Берегова И.Л. Методы социально-психологического изучения граждан, подлежащих призыву на военную службу / И.Л. Берегова, П.В. Сустретов // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 4. №1. – С. 59-62.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ГРАЖДАН,

ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗЫВУ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

 

И.Л. Берегова1, канд. пед. наук

П.В. Сустретов2, старший помощник начальника отделения

1Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

2Военный комиссариат Ивановской области по Ивановскому району и г. Кохма

(Россия, г. Иваново)

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о методах, применяемых в военных комиссариатах для социально-психологического изучения граждан призывного возраста: анализ документов, психологическая диагностика, индивидуальное собеседование. Описываются параметры и особенности изучения молодого поколения, а также приводятся результаты социально-психологического исследования юношей, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ. Для психологической диагностики было использован ряд методик: «Прогноз», «СПИ-1», «ППВУ-1», благодаря которым мы получили общую характеристику личности призывников, особенности их эмоциональной и когнитивной сфер, а также направленность на конкретные воинские специальности. Данная процедура позволила вынести заключение о пригодности призывников к конкретным воинским должностям.

Ключевые слова: социально-психологическое изучение; граждане призывного возраста; анализ документов; психологическая диагностика; индивидуальное собеседование; нервно-психическая устойчивость; направленность на воинские должности; годность к военной службе.

 

 

В настоящее время происходит усиление внимания к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в условиях воинской деятельности. В связи с этим, важным фактором становится выявление морально-психологического состояния, нервно-психической и психологической устойчивости военнослужащих.

Социально-психологическое изучение представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных качеств граждан, призываемых на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. 

Изучение граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ, предусматривает оценку:

 условий воспитания и развития личности;

 военно-профессиональной направленности;

 моральных и волевых качеств;

 организаторских способностей;

 особенностей общения и поведения в коллективе;

 образовательной и профессиональной подготовленности.

Для социально-психологического изучения призывников используются следующие методы:

 анализ документов;

 психологическая диагностика;

 индивидуальное собеседование.

Результаты социально-психологического изучения учитываются наряду с данными психологического и психофизиологического обследования при вынесении заключения о годности призывника к службе в ВС РФ.

Анализ документов  один из важнейших методов изучения личности призывника. Он позволяет составить предварительное, но довольно точное представление о юноше и определить направление дальнейшего, более полного изучения его индивидуально-психологических особенностей.

Объектом анализа являются документы личного дела (автобиография, анкета, характеристики и т.д.), которые содержат информацию о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и деловых качествах, определяющих отношения и поведение личности в коллективе.

Для оценки моральных качеств из материалов личного дела выбираются сведения, характеризующие моральный облик призывника.

К числу признаков, свидетельствующих о наличии положительных качеств можно отнести:

 воспитание в полных трудовых семьях;

 хорошую успеваемость и хорошее поведение в учебном заведении;

 усердие в труде;

 наличие профессиональной квалификации и т.д.

По мнению ученых, прослеживается некоторая зависимость личностных черт от генетических факторов, так, например, было выявлено, что стремление к эмоциональной и социальной открытости передается на 33%, осторожность, рациональность  на 43%, агрессивность, враждебность  на 48%, сдержанность, уравновешенность  на 51%, оптимизм  на 54%, неустойчивость к стрессам  на 55%, консерватизм  на 60%, стремление к лидерству  на 61%. Такое распределение дает специалисту представление о возможных особенностях характера и поведения обследуемого призывника в динамике [1].

К числу негативных данных относят:

 воспитание в неблагополучной семье;

 безразличие к учебе и общественным делам;

 отрицательные отзывы об учебной и трудовой деятельности;

 приводы в полицию;

 неудовлетворительное поведение в учебном заведении;

 односторонность в культурном и эстетическом развитии;

 наличие вредных привычек и т.д.

О выраженности военно-профессиональной направленности может свидетельствовать следующее:

 воспитание в семье военнослужащего;

 увлечение военно-прикладными видами спорта и военно-мемуарной литературой;

 желание поступить в военно-учебное заведение;

 посещение тематических кружков и пр.

Исследуя качества, определяющие отношение и поведение в коллективе, в первую очередь, следует обратить внимание на имеющиеся в характеристиках сведения о взаимоотношениях, которые складывались с товарищами по классу, педагогами, администрацией школы. О наличии лидерских качеств могут свидетельствовать авторитет среди товарищей, стремление к участию и организации культурно-массовых мероприятий и др. Положительными признаками являются такие черты характера, как доброжелательность, вежливость, отзывчивость, толерантность.

Основная задача индивидуального собеседования  уточнить данные, полученные в ходе анализа документов и анкетирования о социальной зрелости призывника, его моральном облике, военно-профессиональной направленности, поведения в коллективе и индивидуальных особенностях. В ходе беседы, внимательно наблюдая за поведением юноши (мимикой, жестикуляцией, правильностью и выразительностью речи, ее темпом, скоростью и логичностью ответов на вопросы), можно составить довольно полное представление о его индивидуальных особенностях. Содержание и порядок постановки вопросов определяется уже имеющейся информацией, полученной с помощью других методов и характером ответов призывника.

