противоречия, противоположности, стадии противоречия.

 

 

Греческий философ Гераклит первым разработал концепцию противоречия в истории философии. По его мнению «вечное становление» реально лишь в качестве единства противоположностей и рассматривается как непрерывный транзит одной противоположности в иную; борьбу противоположностей он интерпретирует как всеобщий закон для реальной действительности и всего сущего. Для другого древнегреческого философа Платона, который воспринял диалектические принципы Сократа и элеатов, развивает концепцию о противоречиях в своей диалектике категорий: «движение» и «покой», «множество» и «единое» и иные противоречивы по своей сущности, по необходимости; истину можно установить сведением в целое и единое противоречащих сторон. Диалектические тенденции интерпретации противоречивости познания и бытия продолжили Джруно и Николай Кузанский концепцией единства (тождества) противоположностей и которые рассматривают как имманентное соотношение соотношения противоположностей, в качестве их взаимопроникновения.

Затем, развитие концепции противоречия получает в немецкой философии (Фихте, Кант, Шеллинг), в частности у Гегеля. Трактуя противоречия в качестве «… корня всякого движения и жизненности». Гегель выявил то, что сущностью развития является процесс раздвоения на противоположности единого.

Вместе с тем, плодотворные диалектическими аспектами для учения Гегеля о противоречиях свойственна идентификация противоречия объективной реальности с логическим контекстом категории «противоречия» и истолкнование в ряде случаев разрешения противоречий в качестве примирения, нейтрализацию противоположностей, что детерминирование основными идеалистическими посылками системы Гегеля.

Материалисткая  разработка, а также обоснование диалектической концепции противоречия принадлежит классикам марксизма-ленинизма. Противоположные тенденции, моменты и стороны в структуре целого, в процессе взаимодействия формируют противоречия, не представленные в неизменной форме. Процесс становления противоположностей и различий делится на несколько стадий.

На первой стадии  тенденции, моменты, существуя в потенциале, противоречия проявляются в качестве тождества, которое содержит незначительные различия. Вторая стадия, значительные различия в тождестве: при общей базе в объекте выступают существенные тенденции, свойства, которые не соответствуют друг другу. Значительные различия трансформируются в противоположности (наиболее существенные различия, антагонизм, полярность) перерастают в противоречия, взаимоотрицая друг друга. По мнению К. Маркса, «сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения». Любое развитие представляет собой появление противоречия, разрешение и одновременно появление новых противоречий.

Противоречия, характеризующееся универсальностью, по-разному реализуются в различных областях сознания и бытия, детерминируются особенностями противоположных аспектов и теми условиями, в которых функционирует их взаимодействие. Выделяют несколько типов противоречий неантагонистические и антагонистические, внешние и внутренние, неосновные и основные. Внутренние противоречия представляют собой взаимодействие противоположных аспектов внутри этого объекта (внутри этого социума либо организма). Внешние противоречия представляют собой взаимодействие противоположности, которые относятся к разным явлениям (к примеру, между природой и социумом, средой и организмом). Антагонистические противоречия представляют собой взаимодействие между  враждебными классами, общественными слоями и силами.

Такие противоречия проявляются на базе враждебности основных интересов различных классов и, созревая в конфликт, могут трансформироваться в настоящую социальную революцию. Противоречия неантагонистического типа, характерные для социумов всех социальных отношений неэксплуататорского социума, выражаются как межклассовое взаимодействие, коренные интересы которых совпадают. Переход от эксплуататорского общества к демократическому устройству позволяет устранить антагонистические противоречия, однако он не гарантировал ликвидацию противоречия вообще, так как в любом обществе, включая демократическое, сохраняются противоречия неантагонистического характера (к примеру-между догматизмом и творческим характером, трансформирующимся производством и развивающимися потребностями) [1].

Но как свидетельствует историческая практика, после основ социалистического социума, при некоторых условий (из-за больших и длительных периодов, накопившихся пережитков в организации культурного и экономического строительства, в управлении социальными процессами и т.д.) неантагонистические противоречия получают возможность трансформироваться в антагонистический тип противоречий.

С построением следующего этапа социалистического социума объективно невозможным становится развитие неантагонистических различий в антагонистические противоречия. Конечно, ярые критики социализма могут выступить против подобного тезиса. Но китайский, узбекский и белорусский опыт демонстрируют, что элементы социалистического пути развития, сохранившиеся после развала СССР, позволяют добиться стабильного прогресса и в рычночных условиях и демократизации общества с учётом исторических и экономических особенностей и традиции, по сравнению с либеральными режимами, правящими в Кыргызстане, Молдавии и Грузии основные противоречия представляют собой противоречия, имеющие решающее значение в формировании и развитии (к примеру, последних десятилетий между фиаско социалистических принципов и побеждающим либерализмом, кроме, пожалуй, КНДР и Кубы).

