Ильинич Е.В. Направления совершенствования системы управления социальной сферой Самарской области // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 8. №1. – С. 170-174.

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Е.В. Ильинич, методист

Государственное казенное учреждение Самарской области «Тольяттинский социальный приют для детей и подростков «Дельфин».

(Россия, г. Тольятти)

 

Аннотация. Управление социальной сферой Самарского региона включает управление развитием социальной сферы региона. На основе проведенного анализа результатов деятельности учреждений и организаций, подведомственных департаменту семьи и детства министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, мы утверждаем, что совершенствование региональной системы управления социальной сферой предполагает следующие основные направления: а) выявление наиболее результативных идей и алгоритмов решения социальных проблем, включающие в себя деформализацию предоставления социальных услуг, технологизацию социально-направленных мероприятий и оптимизацию системы управления; б) концептуализация развития социальной сферы в регионе – как результат разработки системы оценки ее перспектив при планировании деятельности.

Ключевые слова: управление, эффективность, реализация, регион, социальная сфера, социальная политика;

 

 

Функциональная суть социальной политики, ее практическая реализация, заключается в поддержании отношений между социальными группами, в закреплении благосостояния, повышения качества жизни людей, в создании социальных гарантий. Социальную сферу мы рассматриваем как объект управления в общей структуре государственной социальной политики – объясняется это тем, что деятельность субъектов социальной политики России и на региональном, и на местном уровнях направлена, прежде всего, на решение конкретных проблем населения и имеет целью социальное развитие регио­на, направленное на изменение структуры потребностей и благосостояния людей в меняющейся социально-экономической обстановке.

В нашем исследовании был проведен анализ эффективности реализации социальной политики в Самарском регионе – на примере существующей организационно-структурной схемы управления социальной сферой Самарской области, а также представления результатов деятельности учреждений и организаций, подведомственных департаменту семьи и детства министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.

Обобщая проведенное исследование эффективности отрасли, сообщим, что учреждениями, подведомственными департаменту семьи и детства министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, к 2016 году достигнуты значительные результаты в своей работе. Целью социальной политики Самарской области в сфере семьи и детства является выполнение в рамках своей компетенции и полномочий, прав и государственных гарантий, устойчивого уровня повышения жизни населения. Управление социальной сферой Самарского региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона. Управление развитием социальной сферы региона – это система мероприятий по оптимизации социального развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному и всестороннему развитию каждого человека на основе совершенствования системы общественных отношений. Развитие социальной сферы региона отраженно в данных, которые указывают о позитивном росте основных показателей – снижении дезадаптированности семей с детьми, расширении мер профилактики социального сиротства и т. д. В на­стоящее время перед системой управления социальной сферой региона стоят серьезные задачи, которые требуют высокого уровня компетенции, ответственности и концентрации всех имеющихся ресурсов.

Учитывая наметившийся общий вектор позитивных изменений в картине жизнедеятельности социально уязвимых групп населения региона, а также реализуя критическое отношение к мерам осуществления социальной политики в Самарской области и к эффективности средств решения организационно-управленческих задач, отметим необходимость поиска новых направлений совершенствования системы управления социальной сферой региона.

Повышение эффективности любой организованной деятельности возможно при условии четкого формулирования целей и миссии, при активном руководстве, а также при совер­шенствовании административных навыков специалистов, поощрении их инициативности и предприимчивости. Управление при реализации социальной политики включает различные способы управления персоналом, финансами, бюджетом, имеет в виду несколько систем принятия решения, планирования, измерения, контроля и оценки. Поэтому целостная программа совершенствования управления в социаль­ной сфере может быть выработана только на базе комплекса методов и подходов. Такой комплекс предполагает широчайший спектр форм и средств: от разработки критериев оценки до собственной оценки результатов деятельности, от максимума технического оснащения до персонифицированного воз­действия психологического характера, от методов ведения коллективных перего­воров до конкретных образцов сотрудничества субъекта и объекта управления и др.

В этой связи и исходя из проведенного анализа эффективности управления социальной сферой в Самарской области, можно утверждать, что совершенствование региональной системы управления социальной сферой предполагает следующие основные направления:

                         выявление наиболее результативных механизмов реше­ния неотложных мер при поддержке различных социальных групп населения;

                         разработку системы оценки перспектив и приоритетов в планировании вариантов развития социальной сферы в регионе.

