Логинова М.В. Методологические проблемы современной эстетики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2. №3. – С. 91-93.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКИ

 

М.В. Логинова, д-р филос. наук, профессор

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

(Россия, г. Саранск)

 

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы методологии современной эстетики в контексте гуманитарных наук; определяется значение комплексного подхода для решения вопроса о предмете эстетики; определяется ее отличие от философии искусства; аргументируется значение онтологического подхода к эстетическому во всех сферах бытия.

Ключевые слова: эстетика, методология, философия искусства, онтологический подход.

 

 

Введение. Вопросы методологии определяют не только вектор исследования, но и являются его составной частью, объективируя результаты самосознания науки. Отметим актуальность данной проблематики для эстетики, имеющей богатую историю и неоднозначное положение, которое она занимает в современной гуманитаристике. Для доказательства сложности и неоднозначности ситуации достаточно привести те факты, что эстетика как предмет изучения отсутствует в образовательных стандартах нового поколения, а количество защит по данной специальности критически уменьшилось за последние несколько лет. Идет ли речь об очередном кризисе науки? Заменит ли философия искусства как становящаяся наука эстетику? Стоит ли разводить предметы этих наук? Ответить на все вопросы в рамках одной статьи, невозможно. Однако следует их сформулировать и предложить один из вариантов их решения.

Результаты исследования.

Изменение положения эстетики в пространстве гуманитарных наук отчасти обусловлено изменением в стиле мышления, произошедшим в постмодернистской парадигме. Известно внимание, уделяемое эстетике постмодернизмом, который провозгласил ее традиционную проблематику «архивной», «музейной» и создал основы аксиоматики неклассической философии искусства («археология науки» М. Фуко). Более того, в отечественной эстетике ХХ в. произошел кризис, вызванный тем, что теория классической (миметической) эстетики перестала успевать за развитием художественной практики, направленной не на образность, а креативность.

Считаем, что выделение методологических проблем позволит не только осмыслить их, но и внести коррективы в определение вектора развития эстетики как философской науки. Безусловно, необходимо учитывать опыт неклассической эстетики, но вместе с тем, необходимо аргументировать возвращение науке онтологического статуса, без которого невозможно ее существование как самостоятельной области гуманитарного знания.

Вопрос методологии является ключевым, поскольку от его решения будет зависеть интерпретация основных положений науки. М.С. Каган в своих лекциях отмечал тот факт, что расплывчатость, неопределенность противоречивость современных представлений об эстетике становится все более очевидной [1, c. 27] и может привести к размыванию предмета исследования.

Выделим основные, на наш взгляд, группы методологических проблем современной эстетики, от решения которых зависит ее дальнейшее развитие.

Во-первых, смешение эстетического и аксиологического (эстетическое сводится к оценке). Несостоятельность подобной редукции была продемонстрирована в ХХ в. путем глубокой аналитики эстетического и художественного (А.Ф. Еремеев, М.С. Каган, Е.Г. Яковлев и др.).

Во-вторых, происходит отождествление эстетического анализа с эстетическим анализом предмета. Речь идет об эстетическом, понимаемом как отношение, учитывающим опыт современных арт-практик (ориентированы на изменение способа их внеаксиологического толкования и интерпретации). Таким образом, необходимо уточнить категориальный аппарат эстетики, который соответствует состоянию эстетического опыта за последние десятилетия. Считаем, что является актуальным введение в научный оборот эстетики паракатегорий (В.В. Бычков), т. е. сущностных понятий еще не ставших категориями, но тяготеющих к их статусу. Паракатегории современной эстетики как семантические единицы «носят сугубо рабочий и скоропреходящий характер, как и обозначаемые ими смысловые образования» [2, c. 469]. Они необходимы для определения областей исследования современной эстетики, имеющей процессуальный характер создания новой выразительности.

Третья группа проблем связана с отождествлением традиционных и современных проблем эстетики. В работах В.В. Бычкова, В.В. Ильина, С.Л. Кропотова, Н.Б. Маньковской и др. определены причины кризиса классического типа рациональности и формирования «поисковых зон» неклассической эстетики. Выделение оппозиции «классическое–неклассическое» имеет методологическое значение в культуре постмодернизма, выявляет проблемный узел современной эстетики, указывая на возможность сосуществования (а не отрицания) двух направлений мышления, идущих от признания/отсутствия предельного основания и формирующих иное пространство культуры и искусства. Специфика неклассической эстетики заключается в смене интереса с вопросов метафизики искусства в область арт-практик. Разновекторная проблематика неклассической эстетики нашла выражение в наших научных исследованиях [См.: 3, 4, 5].