В ходе весенней призывной кампании нами были изучено 80 граждан призывного возраста.

Для социально-психологического изучения граждан призывного возраста мы использовали ряд психодиагностических процедур: анкета «Прогноз», предназначенная выявления нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов; методика «СПИ-1»для выявления мотивов, способностей, характерологических особенностей, фактов биографии, которые могут повлиять на успешность адаптации и последующей военно-профессиональной деятельности; методика «ППВУ -1» для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения).

В результате социально-психологического исследования было выявлено, что у 57 чел. (71,25%) призывников нервно-психические срывы маловероятны, 21 чел. (26,25%) нервно-психически устойчивы, хотя существует вероятность нервно-психических срывов в напряженных, экстремальных ситуациях, у 2 чел.(2,5%) высокая вероятность нервно-психических срывов (таким гражданам было рекомендовано дополнительное медицинское обследование психиатра и невропатолога). У 75 чел. (93,75%) положительное отношение к военной службе, но у 5 чел.(6,25%) отмечается нейтральное отношение к службе в армии.

У 5 чел. (6,25%) выявлена направленность на воинские должности класса «Командные»; это призывники с явно выраженными лидерскими качествами, ответственные, активные, имеющие опыт руководства коллективом и организаторские способности. 4 чел.(5%) призывников с направленностью на воинские должности класса «Операторские». Эти юноши отличаются усидчивостью, устойчивостью к монотонной деятельности, имеют опыт работы с ПК, радиоаппаратурой, электронным оборудованием, у них хорошая пальцевая моторика и почерк, довольно высокая успеваемость по математике и информатике. У 7 чел. (8,75%) призывников отмечена направленность на воинские должности класса «Связи и наблюдения». Таких граждан отличает хороший слух, чувство ритма, хорошая успеваемость по физике, склонность к музицированию, пению. 11 чел. (13,75%) призывников относятся к направленности на воинские должности класса «Водительские». Такие граждане увлекаются автоспортом, техническим творчеством, имеют склонность к ремонту и управлению техникой. У 10 (12,5%) выявлена направленность на воинские должности класса «Специального назначения». Данным призывникам присущи смелость, решительность, волевые качества, хорошая координация движений, увлечение спортивными единоборствами, возможно даже рискованными видами спорта. Направленность на воинские должности класса «Технологические» обнаружена у 43 чел. (53,75%) призывников; их отличает интерес к техническим специальностям, наличие элементарных навыков по ремонту техники, технического творчества, навыки ручного ремесла.

Целенаправленная своевременная психологическая диагностика во время призывной компании доказывает свою непреложность и важность в условиях, когда сохраняются тенденции ухудшения медицинских, социальных и психологических показателей пригодности призывников к службе в Вооруженных силах РФ [2].

Таким образом, социально-психологическая диагностика граждан, подлежащих призыву в Вооруженные Силы РФ необходима, в связи с тем, что данная процедура позволяет вынести заключение о пригодности призывника к конкретным воинским должностям, а также на ранних этапах помогает выявить проблемы в профессиональной и социальной адаптации призывника и трудностей в общении.

Результаты подобных исследований показывают картину социально-психологического распределения юношей, представляющего интерес не только для Вооруженных Сил РФ, но и для общества в целом.

Полученные в военном комиссариате результаты социально-психологического исследования используются в дальнейшем при поступлении призывника на военную службу или в военное учебное заведение.

 

Библиографический список

1. Селиванова М.Н. Особенности проведения психологического отбора среди призывников [Электронный ресурс] // Психологическая газета: Мы и Мир. — (№7[119]2006)// URL:http://www.gazetamim.ru/opinion/opinion/voenkomat.htm (дата обращения: 13.10.2016).

2. Титова Е.Г. Организация работы психолога на этапе призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Медицинские науки.  2016.   3.  С. 134-138//URL: http://medicine.sciencereview.ru/ru/article/view?id=899 (дата обращения: 13.10.2016).

 

 

METHODS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL STUDY OF CITIZENS

BE CALLED UP FOR MILITARY SERVICE

 

I.L. Вeregova1, candidate of pedagogical sciences

P.V. Sustretov2, senior assistant head of department

1The Ivanovo branch of the Russian economic university. G.V. Plekhanov

2Military commissariat of Ivanovo oblast in Ivanovo region and the city of Kokhma

(Russia, Ivanovo)

 

Abstract. This article discusses methods used in military commissariats for socio-psychological study of citizens of military age: document analysis, psychological diagnostics, individual interview. Describes the options and features explore the younger generation, as well as the results of socio-psychological research of young men subject to conscription into the Armed Forces of the Russian Federation. For psychological diagnostics were used a number of techniques: «Forecast», «SPI-1», «PVU-1», thanks to which we obtained a General characterization of the identity of the recruits, especially their emotional and cognitive spheres, as well as focus on specific military specialty. This procedure allowed to reach a conclusion about the fitness of recruits to specific military posts.

Keywords: socio-psychological study; citizens of military age; analysis of documents; psychological diagnostics; individual interviews; psychological stability; focus on military posts; suitability for military service.