Выявление наиболее результативных идей и алгоритмов решения социальных проблем включает в себя деформализацию предоставления социальных услуг, технологизацию социально-направленных мероприятий и оптимизацию системы управления в социальной сфере.

При реализации управления социальной сферы априори существует формализация связей и отношений. Анализ формальных организаций и повседневных практик взаимодействия в социальной сфере позволил нам определить факторы, оказывающие влияние на эффект и результаты деятельности при практическом выполнении мер социальной политики. Отсутствие или недостаточное понимание смысла и назначения своей работы дезориентирует сотрудников организаций и учреждений, оказывающих социальные услуги, лишает их стабильности, представления о своих пределах компетенции и уверенности в профессиональных возможностях. Каждодневная рутина и предрасположение к увеличению количественных показателей работы обуславливают формальный подход к клиентам. При том, что статус «клиента социальной службы» наделяет человека определенной властью и правами, все действия работников социальной сферы должны быть направлены на адаптацию своих клиентов к изменяющимся социально-экономическим условиям, на развитие способностей успешно функционировать в социуме: адекватно удовлетворять свои потребности, развиваться, достигать поставленных целей.

Способность человека формировать и находить способы решения жизненных противоречий, принимая и осознавая свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения, – важнейшее качество, которое развивается в ходе реабилитационной работы у клиента социальной службы. Выбирая то или иное направление в своей работе, оказывая тот или иной вид помощи, сотрудники центров, департаментов и учреждений должны отдавать себе отчет, насколько их индивидуальная деятельность соответствует базовым основам реализации социальной политики и, главное, потребностям клиента. Все свои профессиональные умения специалисты социальной сферы обязаны направить на оказание помощи людям, находящимся в кризисной ситуации. Цель социальных учреждений – актуализация личных возможностей каждого клиента для решения своей проблемы, оптимизация потенциальных ресурсов, открывающих человеку позитивные перспективы, помогающих справляться со сложившейся кризисной ситуацией. В свете этой цели считаем целесообразным взгляд на оценку эффективности и результативности деятельности социальных учреждений, организаций, департаментов, служб в том числе и по степени активизации жизненной позиции клиента.

Организуемое на практике каждым сотрудником на местах поощрение ответственности клиента за свою жизнь, решения и поступки приводит нас к эффективному шагу в направлении совершенствования реализации социальной политики через деформализацию социальных услуг.

В практике организации деятельности и управления предприятиями/учреждениями социальной сферы наличествует установка отношения к эффективности, как к феномену. Исходя из доказанной системности, разноплановости, подконтрольности деятельности социальной сферы мы рассматриваем эффективность как объект управления. При этом логичность управления допускает выделение новых возможностей и направлений совершенствования.

Мы можем предложить следующие аспекты технологизации деятельности учреждений социальной сферы: наличие качественной характеристики организационно-структурной схемы управления и организационных процессов, фиксация результатов организационно-управленческой деятельности, отслеживание решения социальных проблем населения по степени и результатам воздействия на внешнюю среду, а также в контексте удовлетворенности всех субъектов взаимодействия.

Схема управления в действующей структуре – это мощнейший организационный ресурс, используемый для реализации функциональных задач социальной сферы региона, поэтому оптимальное и гибкое его конструирование является фактором, в высокой степени детерминирующим результативность деятельности при реализации социальной политики. Такая мера, как оптимизация управления,  способна учитывать интересы клиентов, равно как и эффективные линии взаимодействия, в том числе межведомственного и вневедомственного. В этой связи важный элемент оптимизации управления – адресное финансирование социальных проектов и программ – выводит в доминирование и приоритет те проекты и методики, эффективность которых реально доказана и которые отвечают потребностям населения либо приоритетным направлениям осуществления социальной политики. Механизмом выявления таких проектов распределения финансовых потоков в Самарском регионе стал, например, конкурс социальных проектов «СОЦИОДРАЙВ», ежегодно проводимый под эгидой федерального центра и представителя регионального правительства – министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области. Смещение системы выбора конкретных проектов, системы общего, «безликого», и потому рискованного, финансирования к финансированию проектов и местных программ стимулирует внедрение системы оценки эффективности проводимых реабилитационных мероприятий и обусловливает интерес к проблематике результативности социальной системы в целом.

Концептуализация развития социальной сферы в регионе как результат разработки системы оценки ее перспектив при планировании деятельности и основных направлений.

