Иксанов Р. А. Налоговые преступления: понятие и механизм привлечения к юридической ответственности / Р. А. Иксанов, А. Г. Гараев, А. Э. Янгазина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 267-270.

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Р.А. Иксанов, старший преподаватель

А.Г. Гараев, студент

А.Э. Янгазина, студент

Уфимский государственный авиационный технический университет

(Россия, г. Уфа)

 

Аннотация. В статье дано понятие налогового преступления, отличие его от налогового правонарушения, рассмотрено многообразие способов совершения налоговых преступлений и приведена их статистика. В статье также раскрываются причины низкой эффективности механизма привлечения к юридической ответственности за совершение налоговых преступлений.

Ключевые слова: налоговое преступление, налоговое правонарушение, причины, механизм привлечения к юридической ответственности.

 

 

В современной российской законодательной практике термин «налоговое преступление» впервые был официально употреблен в Законе РФ “О федеральных органах налоговой полиции”, в статье 2 которого было указано: “Задачами федеральных органов налоговой полиции являются: … выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений…”. Понятие «налоговое преступление» отсутствует как в действующем Налоговом кодексе РФ, так и в российском уголовном законодательстве. 

Учитывая положения Уголовного Кодекса РФ, можно попытаться сформулировать понятие налогового преступления. По нашему мнению, под налоговым преступлением следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние, состоящее в нарушении действующего порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.  Налоговые преступления причиняют ущерб налоговой, финансовой, экономической безопасности государства, мешают плановому поступлению налогов и сборов в бюджет, чем подрывают нормальное функционирование экономики государства. В этом состоит общественная опасность налоговых преступлений.

Следует иметь ввиду, что имеются существенные различия между понятиями «налоговое преступление» и «налоговое правонарушение». Согласно положениям ст. 106 НК РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность» [2]. Таким образом, налоговые правонарушения и налоговые преступления не являются тождественными понятиями в силу различий в степени общественной опасности. При совершении налоговых правонарушений юридическая ответственность заключается в применении лишь налоговых санкций в виде штрафов, когда как в налоговых преступлениях – различные виды уголовных наказаний вплоть до лишения свободы. Таким образом, исследуемые понятия можно разграничивать и по наступающим, в результате их совершения юридических последствий.

Исследуя особенности составов налоговых преступлений, можно выделить две разновидности объектов преступных посягательств в сфере налогообложения. Это позволяет нам выделить одновременно две группы налоговых преступлений в зависимости от  объекта:

  1.      Налоговые преступления в сфере установления, введения, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов [1]:

уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 198 УК РФ);

– воспрепятствование установлению правильного размера налоговых платежей;

– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК РФ);

– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей;

– незаконное получение налоговых льгот;

– незаконное получение возвращаемых государством налоговых платежей.  

  1.      Налоговые преступления в сфере налогового администрирования [1]:

– неисполнение обязанностей работниками налоговой администрации;

– воспрепятствование законной деятельности органов и должностных лиц налоговой администрации;

– препятствование проведению следствия по делу о налоговом правонарушении или преступлении;

– подстрекательство к совершению налогового преступления;

– незаконное обложение;

– незаконное предоставление налоговых льгот.

Опираясь на судебно-следственную практику, можно сделать выводы, что существует множество способов совершения налоговых преступлений, которые варьируются в зависимости от вида налога (сбора), налогового статуса организации, использования налоговых льгот, специальных налоговых режимов.

При обращении к статистике, предоставляемой Следственным Комитетом РФ о налоговых преступлениях можно констатировать, что число возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям за последние  пять лет выросло (рис.1) [3].

 

 

Рис. 1. Количество возбужденных  уголовных дел по налоговым преступлениям

за 2012-2017 г.г. [3]

 

 

Что касается  налоговых посягательств, их количество выросло на 2,68 % в 2016 по сравнению с предыдущим годом и достигло уровня 9 тысяч 283 случаев (Рис. 2) [3].

 

 

Рис. 2. Количество выявленных налоговых преступлений за 2012-2016 г.г. [3]

 

 

По статистике около трети из их числа завершаются прекращением производства на таком основании, как истечение срока давности, в течение которого возможно привлечение обвиняемого к уголовной ответственности. В 2016 году этот показатель составил 36% от общего количества возбужденных дел (1 тысяча 438 случаев). По итогам первого квартала 2017 годы показатели практически не изменились: 36,6% (321 случай) [3].

В Генпрокуратуре с сожалением констатируют продолжение тенденции к снижению раскрываемости налоговых преступлений. Если по итогам 2015 года нераскрытыми остались 4 тысячи 100 выявленных налоговых преступлений, то в 2016 году их число выросло на 18,9 % и достигло показателя 4 тысячи 900. Первый квартал 2017 года тоже не радует надзорные органы: рост нераскрытых налоговых преступлений составил 20,7 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и достиг показателя 1 тысяча 30 преступлений [3].

Как отмечают в Генпрокуратуре, одним из самых актуальных направлений в борьбе с налоговыми правонарушениями остается пресечение деяний, связанных с противоправными возмещениями НДС.

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что механизм привлечения к ответственности по фактам нарушений налогового законодательства не является достаточно эффективным. Представляется, что это связано с тем, что система налогового администрирования является чересчур сложной. Причинами низкой эффективности механизма привлечения к юридической ответственности за налоговые правонарушения, на наш взгляд, также являются нестабильное и противоречивое налоговое законодательство. Все причины являются взаимосвязанными и их решение должно быть системным и комплексным в целях обеспечения надлежащего решения задач налоговой реформы.

 

Библиографический список

  1.      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
  2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
  3.      Официальный сайт Следственного Комитета РФ. https://sledcom.ru/
  4.      Иксанов Р.А., Вологина Ж.Ю. Правовая защищенность и правовая безопасность субъектов права // Право и государство: теория и практика. 2017. №6 (150). С. 6-8.
  5.      Иксанов Р.А., Селезнева А.Х. Защита прав и законных интересов граждан и организаций как правовая категория // Аграрное и земельное право. 2016. №1 (133). С. 54-57.
  6.      Герасимов А.П., Иксанов Р.А. Психологические аспекты защиты прав и законных интересов граждан // Аграрное и земельное право. 2016. №5 (137). С. 44-46.

 

 

TAX CRIMES: CONCEPT AND MECHANISM OF ATTRACTING TO LEGAL

RESPONSIBILITY

 

R.A. Iksanov, senior lecturer

A.G. Garaev, student

A.E. Yangazina, student

Ufa state aviation technical university

(Russia, Ufa)

 

Abstract. The article gives the notion of a tax crime, its difference from a tax offense, a variety of methods for committing tax crimes, and their statistics. The article also reveals the reasons for the low effectiveness of the mechanism of bringing to legal responsibility for the commission of tax crimes.

Keywords: tax crime, tax offense, reasons, mechanism of bringing to legal responsibility.