Герасимов Б.Н. Моделирование развития личности управленцев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2. №3. – С. 124-133.

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УПРАВЛЕНЦЕВ

 

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор

Международный институт рынка

(Россия, г. Самара)

 

Аннотация. Представлена модель развития личности управленцев, включающая несколько блоков. В рамках этой модели выполняются определенные процедуры, приводящие к достижению цели и решению поставленных задач. Развитие личности управленцев непосредственно влияет на профессионализм специалистов и позволяет им успешно двигаться по служебной лестнице.

Ключевые слова: моделирование, развитие личности, профессионализм управленцев, блоки модели, уровни профессионализма.

 

 

Профессиональный уровень специалистов, в т.ч. управленцев, можно развивать различными путями. Первый – это приобретение опыта освоения новых методов, участие в решение новых комплексов задач и проблем, второй — приобретение знаний и умений на курсах повышения квалификации, третий – развитие процесса мышления с помощью освоения новых методологического инструментов на концептуальном уровне, а затем их использование в профессии.

Первый и второй путь позволяет увеличить объем и пространство кругозора специалиста в конкретной профессиональной области, третий — увеличивает методологический потенциал специалиста, который при необходимости позволяет генерировать и выращивать идеи, ставить и решать проблемы в любой предметной области, а также развивает полипрофессиональное мышление [2].

Рассмотрим модель развития личности управленцев (МРЛУ), состоящую из пятнадцати блоков (рис. 1). Данная модель представляет собой многоуровневую систему повышения уровня интеллектуального развития [4].

Рассмотрим подробнее каждый уровень МРЛУ.

Первый уровень МРЛУ соответствует программе развития управленца как личности, способной к всесторонним отношениям с внешним миром, другими людьми, а также развития самих этих отношений. Человек осознает свои ценности и жизненные установки, осмысливает личностные нормы и выбирает образец культуры, который ему больше подходит, стремится адекватно понимать свою личность, осваивает средства мышления и деятельности, приобретает эмоциональную устойчивость в своей деятельности.

 

 

Рис. 1. Модель развития личности управленцев

 

 

Второй уровень МРЛУ соответствует программе развития тех или иных способностей управленца, которые позволят ему начать профессиональную деятельность. На этом уровне появляется потребность в познании окружающих людей, для которого необходимы определенные способности; необходимо умение формулировать проблемы в профессиональной деятельности, продуктивно осуществлять свою деятельность, не воспринимать болезненно разного рода новшества в своей профессиональной деятельности.

Третий уровень МРЛУ соответствует программе развития профессиональных способностей управленца, его профессиональному росту. Этот уровень включает освоение средств оценки развития себя и коллектива, исходя из результатов – формирование программы развития профессионализма [5].

Четвертый уровень МРЛУ соответствует программе развития тех качеств управленца, которые необходимы для его максимальной самореализации как профессионала. Этот уровень включает умение организовать эффективную деятельность коллектива и приобретение способности к самоактуализации в профессиональной деятельности.

Пятый уровень МРЛУ соответствует полной самореализации управленца, когда он уже способен передать накопленный жизненный и профессиональный опыт, готов обучать и воспитывать других профессионалов-управленцев.

Приведем краткую характеристику всех блоков МРЛУ.

Приобретение эмоциональной устойчивости (1.1). Специалист познает собственные эмоциональные процессы, механизмы их дестабилизации; осваивает методы противоборства отрицательным воздействием и оздоровлением психики; учится исследовать человеческую способность к эмоциям в профессиональных целях и в целях саморазвития [1].

Освоение средств мышления и деятельности (1.2). Специалист приобретает способность привести в систему собственные мыслительные и деятельностные процессы, осваивает культуру мышления и деятельности; вырабатывает универсальные средства мышления и деятельности. Он также изучает и осваивает альтернативные способы мышления и бытия.

Мышление это процесс формирования и распада идей, аргументов, оснований позиции, правильного или оценочного отношения к объектам, субъектам, процессам, явлениям, событиям, окружающему миру.

Деятельность это процесс реализации идей, выполнения решений, разработки проектов, организации действий.

Основное содержание блока:

 приобретение способности выявлять для себя наиболее благоприятный, эффективный путь к целям (программа жизнедеятельности);

 освоение известных средств мышления и деятельности, в т.ч. логических, социальных, педагогических, психологических;

 знакомство с особенностями традиционного мышления;

 понимание процессов творческой деятельности;

 осознание ограниченности возможностей познания окружающего мира;

 приобретение способности объективного подхода к оценке результатов.

