Видеркер Н.В. Межбанковская конкуренция как фактор повышения качества банковских услуг / Н.В. Видеркер, Е.Ю. Цунаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2. №3. – С. 104-107.

МЕЖБАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БАНКОВСКИХ УСЛУГ

 

Н.В. Видеркер, канд. экон. наук, доцент

Е.Ю. Цунаева, студент

Северо-Кавказский федеральный университет

(Россия, г. Ставрополь)

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей межбанковской конкуренции и ее роли в развитии банковских услуг. Проведен критический анализ проблем российской банковской системы, предложены методы усиления конкурентных преимуществ коммерческих банков.

Ключевые слова: коммерческие банки, конкуренция, конкурентоспособность, банковские продукты, развитие, финансовый рынок.

 

 

Банковская система является одной из важнейших и неотъемлемых структур современногофинансового рынка, вследствие чего повышение конкурентоспособности коммерческих банков приобретает первостепенное значение для эффективной организации банковского обслуживания. Непосредственное влияние на усиление конкурентоспособности оказывает развитие и расширение операций, предлагаемых коммерческими банками.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью определения современных тенденций развития межбанковской конкуренции в России, а так же исследование основных тенденций и пробелим развития операций коммерческих банков на денежном рынке. Только устранив проблемы, связанные с операциями коммерческих банков на российском денежном рынке, можно говорить о развитие  межбанковской конкуренции,  реального сектора экономики, полной интеграции в международную банковскую систему[1].

Главной целью каждого банка является постоянное увеличение клиентской базы, путем расширения продажи банковских услуг и как следствие – получение значительно большей прибыли. На сегодняшний день, когда Россия повышает требования к ведению банковской деятельности, коммерческим банкам становится все труднее удержать лидирующие позиции.

Межбанковская конкуренция – это динамичный процесс, с помощью которого банки стараются обеспечить себе устойчивое положение на рынке банковских услуг, гарантируя благоприятную обстановку для их совершенствования. Именно наличие конкуренции вызывает расширение спектра предоставляемых услуг, регулирование цены на них до приемлемого уровня, так же стимулирует к переходу на более эффективные способы предоставления банковских услуг [2].

В таблице 1 можно проследить динамику изменения общего количества действующих кредитных организаций России в разрезе Федеральных округов за последние 5 лет [3].

 

 

Таблица 1. Динамика общего количества  действующих кредитных организаций России в разрезе Федеральных округов, ед.

Количество действующих банков

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.01.2017 к 01.01.2012г. +/-

Центральный ФО

564

547

504

434

358

-206

Северо— западный ФО

70

70

64

60

49

-21

Южный ФО

46

45

43

37

33

-13

Северо-Кавказский ФО

50

43

28

22

17

-33

Приволжский ФО

106

102

92

85

77

-29

Уральский ФО

44

42

35

32

29

-15

Сибирский ФО

53

51

44

41

37

-16

Дальневосточный ФО

23

22

22

17

18

-5

Крымский ФО

5

5

 

Всего в РФ

956

923

834

733

623

-333

 

 

Из таблицы 1 видно, что существенное количество кредитных организаций сосредоточено в европейской части страны и небольшое количество региональных банков за Уралом. Особое внимание нужно обратить на тот факт, что небольшое количество региональных банков приходится на территории немалых по площади Дальневосточного, Сибирского и Уральского Федеральных округов.

По данным Банка России по состоянию на 01.01.2017 г. в России зарегистрировано 908 коммерческих банков, количество же действующих коммерческих банков составляет 575, таким образом, у 333 банковских кредитных организаций были отозваны или аннулированы лицензии на осуществление банковских операций, однако они пока не исключены из Книги государственной регистрации кредитных организаций.

Если сравнить спредыдущим годом, то на 01.01.2016 г. в России действовало 681 банков, а на 01.01.2015 г. 783 банка. Такое явление может быть связано с требованиями по минимальному размеру капитала, которые с каждым годом ужесточаются. Эксперты отмечают, что причиной для массового отзыва лицензий у кредитных учреждений послужил тот факт, что банковская система России далеко не прозрачна и обладает рядом существенных проблем, в том числе отсутствие полной финансовой прочности, недостаточно эффективное функционирование, содействие отмыванию доходов [4].

Какие же банки являются наиболее привлекательными и от каких факторов зависит конкурентоспособность коммерческого банка? Основным показателем доверия населения к банкам, безусловно являются вклады физических лиц. Так, по словам главы Центрально банка РФ Э. Набиуллиной, в 2016 году денежные вклады населения России достигли колоссального объема в 24,2 триллиона рублей. Рейтинг банков по объему депозитов на 1 января 2017 года представлен таблицей 2 [5].

 

Таблица 2. Топ-10 коммерческих банков по объему депозитов физических лиц в России на 1 января 2017 года

Местона 01.01.2017 года

Название банка

Объем вкладов на 01.01.17,млрд руб.