Подчеркнем еще раз, что рефлексия современной эстетики невозможна вне контекста неклассики. Сегодня как никогда возрастает потребность целостного осмысления эстетико-художественного опыта, способствующего всестороннему анализу эстетического как такового. М.С. Каган считает, что именно эстетика должна стать той целостной системой идей, которая сформирует предпосылки для возрождения философско-мировоззренческих систем [1, с. 49]. За понятием «целостность» стоит осознание взаимосвязи трех составляющих эстетического – исторической, теоретической и практической, на которые опирается современное исследование эстетики. Если историческая доминанта в исследовании сосредоточена на выявлении динамики направлений и проблем науки, а теоретическая раскрывает содержательное отличие классической и неклассической эстетики, то практическая дает аналитику современных арт практик. Таким образом, целостность анализа заключается в пересечении вектора синхронии и диахронии исследования, соотнося эстетику с общим контекстом современной культуры.

Среди множества перспективных методов, обратимся к содержательному анализу онтологического подхода, концептуально представленному М.М. Бахтиным, В.В. Бибихиным, А.Л. Доброхотовым, М. Хайдеггером и др. Суть нового проекта Н. Гартман видит в предельности и общности онтологии, которую нельзя определить объяснить [См.: 6]. Бытие эстетического является модусом «душевного мира или» как его выражение или проявление. Значение эстетического заключается в том, что оно связывает два мира (внутренний и внешний) и проявляет (выражает) человеческое бытие в пространственно-предметном.

Идея Н. Гармана об онтологической сущности эстетического получила развитие в трудах отечественных философов и эстетиков ХХ в. А.В. Гулыги, А.Ф. Еремеева, Л.А. Закса, М.С. Кагана, Е.Г. Яковлева и др. Выделяя специфическую особенность эстетического по-разному, авторы едины в определении онтологической сущности эстетического. Данный подход позволяет рассматривать три составляющие эстетического (историческая, теоретическая и прикладная) в диалектической целостности друг с другом.

Выводы. Таким образом, онтология эстетического представлена в различных формах (природной, социальной, художественной) и доступна для восприятия; существует как «квазибытие» в сфере искусства (имеет специфику как созданное человеком бытие в художественной форме); отличает эстетическое (направлено к самому бытию) и художественное (обращено к квазибытию).

В современной эстетической науке онтологический подход направлен на интеграцию материала классической и неклассической эстетики, представленного предельными «вопрошаниями» о смысле бытия. Рассмотрение эстетического с точки зрения онтологии означает не только взаимосвязь форм бытия, но и рождение новых (иных) форм бытия (инобытия). Следствием их взаимодействия является формирование новых категорий (паракатегорий), изменение смысловой наполненности. Формирование эстетосферы (М.С. Каган) способно формировать гармоничное отношение человека и мира, изучение которого формируется в рамках эстетики как самостоятельной философской науки.

 

Библиографический список

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. 544 с.

2. Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. 556 с.

3. Логинова М.В. Постмодернистский дискурс молчания // Credo new. 2008. 2. С. 7.

4. Логинова М.В. Становление выразительности современного искусства // Фундаментальные проблемы культуры. М.; СПб.: Эйдос, 2009. С. 487-490.

5. Логинова М.В. Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании // Интеграция образования, 2003. 1. С. 123-127.

6. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник-88. – М.: Наука, 1988. – С. 320-325.

 

 

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF MODERN AESTHETICS

 

M.V. Loginova, doctor of philosophical sciences, professor

National research Mordovia state university

(Russia, Saransk)

 

Abstract. the article deals with the problems of methodology of modern aesthetics within the context of human sciences, fixes the meaning of the multifaceted approach for specifying the subject of aesthetics, appoints its difference from philosophy of art, rationalizes the importance of ontological approach to the aesthetic in all fields of existence.

Keywords: methodology, aesthetics, aesthetic, philosophy of art, ontological approach.