Пономарь, Е. В. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах Российской Федерации / Е. В. Пономарь. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 247-250.

О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Е.В. Пономарь, студент

Научный руководитель: Д.В. Давтян, старший преподаватель

Волгоградский государственный университет

(Россия, г. Волгоград)

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения содержания правоохранительной деятельности и субъектов, которые относятся к правоохранительным органам.

Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, субъекты правоохранительной деятельности, правозащитная деятельность, правоохранительная функция.

 

 

Правоохранительная деятельность государства в значительной части осуществляется в рамках специально созданной им правоохранительной системы. В юриспруденции понятие «правоохранительная система» четко не определено. Среди юристов часто встречается ошибочная точка зрения, утверждающая, что правоохранительная система и система правоохранительных органов одно и то же. Следует указать на то, что это не синонимичные понятия.

Правоохранительная система – это понятие более объемное, в отличии от системы правоохранительных органов. В нее входят не только специальные правоохранительные органы, но и другие государственные органы, обладающие правоохранительной функцией, а также правовые нормы, юридические средства и методы правовой охраны.

Главной целью правоохранительной системы является охрана человека. В этом её смысл. Права человека и его интересы стоят выше всех иным прав, свобод и интересов, если они не ограничивают, а тем более если не нарушают законные права, свободы и интересы других. Таким образом, правоохранительная система в Российской Федерации обслуживает, в первую очередь, человека, участвуя в реализации его прав и свобод, закрепленных законом, во вторую очередь, её функционирование должно быть направлено на удовлетворение интересов коллективов, организаций, народностей, наций, общества и государства. Это предписано в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

Государству не присуще такое явление, как статичность, оно динамично, во-первых, потому что его работа направлена на общество и протекает в нем, а во-вторых, потому что оно не стоит на месте, развивается и совершенствуется, поэтому сущность государства выражается в его деятельности, в его функционировании. Деятельность государства состоит из различных её направлений, главные из которых в юриспруденции обозначают функциями государства.

Функции государства являются неоднородны по содержанию и назначению, они различаются по формам реализации. Под формой реализации функций государства следует понимать деятельность данного государства и/или государственных органов, с помощью которой реализуются его функции. В юридической науке выделяют две формы реализации государственных функций: организационную и правовую. К организационной относят обеспечение работы органов государства, связанное с организацией выборов, подготовкой проектов документов, техническую и хозяйственную работу и т.д. Правовая форма выражается в обнародовании общеобязательных нормативных предписаний, предназначенных различным субъектам, а также в деятельности по реализации норм права и охране правового порядка. Из функций правового характера выделяют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную правовые формы их реализации.

Из приведенного определения формы реализации функций государства следует, что правоохранительная форма данной реализации это правоохранительная деятельность государства и/или государственных органов, с помощью которой реализуются его правоохранительные функции.

В современной юридической литературе существует много точек зрения на определение сущности и содержания правоохранительной деятельности. Профессор Т.М. Шамба рассматривает данный вид деятельности в узком и широком смысле. В узком значении правоохранительная деятельность понимается автором как непосредственная охрана установленного законом порядка общественных отношений, то есть борьба с правонарушителями путем привлечения виновных к юридической ответственности. В широком смысле как не только непосредственная охрана сложившихся общественных отношений, но и поддержание, укрепление правопорядка, создание благоприятных условий для беспрепятственного осуществления всеми субъектами своих прав и обязанностей.

Профессор А.Б. Сахаров разделяет правоохранительную деятельность на два вида: правоприменительную и правообеспечивающую. Правоприменительную деятельность он характеризует как деятельность по поводу конкретных правонарушений (выявление, регистрация и документирование совершенных правонарушений, их расследование, судебное рассмотрение уголовных дел, исполнение наказаний), а правообеспечивающую как разнообразную деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений (общий надзор прокуратуры, обеспечение паспортного режима), непосредственную охрану общественного порядка и общественной безопасности, имущества и иных ценностей, индивидуальную и общую профилактику, правовую пропаганду.

