Ильмурзина Л.М. Методы диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — №2. — С. 28-31.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Л.М. Ильмурзинаучитель-логопед

Основная школа № 21 отдела образования акимата г. Костанай

(Казахстан, г. Костанай)

 

Аннотация. В данной статье говорится о методах диагностика, которые предназначены для выявления особенностей речевого развития детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи детей младшего школьного возраста на фоне задержки психического развития. Фонематическое недоразвитие проявляется в нарушениях фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, которые могут быть нарушены избирательно или одновременно. Каждая методика подробна расписана.

Ключевые слова: задержка психического развития, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, методика, дефект, экспресс-диагностика.

 

 

В современных условиях развития общества в системе образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики.

Сегодня очень много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

Методика – это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий [1].

Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, необходимо ознакомится с речью каждого ребенка.

Как правило, обследование проводится с использованием специального материала.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи это сбой в процессе формирования произносительной системы языка у детей, который сопровождается расстройствами речи из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Фонетико-фонематическое нарушение речи может проявляться у детей с нормальным интеллектом и слухом в форме:

 замены одних звуков другими;

 смешения и искажения звуков;

 перестановки слоговой структуры слова;

 упрощения слоговой структуры слова;

 неярко выраженных лексико-грамматических ошибок.

Среди факторов появления фонетико-фонематического недоразвития речи как незавершенного процесса произношения и восприятия фонем у детей различают неблагоприятные условия окружающей среды, а также внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) причины. Фонетико-фонематическое нарушение речи является сложной и серьезной проблемой на пути овладения навыками письма и чтения, что может привести к развитию патологий лексико-грамматической системы у детей школьного возраста [2].

Для выявления уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи детей младшего школьного возраста на фоне задержки психического развития используется методика О.Б. Иншако-вой [2].

Для проведения обследования в альбоме подобраны иллюстрации с теми звуками, которые чаще бывают нарушенными (С, С’, З, З’, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Л’, Р, Р’, Ы, М, Н, Б, В, К, К’, Г, Г’, Х, Х’ ). Материал обследования подобран в соответствии с существующими методиками Ф.Ф. Рау, М.Ф. Фомичевой.

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Фонематическое восприятие исследуется с помощью определения наличия или отсутствия звука в слове, определения места звука в слове, составления слов из заданного количества звуков, подбора слов на заданный звук [3].

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф. Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласных звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности [4].

В методике Фотековой Т.А. использованы речевые пробы. Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа структуры дефекта речевого профиля, структуры дефекта. Предложены два варианта методики: экспресс-диагностика и углубленное исследование. Разработана бальная система для оценки выполнения заданий методики.

Данная методика, удобна для:

 диагностики;

 уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушения разных сторон речи (получение речевого профиля);

 построения системы индивидуальной коррекционной работы;

 комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;

 отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности. Для того чтобы оценка каждой из сторон речи вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение за выполнение каждой серии были по возможности уравнены. Всего речевое обследование включает 157 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки.

Для построения индивидуального профиля необходимо посчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т.е. на 50 – для серий I, III, IV; на 10 – для серий II и V; на 30 – для серии VI). В первой серии целесообразно тем же способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности.

Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. Предполагает обнаружение не просто отдельных симптомов нарушенного развития, а, прежде всего связей между ними, установление иерархии выявленных отклонений, а так же наличия сохранных звеньев. Согласно современным представлениям о структуре дефекта для детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы [5].

Практика логопедической работы подтверждает, что нарушение письма, обусловленное фонематическим недоразвитием, как правило, распознается лишь в процессе обучения во 2-3 классах. Между тем своевременное выявление учащихся с этими отклонениями с первых дней пребывания в школе и организация коррекционного обучения, адекватного дефекту, позволяют предупредить нарушения письма и чтения [6].

Таким образом, процесс обследования включает в себя три аспекта:

 артикуляционный (выяснение особенностей произношения звуков и функционирования органов артикуляции в процессе разговорной речи);

 фонологический (изучение того, как ребёнок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонематических условиях);

 лексико-грамматический (уточнение словарного запаса, умения употреблять слова в нужной форме, правильно строить предложение).

Благодаря такому обследованию, можно получить более четкие данные для диагностики фонетико — фонематического недоразвития речи. При этом выявляются не только дети, у которых имеется неправильное произношение, но и те случаи, где, на первый взгляд, никаких нарушений не заметно и только при тщательном обследовании можно установить, что у них есть грубые нарушения в фонематическом восприятии и фонематическом анализе и синтезе, которые могут быть нарушены избирательно, но возможно и их одновременное недоразвитие [7].

Таким образом, фонематическое недоразвитие проявляется в нарушениях фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза, которые могут быть нарушены избирательно или одновременно. Фонематическое недоразвитие наблюдается как при нарушении произношения, так и при нормальном произношении. Первичное обследование является главным звеном в диагностике детей с фонематическим недоразвитием речи.

 

Библиографический список

1. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. Волкова. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 144 с.

2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: В. Секачев, 2008. – 128 с.

3. Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Методическое наследие // Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи // Под ред. Л.С. Волковой, – М., 2003. – 73 с.

4. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. – М., 2001.

5. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников, 2006.

6. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.

7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 2000.

DIAGNOSTIC METHODS PHONETIC AND PHONEMIC

UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

MENTAL RETARDATION

 

L.M. Ilarina, teacher-speech therapist

Basic school N 21 department of education of akimat of Kostanay

(Kazakhstan, Kostanay)

 

Abstract. This article describes about the methods of diagnostics, which are designed to identify features of speech development of children with phonetic and phonemic underdevelopment of speech in children of primary school age against the background of mental retardation. Phonemic underdevelopment is manifested in violations of phonemic perception and phonemic analysis and synthesis, which can be impaired selectively or simultaneously. Each technique is detailed painted.

Keywords: mental retardation, phonetic and phonemic underdevelopment of speech, technique, defect, rapid diagnosis.