Абдыкаримова А.Т. Мобильные устройства и приложения в образовании: необходимость или дань времени / А.Т. Абдыкаримова, Л.С. Криванкова, Р.Ж. Жексембаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 36-38.

Мобильные устройства и приложения в образованиИ:

необходимость или дань времени

 

А.Т. Абдыкаримова, старший преподаватель

Л.С. Криванкова, старший преподаватель

Р.Ж. Жексембаева, старший преподаватель

Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова,

(Казахстан, г. Талдыкорган)

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена значимость мобильных устройств и приложений в учебном процессе, а также показаны возможности данных устройств. Проведен мониторинг использования мобильных сервисов в ведущих университетах мира. В статье рассмотрены требования, которые предъявляют к мобильным образовательным контентам. Также изучены некоторые вопросы Государственной программы «Цифровой Казахстан», разработанный на основании Послание Президента Республики Казахстан «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31.01.2017 года.

Ключевые слова: мобильные технологии, мобильные устройства, мобильные приложения, мобильное обучение, образовательный контент.

 

 

Сейчас невозможно встретить человека, который бы не имел мобильное устройство с выходом в интернет. И это в полнее логично, так как все стремятся идти в ногу со временем, окружить себя удобствами и быть мобильным во всех сферах жизни. Но все же, данные устройства не были бы столь полезны, не имея мобильных специальных приложений. Популярность такие приложения нашли во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в образовании. Мобильное обучение чаще всего является «легким по содержанию», и используется, например, для предоставления учащимся доступа к аудио и видео материалам, участия в опросах, обмена текстовыми сообщениями, ведения и просматривания конспектов и т.д. Значимость мобильных устройств в образовании растет, все дело в возможностях, которые они предоставляют:

 Мобильные устройства позволяют организовать учебный процесс вне зависимости от места и времени. То есть возможность реализовывать образовательные программы без непосредственного участия специалистов, а также используя системы облачного хранения данных осуществлять обучение без привязки к конкретным устройствам, так как все его учебные материалы будут доступны.

 Мобильные устройства делают процесс образования непрерывным, ведь они всегда находятся под рукой и являются личной вещью учащегося. Таким образом они могут выполнять задания в любое удобное им время. Преподаватели могут давать задания для самостоятельной работы учащегося.

 Мобильные устройства позволяют учащимся самостоятельно выбирать уровень сложности заданий, представление изучаемого материала (текст, аудио или видео лекции, графика и т.д.) и контент, тем самым получать образование на том уровне, который ему более понятен.

 Мобильные устройства позволяют выстраивать связь между преподавателями, учащимися и образовательными учреждениями, благодаря которой преподаватели могут отслеживать статистику успеваемости индивидуально по каждому учащемуся.

Мобильное обучение — это та необходимость, которая в наше время информационных технологий дает много возможностей. Педагоги и учащиеся разных стран, используя мобильные устройства, получают доступ к обширным образовательным ресурсам, повышают свою квалификацию, обсуждают общие темы, получают поддержку от преподавателей и единомышленников, осуществляют эффективные коммуникации.

Педагоги и студенты почти всех вузов используют мобильные сервисы, такие как мобильный сайт учебного заведения, расписание, электронные журналы и библиотеки и т.д. (рисунок 1) [1].

 

 

Рис. 1. Использование мобильных сервисов в ведущих университетах мира

 

 

В свою очередь, если мобильные устройства могут быть настолько разные, на сколько хотят этого владельцы, то к мобильным образовательным контентам предъявляют ряд требований:

 компоненты мобильного обучения должны быть небольшими по продолжительности;

 графика и звук должны быть высокого качества при малом размере экрана;

 мобильный образовательный контент должен быть доступен в любом месте, независимо от местонахождения;

 мобильное устройство обеспечивает своевременный доступ по необходимости учащегося.

Конечно, возможности мобильных технологий внушительны во всех сферах человеческой жизни. Они не являются панацеей, но помогают   решать многие проблемы образования за счет использования инновационных и эффективных подходов.

Так, в Казахстане принята Государственная программа «Цифровой Казахстан», разработанная на основании Послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31.01.2017 года. И одной из программ мероприятий является обучение населения цифровой грамотности в связи с созданием и развитием современной инфокоммуникационной инфраструктуры. Также в программе «Цифровой Казахстан» говорится, что в целях дальнейшего совершенствования информационно-коммуникационного сектора страны отдельно стоит отметить фактор неизбежного технологического развития и задуматься о необходимости уже сейчас заложить основы для инноваций и технологий, которые будут необходимы для цифровой экономики страны. Например, такие технологии как пятое поколение мобильной связи 5G, которое может стать базовой инфраструктурой для мира интернет вещей, потокового воспроизведения сверхкачественного видео, виртуальной реальности, интернет TV, появления большого количества устройств, работающих по принципу «всегда онлайн» [2]. А как мы понимаем, последний факт, возможен только благодаря мобильным устройствам и приложениям.

 

Библиографический список

1. Валиева Л.Р., Фандрова Л.П. МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ.конф.1(29).URL:https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(29).pdf (дата обращения: 24.01.2018

2. https://zerde.gov.kz/

 

 

MOBILE DEVICES AND APPLICATIONS IN EDUCATION: a necessity or keeping up with the times

 

A.T. Abdykarimova, senior lecturer

L.S. Krivankova, senior lecturer

R.G. Zheksembayeva, senior lecturer

Zhetysu state university named after I. Zhansugurov

(Kazakhstan, Taldykorgan)

 

Abstract. The present article discusses the significance of mobile devices and applications in educational process and also shows the capabilities of these devices. A monitoring of mobile services“ usage in the world“s leading univeristies is given. The article covers requirements which mobile educational content should meet. Also the article studies some questions of the state program named «Digital Kazakhstan», developed on the basis of the Message of the President of the Republic of Kazkhstan  «Third Modernization of Kazkhstan: Global Competitiveness».

Keywords: mobile technologies, mobile devices, mobile applications, mobile education, educational content