Иванько, А. Ф. Новые технологии – облачные сервисы / А. Ф. Иванько, А. И. Винокур, М. А. Иванько. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 139-142.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ

 

А.Ф. Иванько1, канд. техн. наук, профессор

А.И. Винокур2, канд. техн. наук, доцент

М.А. Иванько1, канд. техн. наук, доцент

1Высшая школа печати и медиаиндустрии Московский политехнический университет

2Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(Россия, г. Москва)

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования облачной технологии GaaS (Game as a Service) и её отличий от моделей обслуживания облачных сервисов, выделенных Лабораторией Национального института стандартов и технологий США (IaaS, PaaS, SaaS). В рамках исследования были решены следующие задачи: представлены основные возможности 3 моделей обслуживания облачных сервисов, проведено сравнение их с технологией GaaS (Game as a Service), рассмотрены плюсы и минусы технологии GaaS.

Ключевые слова: облачные технологии, облачные сервисы, модели обслуживания, информационное общество, информационные технологии в образовании.

 

 

Информационные технологии являются одной из перспективных областей современной науки. Появляются новые проблемно-ориентированные области, возникают перспективные инновационные решения. Они помогают нам эффективно работать и интересно проводить наш досуг, возникают мысли об использовании методов геймификации в образовательных технологиях. Облачные технологии входят в число новых, самых современных информационных методов обработки данных и информации. Они появились совсем недавно, но быстро распространяются в информационном обществе в самых различных сферах.

Идея облачных вычислений появилась еще в 1960 году, когда Джон Маккарти высказал предположение, что когда-нибудь компьютерные вычисления будут производиться с помощью общенародных утилит [1]. Однако популяризация и осмысление облачных технологий произошли совсем недавно, в двухтысячных годах. В связи с этим, понятие облачных вычислений новое, общепринятого научного определения облачных вычислений на данный момент не существует. В статье «Облачные технологии: основные модели, приложения, концепции и тенденции развития» даётся следующее определение: «Под облачными вычислениями (от англ. cloud computing) обычно понимается предоставление пользователю компьютерных ресурсов и мощностей в виде интернет-сервисов. Вычислительные ресурсы предоставляются пользователю в «чистом» виде, и пользователь может не иметь понятия, какие компьютеры обрабатывают его запросы, под управлением какой операционной системы это происходит и т.д.» [1].

А в распространённой статье лаборатории National Institute of Standards and Technology говорится о том, что «облачные вычисления (англ. cloud computing) модель, обеспечивающая повсеместный и удобный сетевой доступ по требованию к общему пулу (англ. pool) конфигурируемых вычислительных ресурсов (таким как сети передачи данных, серверы, устройства хранения данных, приложения и сервисы), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами или обращениями к провайдеру» [2].

В своей работе вышеупомянутая лаборатория выделила 3 модели обслуживания облачных сервисов:

1. Cloud Software as a Service (SaaS) – облачное программное обеспечение как услуга.

Программное обеспечение как услуга – модель, в которой потребителю предоставляется возможность использования прикладного программного обеспечения провайдера, работающего в облачной инфраструктуре и доступного из различных клиентских устройств или посредством тонкого клиента (например, из браузера или посредством интерфейса программы). Пользователю предоставляются ограниченные настройки программного обеспечения. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, операционных систем, хранения, или даже индивидуальных возможностей приложения (за исключением ограниченного набора пользовательских настроек конфигурации приложения) осуществляется облачным провайдером.

Примерами SaaS являются Gmail, Intuit QuickBooks Online и др.

2. Cloud Platform as a Service (PaaS)облачная платформа как услуга:

Платформа как услуга модель, когда потребителю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры под базовое программное обеспечение для последующего размещения на нём новых или существующих приложений (собственных, разработанных на заказ или приобретённых).

Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, операционных систем, систем хранения, осуществляется облачным провайдером, за исключением разработанных или установленных приложений, а также, по возможности, параметров конфигурации среды (платформы).

Примерами услуг платформы служат Amazon Web Services, Windows Azure и др.

