Сатиев А.Э. Моделирование основной образовательной программы дошкольного образования на современном этапе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №4. – С. 32-34.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

А.Э. Сатиева, старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад №51»

(Россия, г. Полевской)

 

Аннотация. В статье рассматривается содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Проведен обзор существующих примерных образовательных программ для дошкольников. На основании проведенного исследования предложена модель основной образовательной программы дошкольного образования на современном этапе.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вариативность, образовательная программа, психолого-педагогические условия, предметно-пространственная среда.

 

 

С 1 января 2014 года вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который содержит обязательные требования, предъявляемые к дошкольному образованию [5]. Основными предпосылками принятия данного документа послужили необходимость повышения социального статуса дошкольного образования, обеспечение властными структурами равных возможностей для всех детей в получении качественного образования. Иными словами, разработка единых правил, регламентирующих организацию дошкольного образования, предполагала всестороннее улучшение данного процесса. Однако на практике многие учреждения дошкольного образования столкнулись с трудностями организационного и методического характера, что в значительной степени тормозит внедрение ФГОС ДО. Так, на начальном этапе одной из ключевых проблем специалисты называли отсутствие утвержденных примеров образовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, позже была одобрена примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Однако это не устранило существующие проблемные моменты. Напротив, в настоящее время существует большое количество вариантов таких документов, которые при этом полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО [4]. В этой связи повышается актуальность моделирования основной образовательной программы дошкольного образования на современном этапе.

В подтверждение тезиса о вариативности основных образовательных программ дошкольного образования, представим обзор существующих в настоящее время примерных документов, которые всецело соответствуют ФГОС ДО. К ним можно отнести следующие [3]:

 «От рождения до школы», цель которой заключается в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

 «Детство», цель которой состоит в создании таких условий, при которых педагог сможет содействовать в развитии способностей каждого ребенка, его взаимодействии с окружающим миром, культурной самореализации;

 «Истоки», направленная на обеспечение разностороннего и полноценного развития каждого ребенка;

 «Детский сад по системе Монтессори«, в основе которой лежит концепция свободного развития в подготовленной предметно-пространственной среде;

 «Мир открытий», в основе которой заложен системно-деятельностный подход, который позволяет активно развиваться всем участникам отношений, возникающих в процессе образования, то есть детям, родителям и педагогам и т.д.

Это лишь малая часть примеров основных образовательных программ дошкольного образования, которые полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО.

Вместе с тем, целесообразно разработать единую модель организации образовательного процесса для дошкольных учреждений. Специалисты сходятся во мнении, что примерная структура образовательной программы для дошкольных учреждений, отвечающая требованиям современной действительности, должна выглядеть следующим образом [2]:

Введение.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка: 

 цели и задачи;

 принципы и подходы к формированию Программы;

 значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения программы: 

 целевые установки в обязательной части Программы;

 конкретные цели в части, которая разрабатывается при участии всех субъектов образовательных отношений.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: 

 описание образовательной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями развития отдельного ребенка; 

 описание различных вариаций, способов, ключевых методов и основных средств реализации образовательной программы;

 часть образовательной программы, которая формируется субъектами образовательных отношений;

 внедрение образовательных технологий, ориентированных на всестороннюю поддержку лиц с ограниченными возможностями.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ: 

 материально-техническое обеспечение реализации мероприятий;

 обеспеченность необходимой методической базой и современными средствами обучения и воспитания;

 распорядок дня;

 специфика применения традиционных мероприятий;

 особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

 возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована мероприятий программы;

 используемые примерные программы;

 характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

При этом, в процессе моделирования основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО необходимо учитывать ряд специфических особенностей, которые свойственны дошкольным образовательным учреждениям. Прежде всего, необходимо отметить, что в рамках учреждения должны соблюдаться следующие концептуальные условия [1]:

 психолого-педагогические требования (уважительное отношение к каждому ребенку, применение конкретных форм и методов работы в соответствии с личностными особенностями, всестороннее поддержание инициативности и самостоятельности и др.);

 кадровые;

 материально-технические;

 финансово-экономические;

 предметно-пространственная среда, содержание которой должно быть весьма насыщенно, легко трансформируемо, многофункционально, обладать вариативным характером, отвечать принципам доступности и безопасности).

Таким образом, моделирование основной образовательной программы дошкольного образования на современном этапе является стратегически важной задачей для эффективного выполнения своих функций каждым российским дошкольным учреждением. При этом следует подчеркнуть возможную вариативность каждой программы, обусловленную спецификой региона и самой образовательной организации.

 

Библиографический список

1. Архипова Е.Ф. Примерная основная программа дошкольного образования. Адаптированные программы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. №8(60). 2015.

2. Зверкова А.Ю., Ключникова Н.И., Татаурова М.Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС: монография / Под науч. ред. А.Ю. Зверковой. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014.

3. Михеева Е.В. Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соответствии с ФГОС ДО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. №3(55). 2015.

4. Омельченко Е.А., Зверкова А.Ю., Чеснокова Г.С. Дошкольное образование в условиях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015.

5. Письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 N 08-736 «О федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» // Вестник образования России. N 13. 2013.

 

 

MODELING OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL

EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

 

A.E. Department, senior teacher

Municipal budget preschool educational institution Polevskoy urban district «kindergarten №51»

(Russia, Polevskoy)

 

Abstract. The article examines the content of Federal state educational standard of preschool education. A review of existing exemplary educational programs for preschoolers. On the basis of the study the proposed model of the basic educational program of preschool education at the present stage.

Keywords: Federal state educational standard of preschool education, diversity, educational program, psychological and pedagogical conditions, subject-spatial environment.