С точки зрения марксистов «так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, то есть только отражение господствующего отражения во всей природе движения путём противоположностей.

Яркое свидетельство этому крен в управлении России в сторону консерватизма и авторитаризма, противостоящие безудержной либеризации, поощряемой Западом и, в первую очередь, в своих национальных интересах. Пророческие постулаты классиков марксизма об экономических кризисах систематически, повторяющиеся при капитализме – яркий пример научного анализа. Недаром во время мирового экономического кризиса 2008 года в западных странах стали переиздаваться массовым  тиражом соответствующие труды. К.Маркса, для того, чтобы выяснить глубинные причины этих противоречивых явлений. Особой формой функционирования феномена противоречия являются антиномии, обладающих объективной базой, выражающийся в них контекст в конечном итоге представляет собой компонент системы функционирующего объективного противоречия. Подобные антиномии являются формой теоретического воспроизводства диалектического противоречия в объективных концепциях, функционирование которых реализуется в итоге выявления, а также разрешения противоречия, раскрывающихся в предыдущих концепциях либо уровне изысканий. И при этих условиях наиболее эффективные механизмы разрешающих антиномий, которые возникли в научном мышлении представляют собой выход за их рамки, выявление их фундаментальной базы, перехода  какой-либо противоположности в иную противоположность и определение опосредствующих компонентов данного транзита, принцип противоречия получает метафизическую и идеалистическую интерпретации в современной западной философской науке. Философия жизни, «негативная диалектика» (трагическая диалектика) трактует противоречие в качестве чего-то принципиально неразрешимого, в качестве чисто мистической комбинации противоположностей, постигаемой лишь интуицией. Позитивизм, а также неопозитивизм сужают противоречия до внешних отношений между различными противоположностями, которые находятся не в какой-либо противоречивой, но в соотносительной связи. Это в сущности приводит к настоящему отрицанию самого принципа противоречия. Методологическую базу ревизионизма при рассматривании диалектико-материалистической теории о противоречиях представляет собой механическую трактовку диалектики и замена её релятивистким искажением. Идеологи праворевизионистской интерпретации выделяют компонент общественного единства в демократических режимах с рыночной экономикой, не учитывая борьбу противоположностей. Ревизионисты левого толка слишком расширяют область функционирования антагонистических противоречий, относя их к разряду всеобщих, при этом чрезмерно абсолютизируются различия, но единство просто игнорируется, таким образом, являясь базой для субъективизма и крайнего вольюнтаризма в политике. Вся история развития социума и науки целиком опровергает такие доктрины [1].

Таким образом, под противоречием следует понимать, на наш взгляд, диалектическое противоречие взаимоисключающих, противоположных тенденций и аспектов, явлений и предметов, находящиеся во внутреннем взаимопроникновении и единстве выступая в качестве источника самодвижения.

Видов социальных противоречий множество, как много различных сфер мироздания и мышления их существования, но социальную философию, в первую очередь, интересуют социальные противоречия.  Они являются отношениями борьбы и единства различных социальных субъектов, которым характерны противоположные интересы. При этом они представляют не борьбу и единство интересов этих субъектов, а только борьбу и единство самих субъектов на базе противоположных интересов.

В данном случае рассматриваются интересы самих социальных субъектов в качестве субъективных явлений. Исходя из характера интересов, данные противоречия следует подразделить на жизненные, экономические, производственные, политические и т.п.

Следует отметить, что различные социальные  слои включают в себя социальные субъекты (пролетарии, шахтеры, интеллигенция) и социальные организации (госорганы, профсоюзы, политические партии и т.п.) общества, нации, цивилизации, каждый социальный субъект в качестве противоположности и стороны какого-либо противоречия обладает, в первую очередь, способами деятельности, определёнными интересами.

Взаимное предположение указывает на то, что социум может функционировать лишь в единстве  различных социальных субъектов, характеризующихся противоположными интересами. В случае, когда останутся лишь интеллигентные, законопослушные, добрые и какие-либо хорошие, либо хулиганы, бедные, зло, простонародиеи т.п., тогда социум не будет функционировать, анигилируется в качестве определённого явления.

Многие явления общества, природы, сознания заключают в себе ряд противоречий.

Во-первых, формирование социального противоречия вбирает в себя компоненты осознания собственных интересов и действий исходя из них, задевающие интересы иных субъектов.