3. Cloud Infrastructure as a Service (IaaS) облачная инфраструктура как услуга.

Инфраструктура как услуга предоставляется как возможность использования облачной инфраструктуры для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения, сетями и другими фундаментальными вычислительными ресурсами, например, потребитель может устанавливать и запускать произвольное программное обеспечение, которое может включать в себя операционные системы, платформенное и прикладное программное обеспечение. Потребитель может контролировать операционные системы, виртуальные системы хранения данных и установленные приложения, а также обладать ограниченным контролем за набором доступных сетевых сервисов (например, межсетевым экраном, DNS). Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака, в том числе сети, серверов, типов используемых операционных систем, систем хранения, осуществляется облачным провайдером.

Примерами услуг инфраструктуры служат: VMWare, Amazon EC2 и др. [3].

В начале 2016 года прошла конференция с представителями облачного сервиса Playkey, организованная блогом RUVDS, где технический директор данного сервиса Алекcей Лыков попытался раскрыть понятие новой технологии GaaS Game As A Service, используемой в сервисе.

Облачный сервис Playkey позволяет играть в компьютерные игры, не устанавливая их на свой компьютер. Технология не так сложна: игра запускается на сервере, превращается в видео поток, отправляется пользователю через интернет в виде видео стриминга. Пользователь осуществляет свое управление путем нажатия кнопок на клавиатуре и мышке своего компьютера — информация об этом посылается на сервер. Этот цикл настолько быстро происходит, что пользователь не замечает, что играет происходит на удаленном сервере [4].

В одной из статей на Хабрахабре один из авторов блога RUVDS.com при описании технологии GaaS заметил, что она является стыком IaaS и PaaS [4].

Однако, при работе по технологии Game as a Service необходимо:

1. Нужно скачать ПО клиент;

2. Пользователь может играть только в уже установленные на сервере игры, которых ограниченное количество. Он не может ни скачивать новые, ни дополнять старые.

Мы видим, что технология GaaS позволяет изменять только настройки игр, что не противоречит определению модели SaaS.

Основываясь на описаниях ранее выделенных моделей, мы считаем, что автор блога RUVDS.com ошибается, и Game as a Service, по предоставляемым пользователю возможностям, больше похожа на SaaS.

Соответственно, у нас появился вопрос: что отличает GaaS от SaaS  и можно ли выделить её в отдельную модель?

Этот вопрос был задан в личных сообщениях в социальной сети «В Контакте» Алексею Лыкову, который ответил, что «GaaS (Game as a service) это придуманная аббревиатуры для игр, собственно она ничем не отличается от SaaS» [5].

Мы видим, что техдиректор Playkey утверждает, что сервисы, работающие по технологии GaaS, не привнесли ничего нового в облачные технологии. Но мы прекрасно понимаем, что они сломали наше представление о компьютерных играх, предоставили гигантскую возможность тем, кто не может позволить себе скачивать игры на свой ПК. Следовательно, надо искать отличия. И мы их нашли. Например, почтовые службы, по нашему представлению, обеспечивают облачность за счёт того, что на серверных компьютерах хранится база данных, в которой собрана вся информация об электронных пересылках. Пользователь, используя тонкий клиент или прикладное ПО, обращается к серверу с целью получить интересующую его информацию, после чего в базе данных находится соответствующая графа и ответ на запрос уходит к конечному пользователю.

По технологии облачного игрового сервиса на серверном компьютере загружается сама игра и все действия пользователя происходят на серверном компьютере, а пользователь лишь водит мышкой по видео, получаемого посредством стриминга по интернет-каналу. Установленное на компьютере пользователя специальное ПО считывает положение курсора игрока и посылает координаты на сервер, где происходит реальное взаимодействие с игрой. Тогда как в клиенте почтовых сервисов пользователь взаимодействует с сервером посредством html-ссылок.

Как видно, новая технология взаимодействия с пользователем выделяет GaaS среди трёх других моделей облачного обслуживания.

Здесь мы подошли к задаче выяснения преимуществ и недостатков технологии GaaS.

Плюсы для пользователя:

 если у пользователя старый компьютер, ему не нужно покупать новый для игр;

 допустимая скорость интернета для успешного пользования сервисом чрезвычайно мала 5 Мбит/с [4];

 играть можно с любого устройства, будь то смартфон или планшет;

 требуется очень мало времени для входа и загрузки игры.