Осознание своих ценностных ориентаций и жизненных установок (1.3): изучение возникновения, поддержания и развития собственных ценностных позиций, сравнение их с существующим общечеловеческим опытом в этой области, приобретение способности к реконструкции существующих и созданию собственных жизненных установок.

Ценностные ориентации это основные критерии (оценочные показатели и признаки), которыми человек сознательно руководствуется в мышлении, деятельности и поведении. Выбор происходит из всего множества показателей, которые выработало современная наука и практика. Однако выбор, чаще всего, ограничивается подмножеством, актуальным в настоящее время, в данной стране и в данном страте социума (профессии, организации, семье и т.д.).

Жизненные установки это критерии и нормы, которые использует человек в своей деятельности, поведении и в конкретных ситуациях.

Основное содержание блока:

 осмысление и формулирование собственных ценностных ориентаций;

 осмысление актуальных в обществе, организации, ближайшем окружении личности ценностных ориентаций;

 исследование собственного набора ценностей, последовательное приближение к определению их приоритетов в своей деятельности;

 определение соотношения своих ценностей с актуализированными вокруг;

 приобретение иммунитета к частому непониманию окружающих;

 формирование собственной позиции на актуализированные ценностные ориентации и установки;

 определение приоритетов ценностей для преодоления возможных противоречий, барьеров в различных ситуациях;

 поиски согласия с самим собой по поводу некоторых поступков, ситуаций или действий.

Адекватное понимание своей личности (1.4). Данный блок модели помогает определить, поддержать и\или развить физические, физиологические, психологические и интеллектуальные свойства человека. Личность рассматривается как некая динамическая система, преобразующая мобственные свойства, существующие на данный момент. Выполняется учет оценки человека извне, его социальная роль [6]. Рассмотрим подробнее некоторые важные понятия.

Самооценка объективное, насколько это возможно, собственное исследование своих возможностей и способностей.

Способности это потенциальные качества и свойства человека, как заложенные (наследственные), так и приобретённые в процессе воспитания, образования или профессиональной подготовки, условий жизни.

Склонности это возможности человека в какой-либо профессиональной и предметной деятельности.

Эти понятия необходимо для установления четких параметров состояния специалиста и возможных направлений его развития [9].

Основное содержание блока:

 реальная оценка своих способностей и склонностей;

 выработка раскрепощенности тела, речи;

 выработка самостоятельности в принятии решений;

 умение выслушивать других людей и разумно воспринимать критику;

 выработка настроя на мышление, деятельность, коммуникации;

 формулирование норм и образцов своего поведения;

 осмысление своего места и роли в обществе (семье, организации и т.д.);

 определение результатов своей деятельности;

 умение реально смотреть на свои жизненные позиции;

 приобретение способности сопоставлять свои ценности с общепринятыми;

 изучение других взглядов на жизненные установки и выбор наиболее приемлемых и важных для себя;

 изучение собственных поступков и их мотивации, переход к критериям, на которые они ориентированы;

 осмысление критики собственного поведения;

 приобретение четкого представления о своих недостатках, комплексах, выработка отношения к ним;

 разработка программы устранения (сокрытия) недостатков;

 осознание собственной значимости в обществе, организации, отработка различных моделей поведения; разработка направлений развития способностей.

Осмысление личностью норм и образцов культуры (1.5). Специалист знакомится с понятием «культура» и её содержанием, изучает нормы культуры различных социальных групп в разные эпохи; оценивает влияние культуры на личность; приобретает способность создавать и вносить в окружающий мир собственные нормы и образцы культуры [10].

Норма это критерий, алгоритм, форма, стандарт, конкретное содержание епетх-либо феноменов (процесса, объекта, явления и т.д.).

Образцы культуры это актуализируемые для настоящего времени и места процессы и продукты деятельности. Нормы административной деятельности это предписания, инструкции, кодексы, правила и т.д.