Прирост вкладовв 2016 году

Доля валютныхдепозитов на 01.01.17

Доля средствнаселения впассивах на 01.01.17

  1.  

ПАО Сбербанк

11278.3

5.7%

19.6%

48.8%

  1.  

ВТБ 24 (ПАО)

2103.5

4.7%

41.3%

65.9%

  1.  

АО «АЛЬФА-БАНК»

662.1

7.9%

26.5%

  1.  

Банк ГПБ (АО) (

644.3

2.8%

46.3%

12.2%

  1.  

АО «Россельхозбанк«

600.7

25.5%

11.0%

20.8%

  1.  

ПАО «БИНБАНК»

543.1

218.7%

20.7%

45.6%

  1.  

Банк ВТБ (ПАО)

534.1

1258.3%

40.2%

5.5%

  1.  

ПАО Банк «ФК Открытие»

512.6

106.9%

30.3%

17.8%

  1.  

ПАО «Промсвязьбанк«

384.6

46.5%

28.3%

28.0%

  1.     

АО «Райффайзенбанк«

349.3

-2.8%

51.0%

43.9%

 

 

По данным 2016 года первое место в рейтинге банков России по общему объему вкладов физлиц уверенно занимает Сбербанк, на второй строчке расположился банк ВТБ 24. Обращает на себя внимание крупный прирост объема вкладов у Россельхозбанка, Бинбанка, Промсвязьбанка и Совкомбанка. Из участников рейтинга небольшое снижение объемов вкладов показал только Райффайзенбанк. А необычно большой рост объема вкладов физлиц в ВТБ связан с передачей на баланс банка вкладов от Банка Москвы.

Анализируя критерии, названные респондентами в исследовании «Мониторинг розничного рынка. Банки», проведенном компанией ProfiOnlineResearch, в качестве основных при выборе кредитного учреждения, можно отметить, что существенное влияние на выбор конкретного банка и его конкурентоспособность оказывают такие факторы как: разнообразие спектра услуг, которые он предоставляет своим клиентам (67% опрошенных), второе место уверенно занимают рекомендации друзей и знакомых потенциального клиента (61%); далее по степени важности респонденты называли наличие большого количества банкоматов, интернет-банкинга и отсутствие очередей в отделениях (48%, 47% и 39%, соответственно). Только 5% опрошенных отметили, что на их мнение при выборе услуг того или иного банка оказывает влияние реклама и другие мероприятия по продвижению учреждения на рынке.

Министерством финансов Российской Федерации была разработана Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации до 2015 года, целью реализации которой являлось повышениеэффективности банковской деятельности, предусматривающее расширение спектра банковских продуктов и услуг, рост их качества и совершенствование способов предоставления [6].

По окончанию установленного периода были сделаны выводы о том, что ключевые показатели достигнуты не были, на это повлияла внешнеэкономическая  и внешнеполитическая обстановка.

В период реализации Стратегии развития банковского сектора индекс совокупной обеспеченности банковскими услугами большинства регионов существенно не изменился. Так, по состоянию на 1 января 2017 года наиболее высокий уровень отмечается в Центральном федеральном округе, в Северо-Западном федеральном округе, наименьший уровень по-прежнему наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе. Вместе с тем, сохраняется неоднородный характер распределения банковских услуг в регионах, в регионах, где кредитные организации представлены в меньшем количестве, недостаток банковских услуг возмещается микрофинансовыми организациями.

Для усиления конкурентных преимуществ коммерческих банков на рынке розничных услуг можно предложить расширить  присутствие  на банковском рынке, создать всевозможные филиалы, расширить предоставляемые услуги, например, факторинг, трастовые операции, услуги по управлению денежной наличностью, дисконтные брокерские услуги, инвестиционные банковские услуги (андеррайтинг).

В целом можно сделать вывод о том, что потенциал российского банковского сектора еще не исчерпан, необходимость совершенствования и расширения банковских операция ведет к совершенствованию межбанковской конкуренции, тем самым предопределяет успешное функционирование отечественного сектора экономики и государства в целом.

 

Библиографический список

1. Медведев Н.Н., Михалев О.В. Объединение банков: оценка экономической эффективности // Деньги и кредит. 2015. №12. С. 44-46.

2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер – М.: «Альпина Паблишер», 2014. 50 с.

3. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru

4. Видеркер Н.В. Причины отзыва лицензии у банков: можно ли предугадать банкротство? Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. 43. С. 150-154.

5. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://riarating.ru.

6. О стратегии развитие банковского сектора до 2015 года. Министерство финансово Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/.

 

 

INTERBANK COMPETITION AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY

OF BANKING SERVICES

 

N.V. Widerker, candidate of economic sciences, associate professor

E.Yu. Tsoneva, student

North-Caucasus federal university

(Russia, Stavropol)

 

Abstract. The article is devoted to research of features of interbank competition and its role in the development of banking services. A critical analysis of the problems of the Russian banking system, the proposed methods of strengthening of competitive advantages of commercial banks.

Keywords: commercial banks, competition, competitive, banking products, development of financial market.