Иногда функционирующий субъект понимает, что доставляет ущерб иным субъектам, однако иногда не понимает. В первой ситуации функционирование социального противоречия имеет сознательный характер, а во второй ситуации-стихийный. Так, в первой ситуации формирование социального противоречия состоит из разработки программ и целей, ориентированных на осуществление своих интересов, а также ущемление иных субъектов. При этом процесс осознания характеризуется эмоциями враждебности по отношению к своей оппозиции и солидарности с пропозицией.

Во второй ситуации субъект обыкновенно реализует действия, исходя из своих интересов, не осознавая, что наносит урон другим субъектам. К примеру, так действовали чеченские и российские военные в период войны. Субъекты, характеризующиеся противоположными целями с различной степенью и в различные периоды времени, воспринимают противоположность своих целей.

В более выгодной ситуации оказываются такие субъекты, которые глубже и раньше осознали свои цели. К примеру, в такой ситуации оказалось буржуазия в западных странах по отношению к собственным пролетарским слоям, «новые кыргызы» в постсоветском Кыргызстане, в соотношении к советским гражданам и т.п. Этап формирования социального противоречия осуществляется в виде экономической, идеологической, военной, политической борьбы.

Контекст такой борьбы детерминируется типом противоречий (политическое, военно-экономическое и т.д.).  Высшую разновидность социального противоборства представляет собой войны (в частности мировые), классовая борьба, социальные революции. Так, они характеризуются различными типами общественного насилия противников, явным свидетельством которого представляют собой «белый» и «красный» террор в период гражданкой войны после Октябрьской революции в России, Ошские межэтнические конфликты в 1990 и 2010 годах.

К примеру, пролетариат в СССР одержал победу не только над буржуазией, однако и над всеми остальными слоями населения, и утвердил собственную диктатуру, посредством которой в стране установил социалистический строй. А в западных странах противоречие между пролетариатом и буржуазией разрешено возникновением буржуазно-социалистическим строем, в котором буржуазия вынуждена была пойти на уступки пролетариату, и тем самым рабочий класс не стал добиваться ликвидации буржуазии. Действительно, реальный социализм был построен не в социалистическом лагере, а в частности, к примеру в Швеции, Финляндии, Канаде и других развитых капиталистических странах. 

Анализ социальных противоречий позволяет сформулировать следующие выводы.

Во-первых, сами по себе противоречия в диалектическом контексте означают взаимодействие взаимоисключающих, взаимнопротивоположных тенденций и аспектов явлений и предметов находятся вместе с тем взаимопроникновении и единства, представляя собой источник развития и самодвижения познания и объективной реальности. Выражая квинтэссенцию закона единства и борьбы противоположностей понятие «противоречие»  играет  центральную роль в системе материалестической диалектики.

Во-вторых, противоречие – наиболее важная основа, логическая форма прогресса познания, зарождающиеся в либеральной деятельности, выражающие  противоречие объективной реальности.

В-третьих, хотя произошёл почти полный развал социалистической идеологии и строя, практика построения демократических моделей общества и рыночных отношений в бывшем соцлагере ряд положений марксистко-ленинской теории сохраняют свою научность и объективность.

В-четвёртых, к сторонам социальных противоречий относят субъекты, которым характерны противоположные  интересы, взаимоисключающие и взаимоопределяющие друг друга.

В-пятых, нужно подчеркнуть, что борьба субъектов, характеризующееся противоположными интересами являются источником развития социума и всего комплекса его компонентов – в технике, науке, экономике, производстве, функционирует социум (как гибель и разрушение этнических групп, индивидов, народов, организаций), а в общем оптимизация человечества.

В-шестых, разрешение какого-либо социального противоречия происходит следующим образом. Во-первых, победа какой-либо из сторон, что способствует качественной трансформации социального субъекта в пределах которого имело место противоречие. Во-вторых, компромисс между противниками, когда противоречие разрешается на более высшем уровне единства.

 

Библиографический список

1. Спиркин А.Г. Философский энциклопедический словарь – М.: Советская энциклопедия, 1983.

 

 

ON SOCIAL CONTRADICTIONS

 

J.C. Azimova, applicant

Institute of philosophy and political and legal studies

National academy of sciences of the Kyrgyz Republic

(Kyrgyzstan, Bishkek)

 

Abstract. The article is devoted to the analysis of social contradictions. Characteristics of various types of social contradictions are given. A brief overview of the concept in the history of philosophy is given. It is especially noted that to date a number of provisions of the Marxist-Leninist concept retain their scientific character and objectivity.

Keywords: contradictions, social contradictions, antagonistic, non-antagonistic, internal, external, basic, non-main contradictions, opposites, stages of contradiction.