Основное содержание блока:

 осмысление норм и образцов культуры, принятых в обществе, регионе, организации, группе;

 приобретение способности создавать собственные нормы и образцы культуры для конкретных ситуаций;

 восприятие, формирование, осмысление, поддержание и развитие норм и образцов организационной культуры;

 осмысление влияния людей на нормы и образцы культуры и, наоборот, норм на поведение людей;

 формирование собственного имиджа как совокупности норм и образцов культуры;

 внесение собственной позитивной интерпретации норм и образцов организационной культуры в организации.

Приобретение способности познания людей (2.1). Специалист познает и овладевает разнообразными средствами коммуникации; на основе знаний о себе учится оценивать собеседника; осваивает технику контроля процесса коммуникации и учёта мнений собеседника [8]. Развивает в себе способность любви к ближнему.

Познание других людей восприятие, осмысление и понимание их качеств, свойств, потребностей, способностей, умений, целей, стремлений, ценностей, жизненных установок, мировоззренческих позиций.

Эмпатия способность сопереживать другим людям и понимать их чувства и психологические особенности.

Основное содержание блока:

 знание психологии личности;

 умение выводить людей на откровенные разговоры;

 приобретение способности быть интересным собеседником;

 приобретение способности искренне интересоваться жизнью окружающих людей и их потребностями;

 умение говорить о том, что интересно собеседнику;

 приобретение способности ставить себя на место другого человека;

 умение уважать мнение других;

 наличие постоянного акцента на общение, раскрытие индивидуального типа личности;

 открытая демонстрация своих намерений;

 проявление доброжелательности в общении;

 приобретение умения привлекать к себе людей;

 приобретение способности оценивать сильные и слабые стороны других людей;

 рефлексия своих отношений, общения, влияния на других людей;

 приобретение способности средств управления людьми.

Проблемаизация профессиональной деятельности (2.2): изучение сущности и содержания проблем и проблематизации, исследование типовых технологий решения проблем; освоение приемов систематизации и формализации процессов формулирования и решения проблем в рамках хаданного фйункционального пространства [12].

Проблематизация формулирование содержания противоречий через понимание возникших препятствий.

Основное содержание блока:

 приобретение способности исследования и формулирования трудностей и препятствий в деятельности;

 приобретение способности четко сформулировать проблему;

 приобретение способности классифицировать проблемы (по принадлежности и сфере деятельности, по сложности и важности и т.д.);

 умение выстраивать проблемы в соответствии с их приоритетами;

 приобретение способности перевести проблему в набор предметных задач;

 освоение методов решения задач, составляющих проблему;

 приобретение способности к самокритике и восприятию критики других;

 приобретение умения соотносить свои проблемы с проблемами организации и других людей;

 приобретение умения находить и анализировать свои ошибки, противоречия и заблуждения;

 приобретение умения концентрации на решении конкретной проблемы.

Обретение способности к продуктивной деятельности (2.3): подготовка внешних условий для продуктивной деятельности (в т.ч. на коллегиальном уровне); подготовка продуктивной деятельности с ориентацией на творческий подход; овладение инструментами реализации продуктивной деятельности [7].

Мотивация побуждение себя и (или) других к процессам мышления для выполнения продуктивной деятельности.

Программирование это процесс создания программ, определение контуров результатов или показателей продуктивной деятельности.

Основное содержание блока:

 освоение умения планировать индивидуальную и коллективную деятельность;

 приобретение способности определить возможности дальнейшего развития подчиненных и саморазвития;

 освоение умения ставить реальные и промежуточные цели и задачи;

 приобретение способностей быть требовательным к себе и к другим;

 освоение умения своевременно реагировать на изменение обстановки, ситуации;

 приобретение способностей находить и использовать факторы и условия, которые являются стимулом для сотрудников;

 освоение умения убедить подчиненных, что работать продуктивно для них выгодно и престижно;

 освоение умения расставлять приоритеты деятельности для каждого конкретного человека.

Развитие инновационной восприимчивости (2.4): изучение, подготовка проведения инновационных мероприятий; участие в инновационных программах и практическом внедрении инноваций [13].

Восприимчивость чувственное или даже сверхчувственное отношение к окружающему миру, процессам, явлениям.

Инновационное поведение это совокупность поступков, включающих позитивное реагирование на идеи, новшества, нововведение как вне себя, так и в самом себе.