Минусы:

 для игры требуется интернет, который есть не везде и не всегда. Это сильно тормозит развитие подобных сервисов — на сегодняшний день небольшие населённые пункты России продолжают испытывать проблемы с подключением к мировой паутине;

 из-за особенности технологии отклик на запросы пользователя происходит с определенной задержкой. Средний игрок даже не заметит этого, однако профессионалам-геймерам такая задержка, возможно, будет создавать некоторые неудобства;

 оплата подписки на сервис (помимо покупки ключа к игре).

Плюсы для разработчиков игр:

 рассматриваемая технология позволяет решить проблему пиратства.

Главный плюс для разработчика сервиса:

 получение дохода с подписок.

Минусы для разработчика сервиса:

 небольшое количество облачных провайдеров, готовых предоставлять сервера на арендной модели;

 не все интернет-провайдеры готовы предоставить конечному пользователю достаточно качественный интернет;

 серверы большинства облачных провайдеров, собранные несколько лет назад, быстро устаревают. Для игр требуется более сильное железо, что вынуждает разработчиков игровых облачных сервисов инвестировать в усовершенствование серверов.

Как видим, технология GaaS привнесла много положительного в облачные сервисы. Особенно много плюсов для конечного пользователя — слабое железо и отсутствие памяти не препятствует приятному времяпрепровождению, не надо ждать, когда игра скачается и установится, для входа и загрузки игры через облачные сервисы требуется очень мало времени.

Выводы:

Рассмотрев возможности новейшей технологии Game as a Service и сравнив её с тремя моделями обслуживания облачных сервисов, выделенных Лабораторией Национального института стандартов и технологий США, мы пришли к выводу, что больше всего GaaS похожа на SaaS.

Однако она имеет одно существенное отличие в технологии взаимодействия с облачным сервером, поэтому, по нашему мнению, технологию Game as a Service можно причислить к разновидностям SaaS и включить её в классификацию как подпункт SaaS.

 

Библиографический список

1. Батура Т.В., Мурзин Ф.А., Семич Д.Ф. Software & Systems Программные продукты и системы // Облачные технологии: основные модели, приложения, концепции и тенденции развития Сборник. – 2014. – №3 (107).

2. Peter Mell, Timothy Grance. The NIST Definition of Cloud Computing.Облачные вычисления https://ru.wikipedia.org/wiki/Облачные_вычисления (дата обращения: 05.10.2016).

3. Gaming As A Service: Вычислительные облака для игровой индустрии https://habrahabr.ru/company/ruvds/blog/306148/ (дата обращения: 05.10.2016)

4. Социальная сеть ВКонтакте https://vk.com/.

5. Иванченко Д.А. Управление мобильными технологиями в информационном пространстве современного вуза // Высшее образование в России. – 2014. – №7. С. 93-100.

6. Naismith, L., Lonsdale, P., Vavoula, G. & Sharples, M. (2005) Literature Review in Mobile Technologies and Learning. Report 11, NESTA Futurelab. Bristol: NESTA Futurelab.

7. Sharples, M. (Ed., 2007). Big issues in mobile learning: Report of a workshop by the Kaleidoscope Network of Excellence Mobile Learning Initiative. Nottingham, UK: University of Nottingham, Learning Sciences Research Institute.


NEW TECHNOLOGIES — CLOUDY SERVICES

 

A.F. Ivanko, candidate of technical sciences, professor

A.I. Vinokur, candidate of technical sciences, associate professor

M.A. Ivanko, candidate of technical sciences, associate professor

Higher school of press and media industry Moscow polytechnic university

National research nuclear university «MEPhI»

(Russia, Moscow)

 

Abstract. This article presents the results of a study of cloud-based GaaS (Game as a Service) technology and its differences from the cloud service models identified by the Laboratory of the National Institute of Standards and Technologies (IaaS, PaaS, SaaS). Within the framework of the research the following tasks were solved: the main features of 3 models of cloud services servicing are presented, their comparison with GaaS technology (Game as a Service), pluses and minuses of GaaS technology are considered.

Keywords: cloud technologies, cloud services, service models, information society, information technologies in education.