Уточнение и конкретизация концептуальных основ деятельности социальных учреждений, служб, управлений и департаментов приобретает несомненную актуальность, так как отсутствие концепции (или недоработанная концепция) ограничивает их потенциальные возможности как агента социальных изменений в обществе. Так, в «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», аккумулирующей приоритеты региональной политики, делается акцент на семейно-центрированные ориентиры.

Элементом социальной эффективности является наличие действенных механизмов социального партнерства в социальной сфере. Социальное партнерство позволяет объединить ресурсы государства и частных благотворителей-спонсоров и привлечение некоммерческих фондов к реализации конкретных социальных программ. Проведенные исследования подтверждают, что в современной России ресурс для развития социального партнерства между властью, бизнесом и гражданским обществом развивается поступательно. В настоящее время, например,  возрастает роль активных реализаторов социальной политики на микроуровне – социально ориентированных некоммерческих организаций.

Следовательно, на первый план, кроме повышения качества социальных услуг, выходят следующие доминанты: демонополизация социального обслуживания, развитие методик, форм и видов оценки эффективности деятельности госучреждений, приоритет выборного программного принципа (для целевого финансирования), а также активная практика социального партнерства организаций/учреждений социального обслуживания населения и органов власти, бизнес-структур, общественных, научных, образовательных объединений и организаций.

Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что при практической разработке и детализации представленных направлений совершенствования управления в социальной сфере (на всех уровнях) возможно эффективное функционирование любой системы, реализующей  социальную политику России в местном и региональном масштабах.

 

Библиографический список:

1. Волков Ю.Г. Социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – С. 5-80

2. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. – 54 с.

3. Зайцев Д.В., Зайцева О.Б. Разгосударствление социальной сферы в России: социально-правовой аспект // Общественные науки и современность.  2007. – №3.  С. 174-176.

4. Закомолдина Т.О. Информационная поддержка принятия решений органами социальной защиты населения на региональном и местном уровнях: Монография. Самара: Самарская гуманит. акад., 2003. – С. 16-140.

5. Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимость // Российский журнал социальной работы.  М., 1998. – №8.

6. Константинов И.Б. Совершенствование управления социальной защитой населения на основе системного подхода // Вестник Поволжской академии государственной службы.  2006.  №11.

7. Коптева К.В. Качество жизни населения как мера социальной безопасности страны // Основы экономики, управления и права.  2012. – №4(4). –С. 14-17.

8. Лаврененко И.М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е – первая половина 90-х годов XX столетия): автореферат дисс … д-ра ист. наук. М., 2000.

9. Модернизация местных администраций: Сборник научных трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2005. – 260 с.

10. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х // Под ред. Т.М. Малевой, Н.В. Зубаревич, Д.Х. Ибрагимова и др.; Независимый институт социальной политики. – М.: НИСП, 2007. – 432 с.

11. Павленок П.Д. Основы социальной работы.  М.: Изд-во РГСУ, 2008.

12. Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ // Проблемы теории и практики управления. – 2013. №6.

13. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для Рсссии // Комсомольская правда. 2012. 13 февраля.

14. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. – М.: Академия, 2004. – С. 34-70.

15. Тасеев В.Б. Регионально-муниципальные аспекты управления социальной политикой // Вестник СамГУ.  2012. – №92. –С. 183-189.

16. Электронный ресурс – сайт Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области http://minsocdem.samregion.ru/

17. Электронный ресурс – сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ: http://www.minzdravsoc.ru/social/social/79

18. Электронный ресурс – Информационно-аналитический портал «Социальная политика» http://www.socpolitika.ru

 

 

DIRECTIONS OF PERFECTION OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF SOCIAL SPHERE OF THE SAMARA REGION

 

E.V. Ilyinich, methodist

State institution of the Samara region ‘Togliatti social shelter for children and teenagers «Dolphin”

(Russia, Tolyatti)

 

Abstract. Management of social sphere of the Samara region includes the management of social development of the region. On the basis of the analysis of the results of operations of institutions and organizations subordinated to the Department of family and childhood of the Ministry of socio-demographic and family policy of the Samara region, we argue that the improvement of regional system of management of social sphere involves the following main directions: a) identify the most productive ideas and algorithms to solve social problems, including the deformalization of social services, the technologization of social-oriented events and optimization of the control system; b) conceptualization of social development in the region – as a result of the development of the system of assessment of its prospects when planning activities.

Keywords: management, efficiency, sales, region, social sphere, social policy.