Основное содержание блока:

 умение повышать мотивацию работников как самостоятельно, так и при помощи других;

 приобретение способности активно реагировать на нововведения;

 развитие способности приобретать умения инновационного поведения;

 умение отстаивать собственное мнение;

 приобретение способности мотивировать свое поведение и других;

 поддержка окружения в стремлении к выращиванию идей;

 приобретение способности разъяснять значимость участия данного человека в разработке (внедрения) инновации;

 освоение умения прогнозировать результаты внедрения инноваций.

Освоение инструментов развития личности (3.1). Оценивается степень организованности личности специалистов; изучаются способы организации личности в различных социальных группах для их дальнейшего развития; эффективность развития специалистов оценивается на основе результатов практической деятельности; введение процесса развития личности специалистов в повседневную жизнь; исследование способов передачи накопленного опыта [11].

Освоение инструментов развития коллекива (3.2). На основе определенных средств мышления и необходимости актуализации деятельности создается собственная программа развития профессионализма специалистов групп [14].

Программа жизнедеятельности это определение вех, точек, сроков развития профессионализма специалистов при условии упорядочения личной жизни, а возможно и внутреннего мира.

Основное содержание блока:

 приобретение способности оценивать результаты своей профессиональной деятельности;

 приобретение способности определения желаемых результатов в профессиональной деятельности;

 приобретение способности четко определять контуры ближайших перспектив своего развития в деятельности;

 приобретение возможности находить необходимую информацию об уровне профессионализма;

 приобретение способности систематизации поставленных перед собой задач, проблем;

 освоение умения четко представить составляющие элементы программы своей жизни;

 формирование последовательности событий, направленных для реализации программы;

 разделение программы на этапы с определением формальных результатов их реализации (диплом, организация, должность и т.д.).

Самоактуализация в професиональной деятельности (3.3) — это обретение смысла собственной жизни, выбор направления своей деятельности, средств и методов её реализации в направлении целей, подчинение своего поведения, мышления и деятельности выбранному направлению, гармоничное сочетание желаемого и необходимого в жизни.

Организация эффективного решения проблем (4.1): оптимизация выбора содержания и условий коллективной деятельности; целенаправленная кадровая политика; эффективное осуществление управленческой деятельности; поддержка стремления коллектива к творческому и профессиональному росту.

Основное содержание блока:

 освоение средств организации мышления коллектива людей;

 приобретение способности организовать принятие коллективных решений;

 освоение умения мотивировать свое поведение и других до и в процессе деятельности;

 приобретение способности к проблематизации и депроблематизации;

 проявление интереса к противоречиям, сложностям в жизни своих коллег и подчиненных;

 выявление разных инструментов влияния на деятельность специалистов;

 передача опыта профессиональной деятельности;

 приобретение способности формулирования ожидаемых результатов;

 приобретение способности выявления альтернативных путей достижения желаемых результатов;

 освоение умения выбора оптимальные пути решения проблем.

Полная рефлексивная самоорганизация (4.2): оценка собственных стремлений, желаний к профессиональной самореализации и сравнение их с собственными возможностями; выработка оптимальной программы самоактуализации; подготовка специалистов к исследованию внешней и внутренней среды организации; развитие способности к самоактуализации в выбранной сфере профессиональной деятельности; выработка стремления к самореализации в социально значимых областях.

Основное содержание блока:

 приобретение возможности соединять способности и склонности для выбора актуальной сферы профессиональной деятельности;

 приобретение способности выработки, поддержания и (или) развития целей жизнедеятельности;

 умение найти средства достижения поставленных целей;

 приобретение способности прогнозирования и планирования своей профессиональной деятельности;

 постановка собственных краткосрочных и долгосрочных целей;

 приобретение способности осмыслить жизнедеятельность и профессионализм других людей;

 рефлексивное сопровождение своей профессиональной деятельности в организации или её подразделениях;

 приобретение способности оценки соотношения результатов своей деятельности и поставленных целей с результатами деятельности других людей;

 использование универсальных критериев для оценки своей профессиональной профессиональной деятельности.

Самореализация в профессиональной деятельности (5). Развитие собственных личностных качеств; приобретение и развитие личностных и профессиональных качеств как управленца; углубленная профессиональная самоактуализация; стремление к общественно значимой самореализации в рамках обозримого функционального пространства [3].