В отечественной юридической литературе имеют место разногласия и споры по вопросам содержания и состава субъектов правоохранительной деятельности. По каждому из этих вопросов можно выделить по две позиции:

1. Если исходить из содержания, правоохранительная деятельность либо ограничивается действиями по борьбе с уже совершенными правонарушениями и устранению их последствий, либо создает максимально благоприятные условия для качественной реализации права, субъективных прав и юридических обязанностей.

2. Правоохранительная деятельность рассматривается либо как деятельность только государственных органов, либо как деятельность государственная и негосударственная.

Исходя из вышесказанного, правоохранительная деятельность является особым и всеобщим социальным явлением, и её нельзя сводить к деятельности только государственных органов, тем более специальных. Она в любом случае осуществляется и общественными объединениями, и государственными органами специального назначения.

Субъектами правоохранительной деятельности могут выступать различные общественные комитеты, группы, сообщества, союзы, фонды, центры, ассоциации и другие общественные объединения.

В качестве субъекта правоохранительной деятельности, ее действий обособленный гражданин может рассматриваться в двух случаях:

 во-первых, как индивидуальное физическое лицо, один или в составе группы (семьи, коллектива, общественного объединения), отстаивающий свои права и свободы или права и свободы других самостоятельных лиц своего общества;

 во-вторых, как лицо должностное, выполняющее свои полномочия в правоохранительной деятельности (сотрудник полиции, работник таможенных органов, прокуратуры), или как лицо, помогающее правоохранительным органам из-за сложившихся обстоятельств (оказание помощи полиции при задержании преступника, предотвращение общественно опасного деяния и так далее).

Исходя из этого можно сказать, что правоохранительная деятельность — это постоянная, целевая и методичная организация деятельности государственных органов и общественных объединений, направленная на:

 создание лучших условий для реализации правовых норм, субъективных прав и свобод;

 профилактику и выявление планируемых правонарушений, борьбу с существующими или совершенными правонарушениями с целью их, пресечения или сглаживания их последствий, восстановления нарушенных прав и свобод, возмещения причиненного ущерба, наказания виновных.

В юриспруденции и законодательстве Российской Федерации выделяют, три основные объекта правоохранительной деятельности и правоохранительной системы: в первую очередь личность, во вторую – общество, в третью очередь государство. Важно отметить данную очередность, иерархию приоритетов при осуществлении работы правоохранительных органов. Определив объекты правоохранительной системы, мы ответили на один из основных вопросов «что или кого надлежит охранять правоохранительной системе?».

В силу того, что правоохранительная система является особым специальным государственным образованием, понятия «субъект правоохранительной системы» и «субъект правоохранительной деятельности» не совпадают. К субъектам правоохранительной системы относятся только государственные органы правоохранительного назначения, к субъектам правоохранительной деятельности принадлежат многие другие органы государства, а также общественные объединения, выполняющие правоохранительные функции. Государство является основным субъектом правоохранительной деятельности, потому что оно не может существовать только в определенном порядке в системе общественных отношений, и поэтому служит основным инициатором правоохраны.

Термин «правоохранительные органы» впервые был закреплен юридически в Законе СССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР», позже и в других правовых актах. Но до сих пор в законодательстве нет однозначного перечня правоохранительных органов, специально сформулированного понятия «правоохранительный орган государства».

Анализируя различные источники, можно сделать вывод, что почти за тридцать лет научных исследований в правовой области, юридической наукой так и не было определено единого мнения о правоохранительных органах государства.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что содержание правоохранительной системы не ограничивается её составом субъектов. Она имеет достаточно сложную структуру. Вполне достаточно будет в данной статье ограничиться только некоторыми элементами данной системы, необходимыми для раскрытия интересующих вопросов по данной теме.

 

LAW ENFORCEMENT AND LAW ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Y.V. Ponomar, student

Supervisor: D.V. Davtyan, senior lecturer

Volgograd state university

(Russia, Volgograd)

 

Abstract. The article deals with the definition of the content of law enforcement activities and subjects that relate to law enforcement.

Keywords: law enforcement bodies, law enforcement activity, subjects of law enforcement activity, human rights activity, law enforcement function.