Основное содержание блока:

 разработка и применение тестов (анкет) самоконтроля и самоанализа;

 проведение исследования собственных качеств, свойств, элементов деятельности раздельно и совместно;

 приобретение навыков рефлексии собственного мышления и деятельности;

 проверка сложности и качества собственной деятельности различными методами;

 осмысление собственной профессиональной деятельности во времени и пространстве;

 определение отношения к своей профессиональной деятельности;

 осмысление противоречий между желаемым и достигнутым уровнем профессионализма;

 понимание комплекса задач, которые реализуются в своей деятельности;

 приобретение способности определения критерии выполнения заданий, задач, проблем, целей;

 определение уровня удовлетворенности самим собой, своими успехами;

 понимание уровня удовлетворенности своей деятельностью, коллегами, подчиненными, руководством;

 осмысление своих достижений с результатами деятельности других людей;

 осмысление своих возможностей и их применения в деятельности;

 осмысление полноты отдачи своих сил своей основной деятельности;

 приобретение способности к оценке собственного потенциала.

Таким образом, рассмотренные разделы МРЛУ представляют собой исследование и рост отдельных качеств и свойств личности управленца, что способствует развитию их профессионализма. Этот рост напрямую влияет на квалификацию и компетентность управленцев, т.е. приобретение способности ставить и решать более объемные и масштабные задачи, умело обрушаться с проблемами как на уровне их исследования, так и на уровне их разрешения [15].

Рост профессионализма управленцев непосредственно может сказаться на возможности движения специалиста по уровням управленческой деятельности, что, в свою очередь, может непосредственно повлиять на успешное движение по служебной лестнице [1].

Взаимосвязь уровней профессионализма и отдельных блоков модели развития личности управленцев представлена на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Взаимосвязь уровней профессионализма и блоков  модели развития

личности управленцев

 

 

 

 

Под развитием следует понимать определенные требования к профессионализму управленцев, необходимых для успешной работы в настоящее время и в перспективе, оценку и обучение управленческого персонала в соответствии с этими требованиями, отслеживание и закрепление полученных результатов.

Таким образом, интеллектуальный ресурс и компетенции управленческого персонала являются ключевым активом успешных организаций, корпораций, государственных учреждений и напрямую влияют на показатели их эффективности и привлекательности. Отсюда – стратегическая важность личностных качеств развития современных управленцев, которые создают, поддерживают и развивают интеллект и компетенции профессионалов в управленческой сфере.

 

Библиографический список

1. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Профессионализм в управленческой деятельности. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 431 с.

2. Гуияр Ф.Ж., Нелли Д.Н. Преобразование организаций / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 370 с.

3. Герасимов Б. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 91-100.

4. Герасимов Б.Н. Реинжиниринг процессов организации. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. 256 с. Научная книга

5. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальный менеджмент. Самара: СНЦ РАН, МИР, 2004. 218 с.

6. Герасимов Б.Н., Рубцова М.Н. Экономическая устойчивость в деятельности предприятия. Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. №8 (58). С. 108-111.

7. Gerasimov Boris N., Gerasimov Kirill B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Vol. 11, No. 20; 2015. Р. 82-89.

8. Герасимов Б.Н. Развитие профессионализма управленцев // Управленческие науки, 2015. №4. С. 90-101.

9. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. Самара: Самар. гос. и муниципального упр., 2010. 352 с.

10. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: процессы, структура, система. Самара: САГМУ, 2014. 272 с.

11. Чумак В.Г., Герасимов Б.Н. Проблемно-ситуационные игры в инновационной деятельности организации // Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2003. № 2(4). С. 68-75.

12. Герасимов К.Б. Проектирование систем управления процессами организации // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т.6.  1. С. 46-55.

13. Герасимов Б.Н. Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2011. 304 с.

14. Герасимов К.Б. Модель проектирования технологии решения функциональных задач управления // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. Т.13.  3-2. С. 431-438.

15. Сергиенко С.К. Центр оценки: групповая деятельность, управленческая технология, исследовательская лаборатория. М.: ГУУ, 1999. 184 с.


MODELING PERSONAL DEVELOPMENT OF MANAGERS

 

B.N. Gerasimov, doctor of economic sciences, professor

International market institute

(Russia, Samara)

 

Abstract. The model of development of personality of managers is presented includes a few blocks. In the framework of this model are certain procedures that lead to achieving goals and solving problems. The personal development of managers directly affects the professionalism and allows them to successfully move through the ranks.

Keywords: modeling, personality development, professionalism of managers, the units of the model, the levels of professionalism.